Толкование слова ефесянам 6 14 17. Послание к ефесянам. Самое главное у павла

б. Дети и родители (6:1-4)

Добрые взаимоотношения между родителями и детьми возможны лишь в условиях жизни, контролируемой (5:18) Духом Святым.

Еф. 6:1-3 . Дети обязаны повиноваться своим родителям. Слова "в Господе" не означают, что дети должны повиноваться только верующим родителям. Как следует из Кол. 3:20, покорность детей отцу и матери угодна Господу - по той причине, что сего требует справедливость; да и сами условия существования в человеческом обществе требуют этого.

Далее Павел цитирует пятую заповедь (Исх. 20:12; Втор. 5:16) - в подтверждение упомянутой необходимости (чтобы дети повиновались родителям; Еф. 6:2а, 3). В вводном (по смыслу) предложении замечается, что это первая заповедь с обетованием. Но фактически апостол приводит вторую заповедь с обетованием (первую - в Исх. 20:6). Некоторые считают, что под "первой" Павел подразумевал, что это - первая заповедь, которую должны выучить дети. Однако первой все-таки следует усвоить первую, а не пятую заповедь.

Более вероятно, что Павел имел в виду несколько иное, а именно: первостепенное значение, какое имела пятая заповедь (которой к тому же сопутствовало обетование) для детей. Обетование или обещание сводилось к следующему: тем, кто повинуется своим родителям, будет благо, и будут они долголетни на земле.

В сущности здесь подразумевается непреложный закон, согласно которому послушание содействует самодисциплине, а это, в свою очередь, ведет к стабильности жизни. (Маловероятно, напротив, чтобы не привыкший к дисциплине человек жил долго.) Израильтянин, который упорно не покорялся своим родителям, терял привилегию радостной, долгой и стабильной жизни в земле обетованной. Примером могут послужить сыновья священника Илии - Офни и Финеес (1-Цар. 4:11). Хотя упомянутое обетование было дано Израилю в Ветхом Завете, оно остается в силе и в настоящее время.

Еф. 6:4 . К "отцам" обращение адресовано потому, что именно отец - официальный глава семьи, и на него возложена ответственность за воспитание детей. Отцы не должны раздражать (буквально - "вызывать гнев"; слово встречается только здесь и в Рим. 10:19; Кол. 3:21) своих детей неразумными требованиями, мелочными придирками или оказанием предпочтения одним детям перед другими. Ибо такие действия приводят детей в уныние (Кол. 3:21).

Им, отцам, надлежит воспитывать (ектрефете. - заботиться об удовлетворении физических и духовных нужд) детей в учении (паидеия - "воспитание ребенка", включаяшее направление его и исправление, при нужде - и наказание по тому примеру, как Бог наказывает верующих - Евр. 12:18) и наставлении (ноутезия - сравните 1-Кор. 10:11, а также с "наставлением в праведности" во 2-Тим. 3:16) Господнем. Дети должны повиноваться "в Господе" (Еф. 6:1), а родители должны в Господе воспитывать и наставлять. Бог должен быть в центре их взаимоотношений - тех, кого воспитывают, и кто воспитывает.

в. Рабы и господа (6:5-9)

Затем Павел переходит к третьей группе. Тогда как первые две были связаны семейными взаимоотношениями (жены и мужья, дети и родители), эта группа выходила за рамки семьи. Во дни Павла существовало рабство, и он не пытался изменить эту систему (1-Кор. 7:17-24). Очевидно, апостол подразумевал рабов-христиан, господами которых тоже были христиане.

Еф. 6:5-8 . Здесь говорится об обязанностях и ответственности рабов перед их господами. Рабы должны были повиноваться (сравните стих 1) своим господам со
1) страхом (в англ. Библии - "с уважением") и
2) трепетом,
3) в простоте сердца (т. е. не пытаясь обманывать их),
4) служа как бы Христу как рабы Христовы, исполняя волю Божию,
5) не с видимою только услужливостью (т. е. не только тогда, когда господа наблюдают за ними, но во всякое время),
6) исходя из внутренних побуждений (6:5), от души (стих 6) и
7) служа с усердием. Соблюдать все упомянутые принципы в служении надо потому, что каждый получит награду от Господа. Ибо он Тот, Кто может безошибочно и беспристрастно судить дела и побуждения человеческие (1-Пет. 1:17).

Еф. 6:9 . И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, т. е. старайтесь угождать Господу своим обращением со слугами. Господам не следовало быть чрезмерно суровыми с ними, но относиться к ним справедливо (сравните Кол. 4:1; Иак. 5:4) -по той причине, что и сами они были рабами такого Господина, Который являлся для них примером, - Господа как над господами, так и над рабами земли, не знающего лицеприятия, не различающего людей, в зависимости от занимаемого ими положения (Еф. 6:8).

В заключение нужно сказать, что только тот верующий, который находится под контролем Духа Святого (Еф. 5:18), способен исполнять все повеления, перечисленные в этих стихах (5:15 - 6:9). Во многих из них делается ударение на бескорыстии и самоотречении, которые свидетельствуют о действии Духа Святого в человеческом сердце.

Е. Участие в войне (6:10-20)

Если каждая из частей в 4:1 - 6:9 начиналась словом оун, переведенным как "посему" в 4:17 и "итак" - в 4:1; 5:1,7,15, и связанным контекстуально с перипатео - буквально "ходите" (4:1,17; 5:2,8,15), то эта, заключительная, часть начинается со слова "наконец" (тоу лоупоу). В ней обсуждается употребление верующим в помощь себе Божиих средств - дабы устоять ему против сил зла.

1. "Облечение во всеоружие" (6:10-13)

а. Укрепляйтесь Господом (6:10)

Еф. 6:10 . Павел призывает верующих укрепляться Господом и могуществом силы Его (речь идет о "силе" (кратеи), преодолевающей всякое сопротивление, - той, которой Христос творил чудеса). То есть верующие могут укрепляться как Самим Господом, так и средствами (ресурсами), имеющимися в Его распоряжении (Фил. 4:13).

б. Облекитесь во всеоружие (6:11а)

Еф. 6:11а . Форма греческого повелительного наклонения, в которой стоит глагол "облекитесь", указывает на то, что ответственность за выполнение этого действия лежит на верующих, которые как можно скорее должны облечься в Божие (а не в свое собственное) всеоружие (паноплиам - слово встречается далее в стихе 13). Подробное описание этого "всеоружия" (данное в Еф. 6:14-17) могло быть следствием наблюдения апостола за римским солдатом, охранявшим его в ожидании суда (Деян. 28:16,20).

в. "Облекитесь" - с целью противостать козням диавольским (6:11б-13)

Еф. 6:11б-12 . Цель облечения христиан во всеоружие Божие - в том, чтобы быть им способными стать против козней диавольских (сравните 4:27). Они не призываются ни нападать на сатану, ни провоцировать его на нападение, а только "стоять" на защите той "территории", которая отвоевана Христом и Его Церковью. Без Божиего оружия верующие будут побеждены днавольскими "кознями", эффективность которых сказывается на протяжении тысячелетий.

Борьба (брань), которая ведется Богом и Его сторонниками, - не физического характера, она направлена не против плоти и крови, это - духовная война против сатанинских сил. Хотя и не представляется возможным точно установить, о каких именно сатанинских силах идет речь, первые две категории (начальства и власти) уже упоминались в Еф. 1:21 и 3:10. Тут Павел добавляет к ним мироправнтелей тьмы века сего (по-английски: "мироправителей этого темного мира"; сравните 2:2; 4:18; 5:8) и духов злобы, чья деятельность протекает в сфере поднебесья.

О "небесах" говорится в Новом Завете всего пять раз и только в Послании к Ефесянам: 1:3,20; 2:6; 3:10; 6:12. Сатана находится теперь на небе (сравните 2:2) и будет оттуда свергнут в какой-то момент периода Великой скорби (Откр. 12:9-10); теперь же он пытается отнять у верующих те духовные благословения, которые даны им Богом (Еф. 1:3).

Еф. 6:13 . Этот стих толкуется по-разному, но будет полезнее понимать его как подведение итога уже сказанному, а именно, что подготовившись как следует (приняв всеоружие Божие, сравните стих 11), верующий обретает способность противостать в обороне. Такая точка зрения более согласуется с контекстом - ведь вслед за этим стихом Павел подробно описывает то "вооружение", в которое следует облечься. Заметим, что и само слово противостать в стихе 13 говорит в пользу "противостояния" обороняющихся (сравните Иак. 4:7; 1-Пет. 5:9).

2. Оставаться в броне и наготове (6:14-16)

а. Наказ: станьте! (6:14а)

Еф. 6:14а . Стихи 14-20 составляют еще одно длинное предложение в этом послании. Другие: 1:3-14,15-23; 2:1-7; 3:1-13; 14-19; 4:1-7,11-16.

