Ребенок 21 месяц развитие. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей. Растем и развиваемся

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности. Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для этого возраста свойственен феномен «я сам». Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев - одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.

В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Ваша задача - научить малыша контролировать свои чувства. Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого. Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.

Малышу необходимы игрушки.

Во-первых, они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Подберите такие игрушки, которые будут способствовать развитию речи, движений, сюжетной игры, предметной деятельности. Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.

Для сюжетной игры:

  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.

Для развития предметной деятельности:

  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.

Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающаяконструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Развитие ребенка с этого возраста может сильно отличаться от развития его сверстников, как в физических возможностях, так и интеллектуальных. Вина этому — окружение и генетические факторы.

Физическое развитие

Все движения находятся под контролем, некоторые дети на шестом месяце уверенно сидят и ползают. Активные детки осваивают ползание быстрее, чем их сверстники со спокойным характером. В этом месяце можно судить о ведущей стороне — правой или левой, однако это явление не постоянно и в будущем может измениться. Большая половина детей только сейчас практикуют переворот с живота на спину, тогда как поворот со спины на живот уже освоен и легко выполним. Если раньше малыш удерживал предмет в одной руке, то теперь он может перекладывать его из одной руки в другую и удерживать сразу две погремушки.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

Ребенок учится эмоциональному самоконтролю, узнает свое имя, имитирует услышанные звуки. Ему хорошо известно, что объекты не перестают существовать, даже когда исчезают. Скоро, малыш начнет настойчиво искать исчезнувшие из его вида предметы. Кроха успокаивается, когда ему дают любимую игрушку, которая становится заменой укачиванию. Негативное эмоциональное состояние выражается не только плачем, но и резким вскрикиванием или хныканьем.

Активно исследуются свойства предметов, крохе нравятся блестящие и шелестящие предметы, мягкие и шероховатые поверхности игрушек. Ребенок не нуждается в дорогих игрушках, он вполне может увлечься клочком бумаги или фольгой от шоколада, но будьте осторожны, следите, чтобы он не проглотил клочок бумаги и не порезался.

В возрасте 21-22 месяцев ребенок использует уже достаточно много слов, в среднем 18-20; хотя в развитии речи, как и всего остального, возможны вариации в пределах нормы. Он начинает уверенно складывать слова в короткие предложения, любит называть предметы и может попросить какую-либо игрушку или блюдо за столом. Он также способен следовать более сложным инструкциям и хорошо знает части своего тела. Малыш радуется, когда ему задают вопросы, и начинает знакомиться с понятием вежливости, при этом используя в качестве ролевой модели своих родителей, так что следите за тем, чтобы подавать ему достойный пример. В возрасте 21-22 месяцев у ребенка отчетливее проявляется чувство юмора, и многие виды деятельности для него становятся теперь очень притягательными.

Ему начинает особенно нравиться музыка, так что дайте ему возможность слушать образные произведения. Если вы играете на музыкальном инструменте, позвольте ребенку рассмотреть его и помогите помять принцип действия, затем сыграйте простую мелодию. Может быть, крошка начнет вам подпевать. И обязательно начнет танцевать, а вы можете научить его ритму, используя две ложки, барабан, клавиатуру или свой голос и ладоши.

Ребенок в этом возрасте уже гораздо лучше понимает назначение различных предметов. У него существенно улучшается способность к разрешению проблем, он начинает точнее подбирать части головоломки или переходит к более сложным логическим играм. Малыш всегда рад, если вы читаете ему, и он уже может переворачивать страницы и подхватывать знакомую сказку. У него есть свои любимые книжки, и он может каждый вечер требовать у вас читать ему одно и то же. Если он хочет показать вам что-то интересное, то может тянуть вас за собой. Если ребенок столкнулся с чем-то новым, помогите ему понять, что это такое, дав простое объяснение.

Он любит наряжаться, и это станет прекрасным развлечением для дождливого дня, когда вы не хотите выходить на улицу. Можно предложить ему лепить из теста или разрисовывать лицо специальными красками, потому что ребенку в этом возрасте, как правило, очень нравится любое дело, от которого остаются грязь и беспорядок. Его поведение становится более социальным, он уже играет рядом с другими детьми, но пока еще не вместе с ними.

Ему нравится не только наряжаться в забавные и необычные костюмы, но и просто надевать свою обычную одежду. Вам стоит по возможности позволять ребенку пытаться проделать это самостоятельно, хотя времени будет уходить существенно больше. Каждое действие, которое он учится выполнять самостоятельно, — это шаг к независимости. Ребенок испытывает чувство гордости за то, что сделал что-то «сам».

