Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Ранняя половая жизнь подростков: факты и статистика Психологическая готовность к отношениям с парнем

Д.Б. Эльконин писал про этот период онтогегеза человека так:

В последние годы в исследованиях, проведенных под руководством Т. В. Драгуновой и Д. Б. Эльконина , было установлено, что в подростковом возрасте возникает и развивается "особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа деятельностью общения. Ее отличие от других форм взаимоотношений, которые имеют место в деловом сотрудничестве товарищей, заключается в том, что основным ее содержанием является другой подросток, как человек с определенными личными качествами. Во всех формах коллективной деятельности подростков наблюдается подчинение отношений своеобразному «кодексу товарищества». В личном же общении отношения могут строиться и строятся не только на основе взаимного уважения, но и на основе полного доверия и общности внутренней жизни. Эта сфера общей жизни с товарищем занимает в подростковом периоде особо важное место. Формирование отношений в группе подростков н а основе «кодекса товарищества» и особенно тех личных отношений, в которых этот «кодекс» дан в наиболее выраженной форме, имеет важное значение для формирования личности подростка. «Кодекс товарищества» по своему объективному содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений, существующих между взрослыми людьми в данном обществе.

Деятельность общения является здесь своеобразной формой воспроизведения в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение.

Таким образом, есть основания полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков.

В этом тексте говорится об общении между подростками в целом, но по этому принципу можно ответить и на вопрос:" почему многим кажется, что подростки в своих "встречаемся" похожи на взрослых." А также можно предположить, что эту влюбленность можно считать частью одной из ведущих деятельности подросткового периода. Нельзя осуждать такое поведение, но и нельзя забывать о существующих законах о половых контактах и т.д. Все равно надо иметь какие-то границы дозволенного, потому что в нашем обществе есть свои устоявшиеся нормы поведения в каждом возрасте. Когда происходит несоответствие действительности и каких-то внутренних стереотипов человека, он и начинает возмущаться:"Да как так можно","В вашем возрасте я играл в машинки", "А мне сейчас 78, а я пью молоко и смотрю мультики" и т.д.

Можно сказать, что деятельность интимно-личностных отношений и учебная деятельность необходимы подростку так, как необходима игровая деятельность для дошкольного возраста. Но все равно надо следить за тем, чтобы эти безобидные отношения не перешли в уголовную статью.

Всем приветик!

Сегодня я с радостью публикую еще одну статью моей старшей сестры. Мы с Тоней будем рады, если она поможет вам:).

Здравствуйте, дорогие девушки!

Сегодняшняя моя статья будет посвящена ранним отношениям. Скажу сразу, что я подразумеваю возраст до 17-18 лет.

Наверное, сейчас процентов 80 читательниц закроют эту страницу, решив, что здесь будут нравоучения. Ошибаетесь. Я не буду никого учить или указывать, как жить.

Итак, почему тебе не нужны отношения в раннем возрасте.

Во-первых, причины, по которым ты хочешь иметь парня очень часто далеки от истинных . Об этом хорошо написала Саймон в своей статье « ?».

Сейчас я понимаю, что все мои страдания в 15-17 лет были спровоцированы не столько неразделенной любовью, сколько моим статусом в глазах окружающих. Если в плане учебы я была круглой отличницей и умницей, то вот в плане отношений и количеству бывших парней (у меня вообще не было ни одного), я явно проигрывала одноклассницам.

В младших классах достаточно было хорошо учиться и ты авторитет. А вот в старших, чтобы иметь хоть какой-то вес в глазах одноклассников (точнее, одноклассниц), нужно было иметь парня.

И я очень страдала по поводу его отсутствия. Но правду говорят, что время все расставит по своим местам. Сейчас я вижу, что те девушки, которые еще до окончания школы поменяли несколько парней в лучшем случае вышли замуж «по залету» за одного из них. В худшем – до сих пор (а нам уже по 26-27 лет), живут то с одним, то с другим. А вот замуж их никто так и не зовет.

Во-вторых, в таком юном возрасте ты еще не можешь построить хорошие отношения .