Повелительная форма глагола станьте говорит о неотложности этого действия. Далее в греческом тексте следуют четыре причастия, выражающие цель или средство такого "стояния": по-русски переданы как "препоясавши", "облекшись", "обувши" и "возьмите" (6:14-16).

б. Всеоружие как средство (6:14б-16)

Еф. 6:14б . Римский воин перед тем, как облачиться в доспехи, опоясывался особым поясом, который, помимо обычной своей функции как части одежды, исполнял и другую: к нему крепилось оружие. Под "истиной" в выражении препоясавши чресла ваши подразумевается не Евангелие, а та личная приверженность верующего к истине (правде), которая выражается в таких его качествах, как честность и верность. Как солдатский пояс оставлял воину свободу в движениях, так и "истина" обеспечивает верующему свободу в его отношениях с самим собою, с другими людьми и с Богом.

Еф. 6:14в . И облекшись в броню праведности - имеется в виду не та праведность, которую получает уверовавший в момент своего оправдания при обращении к Богу (Рим. 3:24; 4:5), а освящающая его праведность Христа (1-Кор. 1:30), проявляющаяся в его жизни. Подобно тому, как броня (доспехи) предохраняла грудь воина от стрел противника, праведная жизнь христианина в процессе его освящения (Рим. 6:13; 14:17) защищает сердце его от козней диавола (Ис. 59:17; Иак. 4:7).

Еф. 6:15 . Этот стих не говорит о проповеди Евангелия, поскольку в стихах 10-16 нет речи о "продвижении христиан далее, вперед", но говорился о том, что им нужно устоять. Здесь скорее подразумевается "готовность" верующего в смысле "стойкости" или "способности твердо устоять на ногах в битве" благодаря тому, что благовестие вселяет мир в его сердце.

Еф. 6:16 . Щит римского воина изготовлялся из дерева и был размером три четверти метра в ширину и немногим более метра в длину. Щит обтягивался льняным полотном и кожею, так что попадавшие в него горящие стрелы гасли. Таким образом ои предохранял от загорания и другие части доспехов - вот почему Павел пишет: А паче всего, т. е. "в первую очередь". Вера есть духовный щит. Непоколебимая вера христианина в Господа может, следовательно, стать преградой на пути раскаленных стрел лукавого и угасить их.

3. Довершение вооружения (6:17-20)

а. Наказ: Возьмите! (6:17)

Еф. 6:17 . В греческом тексте апостол употреблял до этого места причастия, а тут при Ефесянам 6:17-23 прибегает к глаголу в повелительном наклонении - так что возникает параллель со стихом 14 ("станьте"). В шлеме было жарко, и носить его было неудобно, так что воин надевал его только перед лицом непосредственной угрозы. Зато он давал чувство безопасности тому, кто, надев его, защищал им голову. Так что образ шлема спасения может символизировать как чувство защищенности от злых сил, нападающих в настоящее время, так и предощущение будущего окончательного освобождения (сравните "шлем надежды спасения" в 1-Фес. 5:8).

И, наконец, римский воин брал в свою руку меч, и это было единственным оружием нападения. Слово "духовный" указывает здесь на источник происхождения этого меча, т. е. на то, что он дается Духом Святым; апостол уточняет, что подразумевает под ним слово Божие. "Слово" (греческое слово "рема", Еф. 6:26; Рим. 10:8,17; 1-Пет. 1:25)-это проповеданное Слово или нечто произнесенное Богом (какие-то истины, провозглашенные Им) и донесенные до человеческого сердца Духом Святым. Верующие нуждаются в таком "мече", чтобы отражать нападения врага, как это трижды сделал Иисус Христос, будучи Сам искушаем диаволом (Матф. 4:1-11).

б. Метод: сопереживать и молиться (6:18-20)

Еф. 6:18 . В греческом тексте здесь два причастия, которые на русский язык переведены глаголами "молитесь" и "старайтесь". Именно молясь и "стараясь", т. е. сопереживая, должен воин-христианин брать "шлем" и "меч" - эти два предмета, довершающие его "всеоружие". Когда враг нападает и - во всякое время - христианам следует молиться духом (по-англ. - "в Духе", т. е. в присутствии Духа Святого и в силе Его - сравните Иуд. 1:20). Под словами Всякою молитвою и прошением подразумеваются настойчивость и вместе горячность молитвы.

Подобно надежным воинам, верующим надо всегда быть на страже, буквально "не ослабевать в старании" (по-русски: "старайтесь… со всяким постоянством"). Они должны молиться о всех святых, потому что сатана не прекращает своей духовной войны против Христа и Церкви. В греческом тексте местоимение "все" (в разных вариантах) повторяется в этом месте четыре раза; в русском переводе оно трижды передано как "всякий" (в различных падежных видоизменениях) и один раз - словом "всех".

Еф. 6:19-20 . Павел просит своих читателей молиться не только "в общем" за всех святых, но и конкретно о нем самом, чтобы он мог с дерзновением возвещать тайну благовествовання. Здесь апостол, вероятно, имел в виду не столько практику своего обычного свидетельствования или проповеди Евангелия Христова, сколько некую конкретную свою нужду - быть смелым (дважды подчеркивает он это: с дерзновением и смело… как мне должно) и откровенным, говоря о тайне благовествования, когда предстанет перед кесарем в Риме (в случае, если иудеи возвели бы на него ложные обвинения). Дело в том, что римляне рассматривали христиан как одну из иудейских сект, тогда как иудеи считали их еретиками.

На судебном разбирательстве Павлу нужно было ясно показать, что христиане не являются ни иудейскою сектою, ни группой еретиков, но - совершенно новым образованием, Церковью, телом Христовым, состоящим из верующих как иудейского, так и языческого происхождения. Это напоминает нам пространное разъяснение Павлом "тайны благовествовання" в 2:11 - 3:11. Вот почему апостол говорил о себе как об исполняющем посольство в узах (Деян. 28:16,20; Еф. 3:1; 4:1; Фил. 1:7,13-14,16; Кол. 4:3,18; Филим. 1:1,9-10,13).

Ж. Заключение (6:21-24)

1. Павел ставит ефесян в известность (6:21-22)

Еф. 6:21-22 . По-видимому, Тихик и доставил это послание. Павел называет его возлюбленным братом и верным в Господе служителем. В Кол. 4:7 он называет его точно так же, добавляя слово "сотрудник". О Тихике, кроме того, упоминается в Деян. 20:4; 2-Тим. 4:12 и Тит. 3:12. Тихик должен был рассказать ефесянам об апостоле Павле - как он и что делает, с тем, чтобы утешить сердца их (сравните Еф. 3:13).

2. Приветствие (6:23)

Еф. 6:23 . Три духовные дара, часто упоминаемые Павлом, -мир, любовь и веру - находим и в завершающих строках этого Послания. Но вот фразы мир братиям нет более нигде в Новом Завете. Как это, так и любовь с верою (сравните 1:15), имеют свой источник в Боге. Павел выражает желание, чтобы читатели его послания продолжали любить других христиан, своих духовных братьев (поскольку все они "члены одного тела" - 4:25), сочетая эту любовь со своею верой в Бога, которой они сделались известны. Выражение Бога Отца и Господа Иисуса Христа схоже с теми выражениями, которые апостол употребляет в 1:2-3,17; 5:20.

3. Славословие (6:24)

Еф. 6:24 . Словом благодать, которым начиналось это письмо (1:2), оно и заканчивается. Слова неизменно любящими буквально звучат как "любящими бессмертной, нетленной (ен афтарсиа - сравните Рим. 2:7; 1-Кор. 15:42,50,53-54; 2-Тим. 1:10) любовью". Смысл этих слов в том, что любовь верующих к Господу Иисусу Христу должна быть чистою, неоскверненной никакими нечистыми побуждениями и скрытой неверностью. К сожалению, часть ефесян позднее утратила горячность своей первой любви ко Христу (Откр. 2:4). Так что Павлово благословение, хоть и несколько необычное для его посланий, прозвучало вполне уместно.

В этой главе I. Апостол продолжает свои наставления по вопросу семейных взаимоотношений, в частности, призывает детей и родителей, а также слуг и господ к исполнению своих взаимных обязанностей, ст. 1-9.

II. Призывает христиан к духовной борьбе с врагами своих душ и наставляет, как они должны вести ее; советует упражняться в христианских добродетелях, предлагая использовать их в качестве составных частей духовного оружия, чтобы устоять и защитить себя в этом конфликте, ст. 10-18.

III. Заключение послания, где он прощается с ефесянами, просит их молиться о себе и молится о них, ст. 19-24.

Стихи 1-9 . Здесь апостол дает дальнейшие указания относительно взаимных обязанностей членов семьи, останавливаясь на них весьма подробно.