В возрасте 21-22 месяцев к ребенку начинает приходить осознание таких понятий, как верх и низ, большое и маленькое. Он также знакомится с представлением о времени, может спокойно ждать чего-либо в течение нескольких минут. Он уже хорошо разбирается в том, что принадлежит ему, а что — другим людям, хотя пока то, что принадлежит ему, волнует его куда больше всего прочего. Это понимание дает ему возможность иногда помогать вам, и если попросить, он уже может убрать игрушки.

Во время еды ребенок ведет себя беспокойно и не желает знакомиться с новыми блюдами. Не переживайте, не устраивайте за столом сражения, потому что победит все равно ребенок. Продолжайте предлагать ему новую пищу и поощряйте его, если он соглашается ее попробовать, хвалите, даже если он откусил только маленький кусочек. Вскоре он привыкнет к разнообразному меню, особенно если попадет в игровую группу или ясли, где начнет повторять за другими детьми.

Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев отличается особенностью получения новых знаний методом собственных проб и ошибок. Малыш трогает все руками, пробует все на вкус, прислушиваясь и принюхиваясь. Ребенку нравится анализировать самостоятельно полученную информацию и делиться ею со своими сверстниками в процессе общения.

Физиология детей в 1 год 9 месяцев

Детский организм крепчает не по дням, а по часам. Среди основных показателей, характерных ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев:

  • рост – 80-91 сантиметр для мальчиков и 77-90 сантиметров для девочек;
  • вес – от 10 до 15 килограммов у мальчишек и 9-14 килограммов у девчонок;
  • окружность головы – 46-50 сантиметров.

Помимо уже полностью развитых двигательных функций, ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев удается свободно перешагивать через препятствия, а также ходить по гимнастическим скамейкам, приподнятым от поверхности, метко забрасывать мяч в корзину.

Прием пищи уже не доставляет ребенку каких-либо затруднений: без особых потерь еда любой консистенции умело отправляется в рот.

Дети любят, а главное – умеют одеваться. Мальчишки справляются с маечками и футболками, а девчонки ловко одевают через голову платья. Расстегивание, развязывание и стаскивание одежды и обуви происходит еще легче и быстрее.

При возникновении физиологической потребности малыши все чаще сами ходят на горшок, прекрасно зная, где он, горшок, территориально находится, освобождая родителей от обязанности бежать за этим предметом туалета при первой необходимости. Родителям достается контроль в послепрогулочное время и после сна, в остальное время дети стараются сделать это сами.

Малыши возраста 1 года 9 месяцев очень любят гимнастические упражнения, поэтому для развития опорно-двигательного аппарата полезно заниматься утренней гимнастикой. Если ребенку уже представлено место в детских яслях, то он занимается физкультурой вместе со своими сверстниками. Ежели Ваш малыш пока находится на домашнем воспитании, следует включить разминку в утренний моцион.

В зависимости от уровня развития у детей 1 года 9 месяцев во рту уже живет до 20 зубов, которые активно справляются с твердой пищей.

Режимы питания, сна и отдыха в 21 месяц жизни

Общая продолжительность сна особо не отличается от той, которая была месяц-два назад и составляет около 12-13 часов в сутки, что вполне достаточно ребенку для восполнения требуемой энергии. Как и прежде, родителям педиатры и психологи советуют не настаивать на обязательном дневном сне, а довольствоваться спокойным времяпровождением в виде прослушивания музыкальных произведений и чтения книг.

В детское меню ребенку в возрасте 1 года 9 месяцев включаются все продукты со взрослого стола, если у него нет индивидуальной непереносимости. Не стоит напоминать о том, что обязательно, помимо основных блюд, в рационе должны быть фрукты и сезонные ягоды, а фастфуд, сосисочные и копченые изделия следует забыть и совсем не демонстрировать ребенку.

Если Вашему ребенку пока неизвестен вкус сладостей, 1 год 9 месяцев – не лучший возраст для начинания. Поберегите недавно появившиеся молочные зубки, им предстоит еще долгая работа.

Если количество приемов пищи Ваш ребёнок сократил с четырех до трех раз, не настаивайте и не пытайтесь насильно накормить. Голодным он в любом случае не останется, а в виде перекусов хорошо подойдут яблочки, бананы, печенье и кефир.

Интеллект и психология детей к 21 месяцу

К достижению 1 года 9 месяцев необходимо дальше развивать речевой аппарат, причем происходит это быстрыми темпами, количество слов достигает 30. Каждый день приносит пополнение в детский словарный запас. Зачастую малыш просто говорит то, что где-то подслушал, поэтому взрослым следует обращать внимание на свою речь и быть осмотрительными при выборе своих слов. Не обязательно, но довольно часто в возрасте 1 года 9 месяцев дети разговаривают простыми предложениями из нескольких слов.

Эмоциональное состояние малышей этого возраста, как правило, больше связано с радостью, чем со слезами. По его настроению уже безошибочно можно определить, доволен ли малыш или чем-то расстроен.