Почему? Первая причина — ты не можешь правильно выбрать парня. И для этого есть несколько причин:

  • Тебе еще самой сложно определить, какой парень тебе нужен.
  • Очень сложно оценить парня, которому 17 лет. В школе он может быть супер популярным из-за смазливой мордашки и потому что играет в футбол. Но встретив его через 5-10 лет, ты поймешь, что это полный неудачник, который ничего не смог добиться за эти годы (не всегда так, но очень часто).
  • Тебе сложно совладать с чувствами и делать разумные поступки. Ради него ты готова бежать на край света (а вот этого делать как раз и не надо).

Вторая причина – ни ты, ни он пока еще не умеете строить отношения. Отношения – это не цветы, конфеты, поцелуи и объятия. Это ежедневный труд по принятию и пониманию друг друга. Это умение находить компромиссы и идти на уступки. Это чем-то жертвовать ради другого человека и т.д.

Конечно, тут возникает вопрос – как этому научиться, не имея практического опыта? Читать книги по психологии отношений, смотреть на примеры счастливых пар (и несчастливых тоже) и просто получать жизненный опыт. И, конечно же, общаться с парнями. Вполне возможно, что из этого чуть позже вырастут здоровые и счастливые отношения.

Знаете, я очень рада, что встретила свое мужа в 21 год, а не в 15 лет:). Уверена, что и он этому рад:). Будь мы знакомы в подростковом возрасте, вряд ли у нас что-то бы получилось. Ведь тогда мы были совсем другими и те отношения могли бы разрушить все.

Но мы встретились тогда, когда готовы были к этому и у нас получилось создать прекрасные отношения, которые переросли в счастливый брак:).

Кстати, здесь хотелось бы сказать про опыт. Да, наши хорошие отношения сейчас строятся на неудачном опыте с первыми отношениями. Возможно, где-то они нам помогают, но лично я вижу больше отрицательных моментов.

И вот мы перешли к третьей причине, почему не стоит начинать отношения в раннем возрасте – слишком большой груз опыта и отношений .

Начиная встречаться с парнем в 12-13 лет (а судя по комментариям на сайте, такие девушки есть), ты к 20 уже будешь иметь такой груз в виде опыта неудавшихся отношений, от которого практически невозможно избавиться и который будет мешать тебе в новых отношениях.

Каждые отношения забирают определенной количество твоей женской энергии (а она не безгранична), не говоря уже о времени и силах. И тогда может сложиться такая ситуация, когда ты в 20 лет встретишь того САМОГО, но вы уже ничего не сможешь дать ему, потому что всю энергию растратила на других. Обидно будет, не правда ли?

Добавь сюда еще отрицательный опыт прошлых отношений (недоверие, если тебе изменяли, постоянный страх, что тебя бросят, проверка каждого слова, если тебе врали и т.д.). Поверь, это не придаст вашим отношениям гармонии и счастья.

И тут мне хочется перейти к четвертой причине, по которой не стоит начинать ранние отношения – в юном возрасте у тебя искаженная картинка отношений .

Постараюсь объяснить понятно. Естественной потребности в отношениях у вас еще нет в таком раннем возрасте, поэтому четкой сложившейся картинки, какими они должны быть, еще не существует.

Но! Вы смотрите фильмы, сериалы, ток-шоу и т.д. И у вас начинает из этих крупиц информации складываться картинка (практически всегда искаженная) отношений.

Это приводит к тому, что ты начинаешь встречаться с парнем, но вы не знаете, что делать вместе, кроме того, что вам показали (а обычно это либо страстные истории с ревностью и интригами, либо же очень романтичные истории отношений). В любом случае, они неестественные.

И вот по этой неправильной картинке ты начинаешь строить отношения с парнем (который тоже не понимает, как это делать). Результат очевиден. Но самое плохое, что эту картинку ты воспринимаешь, как нормальную и в 20 лет, перенося ее уже в более взрослые отношений. Вот поэтому так много, казалось бы, уже взрослых пар, которые ведут себя как подростки.