I. Долг детей по отношению к их родителям. Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Повиновение родителям – это великий долг детей (ст. 1), поскольку они обязаны им своим существованием и власть управлять детьми дана им Самим Богом и природой, как слугам Его; если дети будут послушны своим благочестивым родителям, то и сами окажутся на пути истинного благочестия, как и их родители. Повиновение, требуемое от детей Богом, включает в себя как внутреннее почтение, так и внешние его проявления и действия. Повинуйтесь в Господе. Некоторые понимают эти слова как ограничение: «Повинуйтесь настолько, насколько это совместимо с вашим долгом перед Богом». Повинуясь своим земным родителям, мы не должны быть непослушны небесному Отцу, ибо наши обязанности перед Богом превыше всех других. Я же склонен видеть в этих словах причину повиновения: «Повинуйтесь своим родителям, потому что так повелел Господь; будьте послушны им ради Господа, из послушания Ему». Или это можно рассматривать как частный аспект общего долга: «Повинуйтесь вашим родителям, особенно в том, что касается Бога. Ваши родители учат вас доброму, вы должны повиноваться им в этом. Они учат вас тому, что полезно для вашего здоровья, и в этом вы должны повиноваться им, но главное: вы должны быть послушны им в том, что имеет отношение к Богу». Благочестивые родители наставляют своих детей ходить путем Господним, Быт 18:19. Они внушают им держаться пути послушания Богу и остерегаться тех грехов, какие наиболее свойственны их возрасту. Родители должны следить, чтобы в этих вопросах дети были особенно послушны им. Главная причина послушания детей родителям – ибо сего требует справедливость, это требование природы, это предписание Божие, и это в высшей степени подобает христианам. Это естественный порядок – родители повелевают, а дети повинуются. Хотя это может показаться слишком жестким, однако таков долг, и кто хочет угодить Богу и быть оправданным Им, тот должен исполнять его. В подтверждение своих слов апостол ссылается на пятую заповедь закона, которую Христос не только не отменил, но, напротив, подтвердил, Мф 15:4. «Почитай отца твоего и мать» (ст. 2). Почитание родителей подразумевает почтительное отношение к ним, послушание и оказание помощи, когда они в ней вознуждаются. Апостол добавляет: ...это – первая заповедь с обетованием. Здесь возникает небольшое затруднение, которое мы не должны оставить без внимания, так как некоторые, настаивающие на законности изображений (икон. – Прим. переводчика), приводят эти слова как доказательство того, будто мы не связаны второй заповедью. Но этот аргумент не убедителен. Вторая заповедь не имеет конкретного обетования, а только лишь общее утверждение о том, что Бог сохраняет милость к любящим Его до тысячи родов. Следовательно, здесь не имеется в виду первая из десяти заповедей как имеющая обетование, ибо после нее нет никакой другой заповеди, имеющей обетование, поэтому нельзя говорить, что она первая. Смысл этих слов, возможно заключается в следующем: «Это первая, или главная, заповедь, и она имеет обетование. Или, это первая заповедь второй скрижали, и она имеет обетование». Обетование заключается в следующем: «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (ст. 3). Заметьте: несмотря на то что обетование этой заповеди относится к земле Ханаанской, апостол показывает, что его, как и другие обетования Ветхого Завета относительно Ханаанской земли, следует понимать более широко. Чтобы мы не думали, что только иудеи, кому Бог дал Ханаан, обязаны были соблюдать пятую заповедь, апостол добавляет: «Да будет тебе благо...» Материальное процветание и долголетие – это благословения, обещанные соблюдающим пятую заповедь. Покорные дети часто вознаграждаются благословениями в этой жизни. Хотя так бывает не всегда, существуют примеры, когда послушные дети встречаются со многими скорбями, но, обычно, послушание вознаграждается таким образом, а если этого не случается, то потому, что Бог предусмотрел для них нечто лучшее. Заметьте:

1. Евангелие содержит как духовные, так и материальные обетования.

2. Хотя Бог имеет власть заставить нас исполнять свой долг, тем не менее Он обещает нам вознаграждение.

3. Если Евангелие обещает некоторые материальные преимущества, то они могут рассматриваться как побудительные мотивы к послушанию.

II. Долг родителей: И вы, отцы... ст. 4. Или, Вы, родители.

1. «Не раздражайте детей ваших. Бог дал вам власть над ними, но вы не должны злоупотреблять ею; помните, что ваши дети – это часть вас самих, поэтому с любовью и нежностью управляйте ими. Не будьте с ними нетерпеливы, чрезмерно суровы, не налагайте на них суровые запреты. Когда вы предостерегаете их, что-то советуете или укоряете, то делайте это так, чтобы не раздражать их. Покажите свое благоразумие и мудрость, стараясь убедить их, воздействовать на их разум.

2. Воспитывайте их хорошо, в учении и наставлении Господнем, в надлежащей дисциплине, исправляя их в кротости, чтобы они знали долг, какого от них требует Бог и посредством которого они смогут лучше узнать Его. Дайте им доброе воспитание». Огромный долг родителей – заботиться о воспитании своих детей: «Не только вскормить их, как делают животные, но воспитать их в учении и наставлении, как положено разумным созданиям. Более того, воспитать их не только как людей, в учении и наставлении, но и как христиан, – в наставлении Господнем. Они должны иметь религиозное воспитание. Научите их бояться греха, объясните им их долг перед Богом и побуждайте их исполнять его».

III. Долг рабов. Он тоже выражается одним словом повинуйтесь. Павел подробно останавливается на этом вопросе, зная, что в этом была большая нужда. Гражданское рабство не является несовмеcтимым с христианской свободой. Рабы людей могут быть свободными Господа. «Господам (своим) по плоти (ст. 5), то есть господам, распоряжающимся вашими телами, но не душами и совестью, ибо над ними имеет власть только один Бог». Итак, апостол говорит следующее рабам:

1. Чтобы они повиновались со страхом и трепетом. Они должны с почтительностью относиться к тем, кто поставлен над ними, боясь рассердить их и навлечь на себя их справедливый гнев.

2. Чтобы они были искренни в своей покорности: ...в простоте сердца вашего, не притворяясь покорными, замышляя при этом что-то против них, но служа им со всей верностью.

3. Служа своим господам, они должны взирать на Иисуса Христа (ст. 5-7), служа с усердием, как Господу, а не (как) человекам, то есть не только человекам, или не в первую очередь человекам. Служение земным господам, выполняемое перед лицом Господа, является также служением Господу, угодным Ему. Смотреть на Христа- это значит помнить, что Он видит их и всегда присутствует рядом с ними, что Его авторитет обязывает их добросовестно и верно исполнять свои обязанности.

4. Они должны служить своим господам не с видимою (только) услужливостью (ст. 6), то есть не только тогда, когда господа наблюдают за ними, но и в их отсутствие должны быть добросовестными в исполнении своих обязанностей, потому что их Господин на небе видит их; они не должны поступать, как человекоугодники, которые, имея возможность обмануть своего хозяина, не заботятся о том, чтобы угодить Богу и получить одобрение от Него. Заметьте: постоянное взирание на Господа Иисуса Христа делает людей верными и искренними на любом месте, какое они занимают.

5. Все, что они делают, должны делать с радостью: ...исполняя волю Божию от души, то есть служа своим господам так, как повелевает им Бог, не вынужденно, но из любви к ним и к своему делу. Служение с усердием (ст. 7) делает его легким для них самих, угодным для их господ и заслуживает одобрение у Господа Христа. Необходимо проявлять усердие по отношению к господину и к его семье, а особенно готовность исполнить свой долг перед Господом. Заметьте: служение, выполненное по совести, как для Господа, хотя и для неправедного господина, будет расцениваться Христом как служение, совершенное для Него Самого.

6. Верные рабы, исполняющие свой долг в страхе Божием, могут доверить Ему попечение о своем вознаграждении: Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал... (ст. 8), каким бы малым и скромным ни было это добро. Хотя его земной господин, вместо того чтобы наградить, может оскорбить и обидеть его, он обязательно получит награду от Господа Христа, раб ли он, или свободный, будь он бедным рабом, свободным человеком или господином. Христос не смотрит на существующие между людьми различия в настоящее время и не будет учитывать их и в день последнего великого суда. Ты думаешь: «Король, или начальник, или служитель, исполняющие свой долг здесь, конечно, получат свою награду на небе; но что такое я, несчастный раб, чтобы Бог вознаградил меня?» Нет, Бог обязательно вознаградит тебя за твой тяжелый унизительный труд, который ты выполнил из чувства долга, взирая на Него. Какие слова могут лучше заставить или ободрить рабов исполнять свой долг?

IV. Долг господ: «И вы, господа, поступайте с ними так же (ст. 9), то есть действуйте по тому же правилу. Будьте справедливы к ним, как хотите, чтобы они были справедливы к вам, проявляйте по отношению к ним доброжелательность и попечительность, стараясь в этом заслужить Божие одобрение». Заметьте: как рабы должны быть послушны и покорны своему долгу перед господами, так и господа должны строго исполнять свои обязанности перед ними. Умеряя строгость, то есть смягчая те наказания, какими вы угрожаете им. Помните, что ваши рабы сотворены по тому же образу, что и вы, поэтому не будьте деспотичны и высокомерны с ними, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь. «Вы находитесь в подчинении Господину, Который вменил вам это в долг, вы, как и они, являетесь всего лишь рабами по отношению к Христу. Вы будете так же наказаны Им за пренебрежение своим долгом, или за поведение, протвоположное ему, как любой другой человек, занимающий более низкое положение в этом мире.