Прогрессирует высокими темпами развитие цветовых познаний и размеров предметов – все это малыш делает уже без сомнений и затруднений. Дети начинают рисовать прямые линии и окружности. Особо умелые на пальцах показывают, что скоро им исполнится два.

Все больше ребенок 1 года 9 месяцев стремится общаться с другими детьми, вступая в отношения сотрудничества. Коммуникабельность становится яркой чертой для возраста 1 года 9 месяцев, дети легче идут на контакт с незнакомыми им людьми.

Игровые занятия

Развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев происходит с использованием различных игровых занятий, но предпочтение сейчас они отдают физической активности. Поэтому сделайте с утра зарядку, включите в прогулку занятия с мячами, устройте вечером ванную с игрушками. Это поможет выплеснуть лишнюю энергию, добавит ребенку положительных эмоций и повысит аппетит.

Интеллектуально развивать можно, используя давно прижившиеся кубики-пазлы-конструкторы. Важным дополнением в возрасте 1 года 9 месяцев становится альбом для рисования и первые краски и фломастеры. Лепка как из мягкой массы, так и из пластилина даст дальнейшее развитие моторики ребенка и будет способствовать усидчивости, которой сейчас очень не хватает.


    Рисование для малышей. Рисование для самых маленьких. Ребенок 1 год 9 месяцев.

Ребёнок в третьей четверти второго года жизни умеет сам подниматься по лестнице, присаживаться на корточки, но совершенно не может справляться с припадками гнева, которые так характерны для этого возраста.

Девочки к 21 месяцу весят 7,6 - 16 килограммов, рост имеют 74,5 - 92,9 сантиметров, окружность головы 42,6 - 50,9 сантиметр, окружность груди 47,5 - 55 сантиметров.

Мальчики к 21 месяцу весят 8,2 - 16,2 килограммов, рост имеют 76,5 - 93,8 сантиметров, окружность головы 43,8 - 51,9 сантиметра, окружность груди 47 - 56 сантиметров.

К 1 , 9 годам ваш ребенок

  • Прячется за маму в случае опасности
  • Начинает говорить: «Я сам!»
  • Начинает пользоваться горшком
  • Пинает мяч
  • Любит рисовать
  • Умеет прыгать

Самостоятельные «юбочники»

Детей этого возраста иногда называют «юбочниками», потому что они предпочитают держаться рядом с мамой, а в случае малейшей опасности - прячутся за неё. Иногда они так и ходят, зажимая краешек маминого подола в своём кулачке. Это - очередной этап развития: ребёнок начинает осознавать, что мир таит много опасностей и его пугает всё непонятное и новое. А мама всегда защитит, поэтому самое безопасное место рядом с мамой.

В то же время растёт стремление к самостоятельности и самое частое, что произносит ребёнок: «Я сам!». Конечно, нужно всячески поддерживать это стремление к самостоятельности. Чтобы малыш мог сам одеться - планируйте выход на прогулку заранее, с запасом времени на затянувшееся одевание. Если сейчас подавить это стремление всё делать самому, то впоследствии его придётся долго вырабатывать.

Горшок, пожалуйста!

С одного года восьми месяцев ребёнок, носивший одноразовые подгузники готов к приучению к горшку. Для этого рекомендуется взять обычный горшок, а подгузники использовать специальные, переходные, которые создают у ребёнка ощущение дискомфорта при намокании. В среднем требуется от одного до четырёх месяцев, чтобы ребёнок перешёл на обычные трусики и начал правильно пользоваться горшком.

Несложная координация

В этом возрасте ребёнок может выполнять движения, требующие сложной координации - подниматься по лестнице и присаживаться на корточки. Он хорошо прыгает, как на месте, так и вперёд, обегает препятствия, глядя под ноги, пинает мяч. Любит рисовать, достаточно долго выводя каракули на листе бумаги. В этом возрасте и девочки и мальчики любят катать машинки, как маленькие, так и большие.

Как мне справиться с гневом?

Ещё один факт, который замечают все родители детей от полутора лет и старше - ребёнок начинает сердиться, злиться - всячески проявляя свой гнев, возникающий по разным причинам: не хочет есть, нужна игрушка, устал на прогулке, плохо себя чувствует, проголодался и так далее. То есть, гнев - это просто выражение дискомфорта. «Воспитывать» ребёнка при этом не эффективно. Лучше выяснить причину, которая привела к вспышке гнева, и потом спокойно обсудить её с ребёнком: «Ты был голоден и сильно плакал, а я сразу и не поняла, что ты хочешь. Давай, в следующий раз, когда ты захочешь кушать, ты мне скажешь, и я тебя накормлю».

В 18 месяцев ребёнку делают ревакцинацию от дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита. В 20 месяцев проводят вторую ревакцинацию от полиомиелита. В 21 месяц ребёнка осматривает педиатр в поликлинике.