Подводя итог, хочу сказать, что я не призываю уйти в монастырь до 20 лет:). Общение с мальчиками нужно и полезно. Ухаживания, проявления внимания, первая любовь – все это имеет место быть. Но не спешите строить «взрослые» отношения. Вы потеряете очень много, а приобретете такой опыт, от которого вскоре вам захочется отказаться.

Continue Reading

54 thoughts on “”

Любви, как говорится, все возрасты покорны. И что же поделаешь, если влюбилась именного в того человека, который намного взрослее и опытнее. И что таким отношениям – табу?

В 15 лет любовь ли это?

Если говорить о девушке-подростке, которая влюбилась в мужчину – учителя, друга семьи или просто знакомого, то такая любовь не что иное, как проявление того, что девочка уже повзрослела, выросла и мечтает о романтических отношениях.

С мальчиками – подростками пока не завязываются отношения в виду того, что девочки развиваются намного быстрее, чем мальчики. Мальчишки ещё пока дурачатся, ведутся себя странно, глупо, и они пока не интересны. А вот мужчины постарше – уже опытны, всегда держатся уверенно и на высоте.

Особенность любви в данном возрасте – это недосягаемость объекта любви. Возраст 14 -15 лет – это возраст для любви к известным людям, актёрам, певцам, спортсменам. На самом деле, в душе, девушка понимает, что её объект любви недостижим, что любви как таковой с ним и не может получиться. Но чувства, которые уже зародились в душе, самые настоящие.

В возрасте 14-15 лет Вы можете наслаждаться новыми чувствами, первой влюблённостью, писать по данному случаю стихи, мечтать, радоваться тому, что Вы умеете по-настоящему, по – взрослому чувствовать, но общаться лучше со своими сверстниками.

На самом деле у Вас ещё вся жизнь впереди. И поверьте, та настоящая любовь ходит сейчас рядом, просто Вы этого ещё не понимаете. И просто ещё не пришло то время, когда эта любовь расцветёт в полную силу.

В 20-30 лет – навсегда ли это?

Любовь, возникшая у женщин 20-30 летнего возраста к взрослому мужчине, может принести много радости и счастья. Ведь мужчина постарше опытнее, повидавший жизнь, и, как правило, крепко стоящий на ногах.

Такой мужчина интересен в общении, потому что знает намного больше, наверняка побывал во многих жизненных ситуациях, и поэтому всегда поможет, подскажет и направит в правильное русло.

Кроме того, взрослый мужчина, опытнее в сексе, поэтому способен доставить намного больше удовольствия в физическом плане, ведь он понимает и знает, как доставить женщине удовольствие. Сексуальный опыт у каждой женщины наступает по-разному. И это в первую очередь зависит от партнёра: для молодых людей одного возраста секс является чем-то обыденным, а вот для партнёра постарше (в силу прожитых лет) секс - это уже какая-то маленькая история, которая не повторяется, а с каждым последующим разом меняется.

Но знайте, что рано или поздно в подобных отношениях могут возникнуть такие риски, как разница в возрасте. Вам захочется весело, шумно проводить своё время, а вот мужчине в его возрасте будет непонятно, зачем в пустую тратить своё время.

Но если всё-таки отношения перерастают в длительные серьёзные отношения, то мужчина обязательно на Вас жениться. Он не будет водить за нос, раздумывая над тем: нужно мне жениться, готов ли, смогу ли? Эти сомнения для молодых невостребованных ровесников.

Девушка в 15 лет любит мужчину за 20-ть, женщина в 20-ть лет любит мужчину за 30-ть, в 30- ть лет - любит своих сверстников, а вот женщина в 40 – к лет уже засматривается на мужчин 20-ти лет.

Ищите любовь там, где она есть.

Любовь мужчины в 40-к - 50-т лет.

Любовь к младшей женщине у мужчин может возникнуть только в определённом периоде (возрасте) их жизни. Будучи уже состоявшимся мужчиной, как в собственной семье, так и в бизнесе, наступает момент, когда годы уже вроде бы прошли, а порох-то в пороховницах ещё остался. Здесь и появляется какая-нибудь такая женщина или девушка: по-детски непосредственная, ещё не взрослая, но уже повидавшая жизнь.