Вы должны оказывать свое благоволение к другим, если хотите обрести благоволение Христа к себе; вы никогда не сравняетесь с Ним, как бы ни были строги со своими рабами». У Которого нет лицеприятия – богатый и уважаемый господин, если он несправедлив, высокомерен и груб, ни на йоту не будет оправдан Богом более, чем другие, ради его богатства и почета. Он призовет и господ и рабов к ответу за их поведение, и не пощадит первых ради их высокого положения, и не будет суров с последними по причине их униженного положения в этом мире. Если бы и господа и рабы не забывали о своих обязанностях перед Богом, о том, что вскоре должны будут дать Ему отчет, то значительно усерднее исполняли бы свои обязанности друг перед другом.

Стихи 10-18 . Эти стихи содержат общий призыв к верности в нашем христианском хождении и к мужеству в нашей христианской борьбе. Разве наша жизнь не есть борьба? Безусловно, ибо мы боремся с общими бедствиями человеческой жизни. Ни тем ли более является борьбой наша духовная жизнь? Несомненно, ибо мы боремся с противодействием сил тьмы и множеством врагов, удерживающих нас от Бога и от неба. У нас есть враги, против которых мы должны сражаться, есть Вождь, за Которого мы сражаемся, есть знамя, под которым ведем сражение, а также определенные правила войны, какими должны руководствоваться. «Наконец, братия мои (ст. 10), остается еще сказать вам о ваших обязанностях как воинов Христа». Воин должен быть мужественным и хорошо вооруженным. Если христиане – это воины Иисуса Христа, то I. Они должны понять, что им надлежит быть мужественными. Именно к этому призывают данные слова: ...укрепляйтесь Господом... Кому предстоит так много бороться и мечом отвоевывать каждый свой шаг на пути к небу, тот нуждается в большом мужестве. Поэтому укрепляйтесь, укрепляйтесь для служения, укрепляйтесь для страданий, укрепляйтесь для борьбы. Как бы хорошо ни был вооружен воин, если он не имеет мужества, то его оружие мало ему поможет. Заметьте: самым необходимым в духовной борьбе является духовная сила и духовное мужество. Укрепляйтесь в Господе, то есть либо в деле Господнем и за имя Его, либо, скорее всего, в Его силе. Нашей собственной силы недостаточно. Наше природное мужество равносильно совершенному малодушию, а наша природная сила- полному бессилию, все наши способности только от Бога. С Его силой мы должны и можем простираться вперед, не останавливаясь. Действуя верой, мы должны получать с неба благодать и помощь, могущие сделать нас способными совершить в нашем христианском труде и борьбе такое, чего сами по себе мы не в состоянии совершить. Сопротивляясь искушению, мы должны полагаться на вседостаточность Бога и на могущество силы Его.

II. Они должны быть хорошо вооружены: «Облекитесь во всеоружие Божие... (ст. 11) – используйте все виды оружия, пригодные для обороны и для отражения искушений и козней сатаны, то есть приобретайте и упражняйте все христианские добродетели, как всеружие, чтобы ничего не оставалось незащищенным, открытым для врага». Заметьте: тот, кто хочет показать себя человеком, имеющим истинную благодать, должен стремиться обладать всею благодатью, всеоружием. Оно называется всеоружием Божиим, потому что Он и подготавливает и дарует его. У нас самих нет такого оружия, какое оказалось бы достаточным в дни испытаний. Ничто не может заменить нам всеоружия Божия. Это всеоружие приготовлено для нас, но мы должны облечься в него, то есть молиться о благодати, использовать дарованную нам благодать, реализовать ее в действии, упражняться в применении ее, когда для этого представляется случай. Причина, почему христиане должны быть полностью вооружены: чтобы вам можно было стать против козней диавольских – выстоять до конца и победить, несмотря на все атаки сатаны, как его силы, так и его лукавства, на все его хитрости и ловушки, какие он расставляет для нас, и на все его козни против нас. Апостол подробно останавливается на этом и показывает:

1. Какая опасность угрожает нам и как необходимо нам облечься во всеоружие Божие, принимая во внимание, с каким врагом мы имеем дело – с дьяволом и всеми силами тьмы: Потому что наша брань не против плоти и крови, и далее, ст. 12. Мы должны быть готовы к брани не против обычного врага, не против человека, состоящего из плоти и крови, не против своей собственной порочной природы, но против духов злобы, правящих в этом мире.

(1) Мы имеем дело с искусным врагом, который прибегает к разным козням и всяческим ухищрениям, ст. 11. У него есть тысячи способов, как обмануть колеблющиеся души; за его искусность он назван змеем, древним змеем, опытным в искусстве искушения.

(2) Это мощный враг: начальства, власти, мироправители. Они многочисленны и сильны и правят среди языческих народов, находящихся еще во тьме. Темные части мира представляют собой престол сатанинской империи. Более того, они присваивают себе власть над всеми людьми, остающимися еще в состоянии греха и невежества. Царство сатаны есть царство тьмы, а Царство Христа – это Царство света.

(3) Это духовные враги: ...духи злобы поднебесные, или злые духи, как переводят некоторые. Диавол есть дух, нечистый дух. Опасность, угрожающая нам со стороны наших врагов, увеличивается еще более от того, что они невидимы и нападают на нас, прежде чем мы распознаем их. Бесы – это злые духи и они досаждают, главным образом, святым, побуждая их к духовной нечистоте, гордости, зависти, злобе и т. п. Они названы поднебесными, или обитающими на высоте (в англ. переводе. – Прим. переводчика), или под небесами, то есть, как понимают некоторые, в воздушном пространстве, между землей и звездами. Итак, атмосфера – это то место, откуда злые духи нападают на нас. Или, согласно толкованиям древних, эти слова означают: «Мы боремся за небо, или за небесное». Наши враги стремятся помешать нашему восхождению к небу, лишить нас небесных благословений, помешать нашему общению с небом. Они нападают на наши души, стараясь исказить небесный образ в наших сердцах, поэтому мы должны стоять на страже против них. В нашей христианской борьбе нам необходима вера, потому что мы должны бороться с духовными врагами, так же как она необходима нам и в нашем христианском труде, потому что мы получаем посредством нее духовную силу.

2. Каков наш долг – принять всеоружие Божие и облечься в него, затем устоять и преодолеть своих врагов.

(1) Мы должны противостать, ст. 13. Мы не должны поддаваться диавольским обольщениям и нападкам, но противостать им. И восстал сатана- сказано о нем в 1Пар 21:1. Если он восстал против нас, значит, мы должны восстать против него, восстать и сохранять противодействие ему. Сатана есть лукавый, и его царство – это царство греха; противостать сатане – это значит сражаться против греха. Дабы вы могли противостать в день злый, в день искушения или какого-нибудь сурового испытания.

(2) Мы должны устоять: ...и все преодолевши, устоять. Мы должны принять твердое решение, с помощью благодати Божией, не уступать сатане. Противостаньте ему, и он убежит. Если мы сомневаемся в победе, или в своем вожде, или своем вооружении, то мы даем преимущество своему врагу. Наше дело – противостать нападкам сатаны и не сдаваться; и после того, когда будет сделано все, что должны добрые воины Иисуса Христа битва закончится нашей победой.

(3) Мы должны вооружиться. Это здесь особенно подробно рассматривается. Представлен христианин в полном всеоружии, и это всеоружие исключительно божественное: Всеоружие Божие, оружие света (Рим 13:12), оружие правды, 2Кор 6:7. Апостол перечисляет все виды этого оружия, как оборонительные, так и наступательные. Военный пояс, или ремень, броня, ножные латы (или обувь воина), щит, шлем и меч. Следует отметить, что среди всего вооружения нет ничего, предназначенного для защиты спины, и если мы повернемся к врагу спиной, то окажемся незащищенными перед ним.

Истина, или искренность, – это наш пояс, ст. 14. В пророчестве о Христе сказано (Ис 11:5): И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Чем был препоясан Христос, тем должны быть препоясаны и христиане. Бог желает истины, то есть искренности сердца. Пояс – это крепость наших чресл, он соединяет все остальные части нашего оружия, поэтому упоминается первым. Я не знаю религии без искренности. Некоторые понимают под этим словом учение об истинах Евангелия: они должны так плотно прилегать к нам, как пояс прилегает к чреслам, Иер 13:11. Как пояс ограничивает и сдерживает тело, так истина удерживает от вольности и распущенности. Таким должен быть пояс воина-христианина, если он не препояшется им, то не будет иметь благословения.

Праведность должна быть нашей броней. Броня защищает жизненно важные органы, она закрывает сердце. Праведность Христа, вмененная нам, – это наша броня против стрел божественного гнева. Праведность Христа, достигнутая в нас, – это броня, укрепляющая наше сердце против атак сатаны. Апостол объясняет это в 1Фес 5:8: ...облекшись в броню веры и любви... Вера и любовь включают в себя все христианские добродетели, ибо верой мы соединяемся с Христом, а любовью со своими братьями. Вера побуждает нас усердно исполнять свой долг перед Богом, а любовь – праведно обращаться с людьми, то есть справедливо и милосердно.

Решимость должна быть подобна обуви для наших ног: Обувши ноги в готовность благовествовать мир, ст. 15. Обувь или медные латы в прежние времена были частью воинского снаряжения (1Цар 17:6), они предохраняли ноги воина от капканов и острых шипов, которые обычно тайно ставились на дорогах с тем, чтобы задержать продвижение врага; тот, кто натыкался на них, был уже непригоден к походу. Готовность благовествовать мир означает решительность и готовность сердца твердо держаться Евангелия и оставаться верным ему, что помогает уверенно шагать по пути веры, несмотря на всевозможные трудности и опасности. Это называется благовествовать мир, так как Евангелие приносит все разновидности мира – мир с Богом, мир с самим собой, мир друг с другом. Это также может означать призыв к покаянию, которое подготавливает к принятию Евангелия. Именно этим должны быть обуты наши ноги, ибо, живя жизнью покаяния, мы вооружаемся против искушений к греху и против козней нашего страшного врага. Доктор Уитби (Whitby) так толкует эти слова: «Вы будете готовы к этой битве, если обуетесь в Евангелие мира, если будете стремиться иметь миролюбивый и кроткий дух, к чему нас призывает Евангелие. Не будьте раздражительны, избегайте ссор, но покажите всю кротость и все долготерпение в отношениях со всеми людьми, и это обязательно сохранит вас от многих великих искушений и напастей, подобно тому как медные латы воина предохраняют его от капканов», и далее.

Вера должна быть нашим щитом: А паче всего возьмите щит веры... ст. 16. Это более необходимо, чем все остальное. В часы испытаний вера – все во всем. Броня защищает жизненно важные органы, а щит мы можем поворачивать в любую сторону. Сия есть победа, победившая мир, вера наша. Мы должны быть совершенно убеждены в истинности всех Божиих обетовании и предостережений, ибо такая уверенность очень полезна в борьбе с искушениями. Вера, как осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, окажет необыкновенную пользу для этой цели. Вера, принимающая Христа и Его дар искупления, получающая благодать от Него, является, подобно щиту, средством универсальной защиты. Наш враг, диавол, назван здесь лукавым. Он лукав сам и нас хочет сделать лукавыми. Его искушения Павел называет стрелами за их быстрый и непредвиденный полет и за глубокие раны, оставляемые ими в душе. Называя их раскаленными, он намекает на отравленные ядом стрелы, обычно вызывающие воспаление нанесенных ими ран. Сильные искушения, повергающие душу в адский огонь, – вот стрелы, которые сатана пускает в нас. Мы должны гасить эти раскаленные стрелы щитом веры, чтобы они не могли задеть нас или, по крайней мере, не причинили нам большого вреда. Заметьте: вера, действуя на основании слова Божьего и употребляя его, опираясь на благодать Христа и пользуясь ею, гасит стрелы искушения.

Спасение должно быть нашим шлемом (ст. 17), то есть надежда на спасение, 1Фес 5:8. Шлем защищает голову. Надежда на спасение, хорошо обоснованная и хорошо построенная, очищает душу и сохраняет ее от осквернения сатаной, утешает и хранит ее от смущения и тревог, какими он мучает ее. Он пытается ввергнуть нас в отчаяние, но добрая надежда помогает нам уповать на Бога и радоваться в Нем.

Слово Божие есть меч Духа Святого. Меч – это чрезвычайно важная и необходимая часть воинского вооружения. Так и слово Божие исключительно необходимо нам для духовной борьбы, чтобы мы могли выстоять в ней и добиться успеха. Оно называется духовным мечом (англ. меч Духа. – Прим. переводчика), потому что написано Духом Святым, и Дух делает его действенным и могущественным, острее всякого меча обоюдоострого. Подобно мечу Голиафа, нет подобного ему. Это оружие нападения, которым мы нападаем на противника. Слова Священного Писания самые сильные аргументы для отражения искушений. Сам Христос противостоял искушениям сатаны, говоря: «Написано», Мф 4:4,6, 7, 10. Слово, сокрытое в сердце, предохраняет его от греха (Пс 118:11) и умерщвляет похоти и страсти, гнездящиеся в нем.

Молитва должна скреплять все части нашего христианского всеоружия, ст. 18. Мы должны присоединить ее ко всем перечисленным добродетелям для защиты против духовных врагов и для получения своевременной помощи и поддержки от Бога; молиться мы должны во всякое время. Это не означает, что мы ничего не должны делать, как только молиться; существуют обязанности, какие необходимо исполнять в свое время и на своем месте, но мы должны соблюдать постоянное время молитвы. Молиться следует по любому случаю и так часто, как того требует наша собственная нужда или нужда другого человека. Мы всегда должны сохранять молитвенное настроение и совмещать молитву с другими обязанностями и повседневными делами. Хотя специальные и торжественные молитвы могут иногда быть несвоевременны (когда необходимо заниматься другими обязанностями), однако краткая сердечная молитва никогда не бывает несвоевременной. Мы должны молиться всякою молитвою и прошением, всеми видами молитвы: открытой, личной и тайной, общественной и уединенной, в специально отведенные часы и срочной. Молитва должна включать в себя все: исповедание греха, прошение о милости и благодарение за полученные благодеяния. Молиться надо духом; наш дух должен участвовать в молитве, и делать это мы должны при содействии благого Духа Божия. Мы должны стараться о сем, сохранять свое сердце в молитвенном состоянии, использовать для молитвы любую возможность и должны быть внимательны ко всякому побуждению нашего сердца к молитве. Если Бог говорит: «Ищите лица Моего», то наши сердца должны искать Его, Пс 26:8. Это следует делать со всяким постоянством. Мы должны верно исполнять свой молитвенный долг, как бы ни изменялись внешние обстоятельства, не оставлять его, пока живем в этом мире. Молиться молением не только о себе, но и о всех святых, ибо мы члены одного тела. В этом мире не так много святых и не такое у них хорошее положение в нем, чтобы они могли обойтись без наших молитв.

Стихи 19-24 . I. Павел просит ефесян молиться за него, ст. 19. Упомянув о молениях за всех святых, он причисляет к их числу и себя. Мы должны молиться за всех святых, и особенно за верных служителей Божиих. Заметьте, о чем он просит их молиться: «...дабы мне дано было слово, – чтобы мне избавиться от настоящих ограничений, чтобы я мог свободно распространять христианскую веру; устами моими открыто с дерзновением возвещать, то есть чтобы я мог передавать весь Божий план спасения безбоязненно, беспристрастно и не стыдясь». Возвещать тайну благовествования; некоторые понимают здесь под тайной ту часть благовестия, которая касалась призвания язычников и до тех пор была сокрытой, как тайна. Но тайной было все Евангелие, пока оно не стало известным через божественное откровение, и дело служителей Христа – возвещать его. Заметьте: Павел начальствовал в слове, его называли Ермием, потому что он был главным оратором (Деян 14:12), и тем не менее он хочет, чтобы его друзья просили для него у Бога дара слова. Он был удивительно мужественным человеком и часто доказывал это на деле, и все-таки хотел, чтобы они умоляли Бога дать ему дерзновение. Он умел говорить не хуже любого другого человека и, однако, просил их молиться о том, чтобы он мог проповедовать, как должно. Для подкрепления своей просьбы он приводит следующий аргумент – для которого (благовествования) я исполняю посольство в узах... ст. 20. Его преследовали и сажали в тюрьмы за проповедь Евангелия, и несмотря на это, он продолжал свое посольство, порученное ему Христом. Заметим:

1. Нет ничего нового в том, что христианские служители оказываются в узах.

2. Трудно говорить с дерзновением, находясь в узах.

3. Самые лучшие и самые выдающиеся служители нуждаются в молитвах добрых христиан и получают от них большую поддержку, поэтому они должны просить их об этом.

II. Павел представляет ефесянам Тихика, ст. 21, 22. Он отправил его с этим посланием, чтобы тот известил их о том, что было уже известно другим церквам, а именно: о его обстоятельствах и делах – о том, как обращались с ним римляне в узах и как он вел себя в этих обстоятельствах. Весьма желательно, чтобы положение служителей было известно их друзьям и чтобы служители знали о положении своих друзей, тогда они смогут лучше помогать друг другу своими молитвами. Чтобы он утешил сердца ваши – так описал его страдания, причину их, его настроение и поведение в этих страданиях, чтобы они не привели их к унынию, но, напротив, послужили поводом для их радости и благодарения. Он говорит, что Тихик – возлюбленный брат и верный в Господе служитель. Он был искренним христианином и таким же искренним братом во Христе; он был верным служителем Христа и был безмерно дорог Павлу; это обстоятельство обнаруживало его особую любовь к ефесянам, ибо ради них он расстался со своим добрым и любимым другом, общение с кем для него сейчас было особенно полезно и приятно. Но верные слуги Христа интересы своих ближних обычно предпочитают своим личным интересам.