Мужчин двойственные ситуации «заводят». Такой ситуацией, когда чувствуешь себя одновременно и папой, и дарящим свою страсть, пыл, любовь самцом, мужчина наслаждается.

Конечно же, мужчина польщён вниманием и интересом женщины намного младше его.

Разговоры с ней, её мировоззрение и отношение к жизни пробуждают в нём дремлющие воспоминания о давно ушедших годах. Его воспоминания о детстве, юности и молодости приобретают совсем другую окраску в её словах и восхищениях.

Мужчина в годах, полюбивший женщину младше себя, может быть и жениться на ней, но если только:

У него нет своей семьи,

Он действительно готов разрушить свою семью ради, может быть, последней любви,

Он уверен, что женщина его по-настоящему любит, ценит, а не хочет воспользоваться состоянием.

А что женщина? А женщина любит и как минимум двойственно относится к мужчине: как к отцу, и как к зрелому сексуальному мужчине. Мысли и чувства её переплетаются и затягиваются в хитросплетённую паутину. Конечно же, она его уважает за его зрелый возраст и жизненный опыт и ценит за то, что он обратил на неё своё внимание и выбрал из толпы.

Такая история любви очень запутанная, но тем она ярче и краше, и не забывается.

Какого бы возраста партнёр у Вас не был, помните, что всё зависит только от Вас: отношения, любовь, семья. Если Вы будете искренней и настоящей, то счастье обязательно будет независимо от возраста!!

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того — это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация — основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Ранняя половая жизнь в психологии и сексопатологии считается девиантным поведением (не нормой). Что значит - ранняя? То есть до наступления полной физиологической и половой зрелости: у девочек — до 15-16 лет, а у мальчиков — до 16-17 лет.

Врачи уверяют, что раннее начало половой жизни не ускоряет развитие подростков, а напротив, часто становится причиной нежелательных последствий, переходящих во взрослую жизнь. По статистике, проблемы 20% пар, страдающих бесплодием, идут именно от раннего начала половой жизни одним из партнеров или обоими.

К каким проблемам ведет ранняя половая активность:

  • Половые инфекции, которые приобретают хронический характер из-за того, что подростки стесняются (боятся) и скрывают симптомы
  • Замедление роста и нарушение формирования подросткового организма по причине того, что половая активность отбирает энергию у других сфер
  • Снижение школьной успеваемости и общей любознательности - по той же причине
  • Проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом из-за разочарований в первом партнере, вплоть до невозможности создать семью
  • Нежеланная беременность. Аборт или рождение ребенка является сильнейшим потрясением для женского организма, а для незрелой девочки-подростка - особенно

Начать половую жизнь подростков обычно подталкивают не гормоны, а социум - информационная среда, общение со сверстниками. При этом эмоционально и психологически они еще не дозрели до отношений. Девочки ищут прежде всего романтики, ухаживаний, заботы. Мальчикам, наоборот, важен сам процесс, и получив желаемое, они переходят к следующим партнершам. С другой стороны, мальчики часто даже не успевают приступить к процессу из-за перевозбуждения, и если неудача вызовет насмешки со стороны девочки, он тоже может иметь в дальнейшем серьезные проблемы.

По мнению врачей и психологов, человек вполне дозревает до половой жизни только к 18-19 годам.

Брачный возраст и возраст сексуального согласия

В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ, брачный возраст составляет 18 лет (а возраст сексуального согласия — 16 лет). При наличии уважительных причин брачный возраст может быть снижен до 16 лет, а в некоторых областях РФ - даже до 14 лет, например, в случае беременности несовершеннолетней, рождения ею ребёнка, угрозы жизни одной из сторон, отсутствия обоих родителей у вступающего в брак и др.