III. Павел заканчивает свое послание добрыми пожеланиями и молитвами, и не только за них, но и за всех братьев, ст. 23, 24. Обычно его благословение звучит таким образом: Благодать и мир; здесь же он говорит: Мир братьям и любовь с верою... Под миром следует понимать все виды мира – мир с Богом, мир с совестью, мир между собой; это слово включает в себя также и внешнее благоденствие, он как бы хочет сказать: «Я желаю, чтобы ваше благоденствие продолжалось и возрастало». И любовь с верою. Это отчасти объясняет, что он имеет в виду под благодатью в следующем стихе: не только источник благодати, то есть любовь и благоволение Божий, но потоки благодати, благодать Духа Святого, проистекающую из этого божественного принципа, веру и любовь, включающие в себя все остальное. Павел желает им пребывать и возрастать в вере и в любви, что уже было в них. От Бога Отца. Все благословения и благодать даются святым от Бога благодаря заслугам и посредничеству Иисуса Христа, нашего Господа. Заключительное благословение более обширно, чем предыдущее, так как здесь он молится о всех истинных верующих в Ефесе и во всех других местах. Любовь к Господу Иисусу Христу является верным признаком всех святых. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа, с теми, кто остается верным своей любви к Христу, не изменяет ей ни при каких искушениях и обольщениях; чья любовь к Нему не оскверняется никакими похотями и любовью к тому, что неугодно Ему. Благодать, то есть благоволение Божие и все его благие дары, будут с теми, кто неизменно любит Господа Иисуса Христа. Каждый любящий Христа молится, или должен молиться, чтобы все его братья-христиане обладали этими дарами. Аминь, да будет так.

1 глава →

Обратите внимание . Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

6:1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (в соответствии с заповедями Господа), ибо сего [требует] справедливость.
Справедливость в отношении Божьего намерения создать гармоничное общество, воплощающее Его промысел в жизнь – требует определённой расстановки «кадров» и дисциплины подчинения младших - старшим «по званию».
Поскольку будущее общество должно стать единой семьёй Бога, Он организовывает каждого члена Своей семьи на примере устройства человеческой семьи, где глава семьи - это муж и отец, первая помощница главы - жена и мать, а дети - послушные помощники отцу и матери.
Без чёткой организации деятельности семьи, без распределения в ней прав и обязанностей – даже временной человеческой семье трудно сохранять длительную гармонию отношений.
Тем более ответственно должна быть организована семья в Божьих масштабах вечности: без признания принципа главенства в маленькой временной ячейке - и большую гармоничную семью в вечности - не построить.

6:2,3 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

Благополучие детей зависит от того, насколько они послушны своим родителям, знающим, что принесёт детям пользу, а что - вред: первые человеческие дети Бога, Адам и Ева, не послушались своего Отца и непослушанием подвергли смертельной опасности не только на себя, но и на всё человечество.
Для того, чтобы небесный Отец мог дать блага Своим детям, должно выполнится условие их послушания земному отцу. А если дитя не послушно отцу, которого видит – как может быть послушно тому Отцу, которого не видит? Не будет такому ни блага от Господа, ни долголетия.

6:4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Процесс воспитания детей и выработки в них привычки послушания родителям – длительный и непростой: очень часто в том, что дети непослушны - виноват отец.
Бог назначает именно отца, главу семьи, ответственным за воспитание детей в учении и наставлении Господнем, у отца к этому есть все способности и возможности - вдобавок к помощи Бога. Отец обязан позаботиться о том, чтобы плодом его воспитания стал ребёнок, желающий жить в Господе и поклоняться Ему.

Отец не должен быть самодуром с неразумными требованиями. Он должен стремиться быть благоразумным в своих требованиях к ребёнку, как Бог, который не требует от Своих детей ничего по прихоти, но лишь для их блага.
Методы воспитания должны быть подобраны так, чтобы дети не возненавидели отца и не раздражались от его наличия в семье: любящему, сильному духом и изобретательному отцу легче подчиняться. Отец, любящий дитя, обязан использовать в его воспитании исправительную розгу и не «возмущаться криком его» (Пр.13:24; 20:30; 22:15). Даже если ему придётся использовать «сто ударов» (более жёсткие меры, чем просто беседа) при ни действующем выговоре (Пр.17:10) – отец обязан их использовать ради будущего блага ребёнка (Пр.19:18)

6:5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
Как помним, Павел, наставляя собрание, учитывал существующую в то время этику взаимоотношений не только в семье, но и между господами и рабами. В те времена как хозяин, так и раб - могли стать христианами и смущаться от того, как братские отношения применять в этике своих отношений в качестве раба и хозяина.
(текст 6:9 говорит о том, что Павел имел ввиду господ и рабов из христиан)

Павел показал, что христианство не отменяло зависимости раба от хозяина, раб-христианин не имел права думать, что если хозяин - ему христианский брат, то можно вводить в жизнь панибратские отношения: дисциплина подчинения младших старшим распространялась и на отношения между рабом и хозяином, работником и работодателем, подчинённым и начальником.
(в случае, если хозяин - не христианин, сложностей не возникало)

Наделение начальствующих христиан (господ) властью руководить подчинёнными (рабами) - ничуть не мешало достижению единства и братства в христианском собрании: эта власть была актуальна вне собрания, вне христианской деятельности, в быту и на «работе». В собрании же - все братья и все, как хозяин, так и раб - должны быть послушны теократической власти (пресвитеру, старейшине)

6:6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
Подчиняться начальствующим - это повеление Бога для христиан, поэтому сложности подчинения, если они и возникали - могли компенсироваться осознанием того, что подчиняясь, христианин исполняет волю Бога. Поэтому подчинение начальствующим христианин может рассматривать как возможность в точности исполнить повеление Господа, а не как возможность выслужиться пред начальником.
(хотя принцип подчинения одинаковый как для раба, так и для подчинённого работника, однако отношения между хозяином и рабом - отличаются: раб является личной собственностью хозяина, но тем проще рабам было понять подчинение Иисуса Христа - раба Божия - своему Господину - Богу, чтобы и им стать рабами Христовыми.)

6:7,8 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.

Понимание того, что подчинение вышестоящим - это возможность исполнить волю Господа – помогает нести свою службу с усердием и без недовольства своей участью. Для Бога не имеет значения, кто исполняет Его волю и живёт по Его заповедям: раб или свободный, начальник или подчинённый - каждый получит от Господа столько, сколько «заработал», творя добро (принося пользу интересам Господа на земле)

6: 9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Кому из христиан выпало быть на месте господ, а не рабов, тому важно было понять, что макет их отношения к своим рабам - может воспроизвестись и на отношении Христа - их Господина - к ним как к его рабам.
То есть, в христианстве господа могут ожидать послушания рабов своих - себе, как самому Христу. А рабы могут ожидать от господ своих, чтобы с ними обращались так, как Христос обращается со своими рабами – с любовью, заботой, дружелюбием и т.д.

6:10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
После того, как Павел разложил им по полочкам суть гармоничных и справедливых взаимоотношений собрания по категориям семейным и рабовладельческим, он показал ценность взаимоотношений с Богом.
Самое важное, чем христиане могут укрепляться сами и укреплять веру свою - так это своими отношениями с Богом при помощи силы святого духа, полученной от Него в помощь свыше

6:11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
Дьявол - хитёр и козни его - сильны на низвержение христиан, поэтому без Божьего «оружейного арсенала» христианину невозможно выстоять до конца, чтобы не упасть.

6:12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Почему без всеоружия Божьего - христианин не справится с прохождением христианского поприща? Потому, что война их - не против людей, а против духов, сообщников дьявола. Ясно, что с духами злобы – обычным мечом не повоюешь, тут нужно духовное оружие, помощнее, чтобы оно могло давать отпор всякой бесовщине, ведущей себя в этом веке как начальствующие, как хозяева жизни и положения.

6:13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
У каждого христианина не один раз выпадает день злой – день испытаний и проверки веры на прочность, когда нужно поступать правильно, по-Божьи, а обстоятельства вынуждают поступить по требованию духов злобы – против Божьих принципов.
Без помощи Божьего духовного оружия - не одолеть противников.
Что входит в перечень Божьего арсенала, предоставленному Богом в помощь каждому христианину?
Узнаем из дальнейших разъяснений Павла.

6:14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
На примере вооружения римского воина Павел показывает символические предметы Божьего вооружения. Христианин, воин Господа, должен быть всегда «препоясан» истиной Бога и носить защитною броню в виде праведного образа жизни: козни дьявольские бессильны против того, кто живёт по истине Божьей, представляет интересы Бога на земле, исполняет Его волю и живёт по Его принципам. Такой человек находится в поле зрения Бога и под Его защитой, поэтому дьяволу он «не по зубам».

6:15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
«Сапоги» воина Господа у христианина выглядят как готовность идти и благовествовать мир Божий – проповедовать всем и всюду Царство Бога. И если кто-то уклоняется от этого средства защиты, не желая проповедовать благую весть - тот даёт место дьяволу, ибо «ноги» его - «босые» и не защищены от стрел лукавого.

6:16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
Верой возможно укрыться от нападок дьявола - как огромным щитом, защищающим сердце воина и все жизненно важные органы. Христианин со щитом веры сохраняет свою внутреннюю сущность, от которой зависит его духовное здоровье - неуязвимой пред орудиями дьявола

6:17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Голова христианина также должна быть защищена: главным образом - это разум, мысли. Они должны быть пропитаны Божьим словом, чтобы иметь христианину ум Христов и благодаря ему - достичь спасения.
Слово Божье дано христианину также не только для отражения нападения противника, но и в качестве духовного меча, заставляющего противника обратиться к Богу: этот меч – острее буквального, ибо он пронзает «внутренности» врагов Бога и побуждает их задумываться о смысле жизни и сопротивления Богу.

6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом,
Мысленная и постоянная молитва к Богу о помощи выстоять от ударов жизни века сего и происков дьявольских - также является мощной защитой воина Господня: сама по себе молитва укрепляет дух христианина, ибо просьбы к Богу лишний раз подкрепляют его доверие Всевышнему, решимость идти Его путями и готовность дать достойный отпор навалившимся трудностям.

и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
Постоянное мысленное общение с Богом развивает в христианине молитвенный склад ума, Бог для него становится реальностью и Лицом, постоянно присутствующим рядом. Такому христианину гораздо легче противостоять трудностям, сохраняя верность Богу, ибо ощущение Божьего присутствия придаёт дополнительные ответственность, мужество и силу для того, чтобы поступать праведно.
Молитвенные просьбы за всех остальных христиан, испытывающих трудности - помогают Богу обратить внимание и на тех, за кого просят. Молитва праведников – может во многом помочь (Иак.5:16)

6:19,20 и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.

Павел просит собрание молиться Богу и за него, но не о здоровье или собственном благополучии просит молиться Павел. А о том, чтобы не отнималась у него возможность смело проповедовать слово Божье всем и повсюду и беспрепятственно совершать дело Господа, в чём ему часто мешают трудные обстоятельства (узы проблем века сего)

6:21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
О Тихике, верном помощнике Павла, больше нет никаких сведений, кроме тех, что он был доверенным лицом Павла и должен был передать письмо апостола собранию в Ефесе (1Тим.4:12, Колос.4:7)

6:22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
Тихик должен был рассказать собранию в Ефесе о делах Павла, чтобы христиане этого собрания имели понятие, о чём им молиться за апостола Павла и в чём просить у Господа для него помощи.

6:23,24 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Павел заканчивает письмо пожеланием братьям своим по вере пребывать самим в любви Божьей и не лишаться любви со стороны Бога и Христа Его.

6:1-3 Детям оказана честь принимать ответственное участие в Христовом план объединения человечества - на сей раз через объединение поколений.

6:1 в Господе. Т.е. в соответствии с заповедями Господа. См. ком. к ст. 2.

6:2 первая заповедь с обетованием. Закон Божий потерял свою силу осуждать (Кол. 2,13.14), и соблюдение некоторых его предписаний неуместно по причине их завершенности во Христе (2,15; Кол. 2,16.17). Тем не менее, сквозь "важнейшее в законе" (Мф. 23,23) по-прежнему сияет воля Божия. И воля Божия есть то, чтобы дети почитали родителей и повиновались им, как Христос почитает и повинуется Отцу Небесному.

6:4 отцы. Родителям же (отцам особенно, хотя и не исключительно) Павел указывает ответственность их роли руководителей.

воспитывайте их. Греческий текст, скорее, содержит понятие вскармливания и взращивания (5,29). Родителям доверены ум, чувства и тело хрупких носителей образа Божия. Родители должны помочь детям обрести себя перед Богом.

в учении. Т.е. в формировании воли через дисциплину.

6:5-8 Рабы уподобляются Христу, когда усваивают состояние послушливой покорности (Флп. 2,1-11). Все верующие призваны разделить Христово уничижение и страдание в этой жизни, чтобы получить возвеличение и прославление с Ним в будущей (Рим. 8,17). Павел не стремится отяготить чью-либо долю этого страдания сверх того, что есть (1 Кор. 7,21), но не хочет обнадеживать, будто есть возможность избежать его. Далее, поскольку рабы в большей мере служат прославленному Христу, чем своим земным господам, они достигают совершенно нового, христоцентрического самосознания. Но достижению единства и братства поверх границ рабства препятствует то, что сама человеческая личность - предмет собственности другого человека. Павел утверждает, что право собственности Христа над нами делает все другие определения нашей личности несообразными: "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7,23).

6:9 И вы, господа, поступайте с ними так же. Если господа могут ожидать послушания себе, как Самому Христу, рабы могут ожидать от господ большего, а именно - чтобы с ними обращались так, как Христос обращается со Своими рабами.

6:10-17 Стремлению христиан к единству и чистоте противодействуют незримы духовные враги. Смерть и воскресение Христа поразили дьявола (Кол. 2,15); при Втором пришествии Христа сатана будет сокрушен окончательно (Рим. 16,20). Но в ожидании этого мир, даруемый Крестом, может быть ощутим только среди напряженной духовной борьбы. Хотя духовные силы тьмы уже побеждены, они еще не обезоружены.

6:10 укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Эти же выражения Павел употребил в 1,19, говоря о силе, восставившей Иисуса из мертвых и ныне действующей в верующих (ср. 3,16.18). Верующим рекомендуется противостоять темным силам зла не собственными силами, а силой, воскресившей Иисуса и с Ним воскресившей и их самих (2,4-6; 3,16-19).

6:11 Облекитесь. См. 4,24.

6:12 См. 1,21; 2,2; 3,10.

против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы. Все эти определения относятся к могущественным духовным существам, составляющим царство "князя, господствующего в воздухе" (2,2), где правит сатана.

тьмы. Ср. 5,8-14.

6:13 всеоружие Божие. Павел объединяет образ воинского вооружения римского пехотинца с некоторыми ветхозаветными образами Бога или Его Мессии как воителя. Сказанное в ВЗ о Боге или Мессии здесь отнесено к верующему.

6:14 препоясав чресла ваши истиною. Иными словами, Павел призывает всегда пребывать в истине, которая является мотивацией всех поступков христианина.

облекшись в броню праведности. Павел хочет, чтобы верующие облеклись праведностью Христовой (4,25; 5,9) и полнее соответствовали Его образу, что даст им стойкость в сопротивлении искушениям.

6:15 обув ноги. Несмотря на ясную аллюзию на Ис. 52,7, Павел не имеет в виду босоногого вестника, несущего Благую Весть. Здесь ассоциация с прочными сандалиями римского воина, которые давали ему устойчивость и защиту в битве.

6:16 щит веры. Если знание истины придает решимость (ст. 14), то вера ограждает и защищает от лукавого.

6:17 шлем спасения. Для Павла спасение есть одновременно опыт настоящего времени (2,8 и ком.) и будущая надежда (1 Фес. 5,8). Осознание своего спасения, подобно воинскому шлему, венчает "духовные доспехи" христианина, противостоящего силам тьмы.

меч духовный, который есть Слово Божие. Мечом, отражают атаки противника и, в свою очередь, разят его. О том, как Сам Иисус пользовался Писанием, см. Мф. 4,1-11; Лк. 4,1-13.

6:21 Тихик. Один из доверенных помощников Павла.

6:23-24 Отсутствие личных приветствий может быть объяснено соборным характером этого послания (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе,

Как скульптор, воспроизводя фигуру человеческого тела, сначала создает голову, потом шею и, наконец, ноги; так и Павел, сказав о муже – первом начале, и жене – втором начале, теперь говорит о третьем начале – детях. Ибо над женой властвует один муж, а над детьми и жена. Итак, «повинуйтесь» , говорит, «родителям» , но "в Господе" , то есть когда повеления их согласны будут с законом Господним. Потому что, если отец побуждает к нечестию: или желает сделать дочь свою продажной, или сына хочет научить постыдному образу действий, – такие повеления противны Господу, и им не должно повиноваться.