Согласно опросу ВЦИОМ (декабрь 2016 года) добрачные сексуальные отношения считаются массово распространенными (59%) и допустимыми, причем не только для юношей (66%), но и для девушек (61%). Однако далеко не все молодые люди воспринимают сексуальную свободу как руководство к действию: 16% девушек в возрасте от 18 до 24 лет считают для себя внебрачные интимные связи недопустимыми , 37% готовы заниматься сексом только с теми молодыми людьми, с которыми планируют создать семью. Отношение к сексу у юношей традиционно более поверхностное, но и среди них каждый третий (32%) готов вступать в интимные связи только в случае серьезных отношений, а не с кем попало.

Статистика ранних беременностей

На схеме показаны беременности в возрасте 15-19 лет, на 1000 девушек данного возраста в странах, имеющих достоверную статистику беременностей по данным на 2008-2011 гг. (Россия - 2013 г.).

По данным на 2013 год, в России каждый год беременеют 46 девушек 15-19 лет на 1000. Фактически это означает, что ежегодно беременеют одна-две ученицы в каждой школьной параллели, начиная с девятого класса.

Следующая схема показывает соотношение родов и абортов при ранней беременности в разных странах по данным за те же годы.

Родила в 16 лет

Нижегородка Татьяна Фалина впервые стала мамой в 16 лет. Беременность, конечно, была незапланированной, но ни будущий муж Артём, ни мама девушки в помощи и любви ей не отказали. Более того, Татьяна решила закончить школу, хотя директор образовательного учреждения от греха подальше предлагала ей уйти по-тихому со справкой.

«Физиологически беременность у меня протекала тяжело, - вспоминает сегодня Татьяна. - Но психологически я себя чувствовала хорошо, поскольку рядом были любящие люди, готовые меня поддержать. Наверное, поэтому дочка у меня родилась здоровая и спокойная. Помню, чувствовала себя очень счастливой, хотя бытовых проблем хватало. Раннее материнство глобально не изменило мою жизнь: поступила в университет, продолжала общаться с друзьями. Через два года даже решилась на второго ребёнка. Сегодня мне 38, и я обожаю своих детей. Кстати, вместе со мной забеременела и моя одноклассница. Её родители настояли на аборте. А девушка потом спилась…»

Татьяна говорит, что она не сторонница раннего материнства, но если это случилось, то и близким девочки, и обществу надо стараться, чтобы ситуация имела счастливый финал.

Родила в 16 лет

Лилия Прохоренкова забеременела в 16 лет от 20-летнего парня после четырех месяцев знакомства. Будущий отец не пытался убежать от ответственности и даже сам вызвался сообщить о беременности родителям девушки.
Молодая мать училась в художественном училище, ей пришлось перейти на заочное отделение. "Благодаря маме я не чувствовала, что упускаю свою молодость: была возможность сходить в гости или погулять вместе с мужем. К тому же не оправдались опасения по поводу недосыпа из-за ребёнка — дочка спала до 11 часов утра почти каждый день", - рассказывает Лилия.
Подрабатывать удаленно Лилия начала вскоре после рождения ребенка, а в 2 года малыша отдали в ясли, и она вышла на вторую работу. "Я ни разу не пожалела о своём решении: мне очень нравится быть молодой мамой, а сейчас мы с мужем планируем второго ребёнка", - делится Лилия.

Родила в 15 лет наперекор матери

Александра Гладковская родила в 15 лет, несмотря на настоятельные требования матери сделать аборт. После рождения ребенка, отца которого школьница так и не назвала, жизнь семьи превратилась в череду бесконечных скандалов. Спустя два года молодая бабушка решила, что она лучше знает, как воспитывать внука, выставила дочь из квартиры и стала добиваться лишения Александры родительских прав. Позже родственники помирились, но стала ли их жизнь действительно мирной - история умалчивает.

Родила в 14 лет

Жительница Нижегородской области Наталья Князькова стала бабушкой в 29 лет, благодаря своей 14-летней дочери Анастасии. Самая молодая бабушка России оформила опекунство над маленьким Никитой, чтобы дать возможность дочери и ее 17-летнему кавалеру закончить школу.