ибо сего требует справедливость.:

. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием::

И по естеству это, говорит, справедливо и законом повелевается. Как же он говорит, что это – первая заповедь? Ведь не эта первая заповедь, а: «неубий, не прелюбодействуй» . Но заметь, что он присовокупил: «с обетованием» . Ибо те первые заповеди не говорят об обетовании и воздаянии, потому что они содержат в себе запрещение зла, а не повеление делать добро; и никакой награды нет тому, кто только воздерживается от зла. Эта же заповедь, так как касается совершения добра, первая и содержит обетование. И замечательный порядок. Как только законодатель отклонил людей от злых деяний, он, намереваясь ввести их к совершению благих дел, на первом месте поставил почтение к родителям. Так как они – первые после Бога благодетели для нас, как источники жизни, то по справедливости пусть первыми наслаждаются нашими плодами.

. да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

Смотри, как кратко и немного в настоящем случае говорит, потому что дети не в состоянии следить за пространной речью. Да притом, если муж и будет сообразоваться с законами, которые он выше изложил, немного нужно труда, чтобы подчинить себе детей. Но не говорит о Царствии или о чем-нибудь возвышенном, а указывает на то, что особенно желает слышать детская душа; потому что к детям его слово. А что приятнее для детей долголетия? Когда-то было определено это законом и иудеям, как детям, так как они не в состоянии были услышать более совершенное.

. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

Не сказал: любите; потому что этого даже помимо их воли требует от них природа, но: «не раздражайте» , то есть не лишайте их доли и наследства, не тесните их грубо, обращаясь с ними не как со свободными, а как с рабами, и постоянно будьте терпеливы к ним.

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Восходит к началу и основанию покорности и указывает отцам, каким образом они могут сделать своих детей послушными. Ибо, если ты, говорит, желаешь, чтобы дети слушались тебя, воспитывай их в слове Божием, и не говори, что дело монахов – читать Божественное Писание. Ибо это – долг всякого христианина, и особенно живущих в мире, поскольку и нуждаются они в большей помощи, как живущие посреди житейского волнения. Равно как и для тебя нужно, что­бы дети слушали Писание; из сего ведь они могут узнать: «чти отца твоего и матерь твою» . Затем, ты воспитываешь сына на эллинских сочинениях, из которых познается все самое худшее, а ужели не будешь питать его словом Божиим?

. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти

Так как и добродетель слуг способствует благоустройству дома, то и этой стороны он не оставляет без внимания, но приступает к ней напоследок, потому что она и по достоинству своему есть последняя. Но с ними говорит не как с неразумными детьми, а как с совершенными, как это мы укажем впереди. Повинуйтесь же, говорит, господам по плоти, то есть временным. Сейчас же утешает их, указывая на то, что рабство временно и уничтожается вместе с плотью.

со страхом и трепетом, в простоте сердца, вашего, как Христу,

Относительно жены просто сказал: «да боится своего мужа» , а здесь сильнее выражается: ибо трепет есть высшая степень страха. Ибо жена равна мужу и свободная, а рабы – не равны. Хотя они и братья во Христе, но так как повелевает, чтобы и свободные подчинялись друг другу, даже жена мужу, то тем более рабы должны подчиняться господам. Ибо это не есть какое-либо унизительное дело, а напротив, высшее благородство – уметь смиряться и уступать ближнему. А так как многие из рабов боятся своих господ не из расположения, но в тайне коварствуют и злоумышляют против них, то присовокупляет: «в простоте сердца» , устраняя злоумышление.

. не с видимою только услужливостью, как человекоугодники,

То есть не только в присутствии и пред глазами господ, но и в отсутствии так служите им.

но как рабы Христовы,

Человекоугодник не служит Христу, как и в другом месте говорит: «если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ().

исполняя волю Божию от души,:

. служа с усердием,

Так как можно служить в простоте сердца и искренно, но не со всею силой, исполняя только какое-нибудь определенное дело; то поэтому присовокупляет теперь: "от души" , то есть от всей силы и готовности; даже «с усердием» , то есть со всею преданностью и охотой, а не по принуждению. В таком случае и низость рабства устраняется, если рабы добровольно совершают доброе и не дожидаются принуждения и побоев. Волею же Божией называет или подчинение (ибо этого желает Бог, то есть благого порядка), или же говорит: в том повинуйтесь, рабы, своим господам, чего желает Бог. Ибо может случиться, что и относительно детей сказано: господа побуждают их к чему-нибудь постыдному или к нечестию, а это не есть божественная воля.

как Господу, а не как человекам,

у Которого нет лицеприятия.

Не думай, говорит, что если ты будешь жесток к своему рабу, то не дашь ответа пред Богом вследствие ничтожности этого лица (раба). Это ведь свойственно внешним законам, которые знают различие между благородством и рабством, потому что от людей эти законы. Но здесь не так, потому что ты и сам есть раб Того же Господа, хотя бы ты и был жесток в отношении к рабу: ибо изначала не сотворил рабства, но его создало любостяжание (так относительно пленных) и оскорбление родителей, как это случилось с Ханааном. Но если и не от Бога оно произошло, однако подчинение Бог узаконяет ради благоустройства, и чтобы жизнь не была отягчена кровью.

. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.:

Дом каждого есть как бы войско: поэтому уже, приведя в порядок все силы, выводит их на войну. Ибо, если каждый в отдельности не будет нарушать своего порядка, тогда и военное дело будет в хорошем положении. А так как уже многое, что казалось расстроенным, он привел в порядок, то не страшитесь, говорит, но дерзайте в силе Господа. Ибо у Него не просто сила, но «могущество силы» , то есть Он имеет силу неизреченную и все превозмогающую.

. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

В чем состоит всеоружие, это покажет несколько после. Но заметь, почему он не сказал: битвы или войны, но – "козни" . "Козни" есть обольщение и уловление посредством хитрости. Ибо враг не открыто предлагает грех, например, он не склоняет явно к идолопоклонству, но располагает к этому иным способом, коварствуя, то есть правдоподобным словом и пользуясь хитростью. Павел же указанием, что противник ужасен и изворотлив, ободряет их и побуждает к осторожности.

потому что наша брань не против крови и плоти,

И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными. У нас дело, говорит, не с обыкновенным врагом, и не с людьми, подобными и равносильными нам.

но против начальств, против властей,

дабы мне дано было слово – устами моими открыто

Итак, он, не заботится о том, что говорить, но как сказал Христос: «не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (), – так и он, отверзая уста, передавал то, что повелевал Бог; так и все он совершал божественной благодатью. Отсюда уразумеешь меч духовный, который есть слово Божие.

с дерзновением возвещать тайну благовествования,:

. для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.

То есть чтобы мне, как должно, защитить себя, как проповедника веры, с дерзновением и мужеством и великим благоразумием. Но к кому же ты исполняешь посольство? К людям, чтобы примирить их с Богом; но они связали меня, хотя по закону послы не должны подвергаться никакому насилию. Итак, хотя узы положены на меня, чтобы обуздать мое дерзновение, но ваша откроет мне уста, чтобы дерзать и говорить все, что повелел мне поручивший мне посольство. Видишь ли, меч есть дерзновение в проповедании слова Божия, которое Павел хотел говорить во откровении уст.

. А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный

Что относилось до учения и утешения, то сам объяснил чрез послание; но когда вспомнил об узах, не останавливается на беседе о них, а оставляет нечто и Тихику рассказать о нем, чтобы не бесполезно было присутствие этого брата. Так как он «возлюбленный» , то все знает; так как "верный" , то не солжет.

в Господе служитель,

То есть служащий для Бога и в божественном деле, а не ради чего-нибудь мирского или относительно чего-нибудь земного; или – брат в Господе, то есть духовный брат.

. которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.

Святой Иоанн Златоуст так говорит: «чтобы вы узнали о нас», то есть да возвестит вам, что со мной и не допустит вас унывать из-за меня, так как я нахожусь в бедствиях и ношу узы. А это указывает на любовь и с его стороны к ним, и со стороны тех к нему.

. Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

Просит им мира и любви с верой. А это значит следующее: или чтобы они любили не инославных, а одних верных, или что и веру нужно иметь им для того, чтобы иметь надежду относительно будущего. Ибо без веры бесполезна любовь, и даже более, без веры не было бы любви. Что и сказал он словами: мир и любовь с верой. Научая же, каким образом мир будет, присовокупил: чрез любовь. А любовь каким образом? Если будем иметь веру.

. Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Здесь отделил мир от благодати, особо поставив то и другое, хотя повсюду соединял их. «В неистлении» (по-русски – неизменно) же, то есть в чистоте, или любящих Христа не в богатстве и славе, но в нетленных благах, то есть ради нетленного; или – что любящий Христа чрез добродетель Его любит. Ибо есть тление, а добродетель – нетление. Ибо, как о деве говорим, что растлевается, так и о душе; посему и Павел говорит: «чтобы ваши умы не повредились» (), и «развращенные умом» (). Посему следует и нам показывать любовь ко Христу посредством чистоты в жизни и стремления к тем нетленным благам, и вообще посредством всякой добродетельной жизни, которая соблюдает душу непорочной, не растлеваемой ни учением, ни нечестием, соблюдает в Самом Христе, непорочном Женихе девственных и непорочных душ, Которому слава во веки веков. Аминь.