Родила в 14 лет от учителя

Детство школьницы из Саратовской области Любы Бессудновой закончилось в 2013 году. Примерная ученица в 14 лет родила сына. Выяснилось, что отцом ребенка стал 24-летний учитель математики Любы, причем он был женат. Педагог долгое время отрицал свою причастность к беременности девочки, поэтому был сделан ДНК-тест, который подтвердил отцовство. Но даже после этого мужчина не признавал свою вину. Точку в этой истории поставил суд, который признал педагога виновным и осудил на 4 года колонии-поселения. Воспитанием малыша занялась бабушка — мать Любы. Девочка продолжила свое обучение в школе.

Родила в 12 лет

Вероника Иванова из Якутии очень гордилась перед подругами своим взрослым ухажером - 19-летний Валерий возил 12-летнюю девочку на машине, покупал подарки. Как выяснилось позже, он был неоднократно судим за торговлю наркотиками, а за совращение несовершеннолетней Вероники сел на 8 лет. Между тем шестиклассница Вероника, долго скрывавшая от родителей и учителей свое положение, родила дочку. Ребенка взяла на воспитание бабушка, чтобы дать возможность дочери закончить образование в вечерней школе.

Родила в 11 лет

Валентина Исаева из подмосковной Капотни стала мамой в 11 лет. Она забеременела от 17-летнего гастарбайтера из Таджикистана Хабиба Патахонова. Юноша снимал комнату в квартире, где Валя жила вместе с бабушкой. Когда о беременности третьеклассницы стало известно, на парня завели уголовное дело, но ситуацию удалось решить мирным путем. Паре разрешили создать семью после достижения девушкой совершеннолетия. В 2010 году, когда Валентине исполнилось 18, молодые люди поженились, через три года у них родился еще один сын - Амир.

Валя работала кассиром, а ее муж — кладовщиком на мебельном складе. Но увы, история на этом не закончилась. В 2015 году Валентина сбежала из дома из-за постоянных побоев, вызванных ревностью мужа. В сентябре 2017 года пара объявила, что разводится. Сама Валя рассказала об этом на эфире «Пусть говорят» и заявила, что у нее уже есть другой.

Кто виноват и что делать?

Обычно такие статьи заканчиваются воззваниями о необходимости введения секспросвета в школах. Между тем, по данным опроса ВЦИОМ за 2015 год половина (50%) россиян уверена, что лучший путь для усвоения сексуальных знаний - это беседа с родителями. Для сравнения, тридцать лет назад этот способ считал полезным лишь каждый пятый (19%). В то же время тему сексуальных отношений в разговорах с детьми с годами стали затрагивать даже реже: в 1989 г. - 16%, в 2015 г. - 13%.

Современные люди стали больше доверять консультациям с врачами по половым вопросам (31 % против 22% в 1989). Научно-популярной литературе доверяет каждый четвертый (26%) против почти половины (44%) тридцать лет назад. Отношение к научно-популярным программам и фильмам почти не изменилось (24%, было 27%).

Примечательно, что 15% современных россиян не видят ничего дурного в том, чтобы узнавать информацию по половым вопросам от сверстников (тридцать лет назад этот путь считали приемлемым лишь 4% опрошенных).

Число противников сексуального просвещения не изменилось - не видят в нем необходимости 2% опрошенных.

Большинство россиян (57%) считает, что центральным вопросом в половом воспитании молодежи должна стать нравственная сторона ранних сексуальных отношений и воспитание чувства ответственности за свои поступки (в 1989 году — 62%).

Существенно возросло количество россиян, считающих приоритетными в сексуальном просвещении донесение информации о средствах и методах предупреждения венерических заболеваний (44%), а так же средствах и методах предупреждения беременности (41%). В 1989 году центральными в сексуальном просвещении эти темы считали только 18% и 15% россиян соответственно. Треть россиян выступает за то, чтобы центральными темами в сексуальном просвещении были вопросы влияния ранней сексуальной жизни на собственное здоровье и здоровье будущих детей (34%) и влияние добрачных сексуальных отношений на создание семей, дальнейшую сексуальную жизнь (33%). Каждый пятый опрошенный (19%) утверждает, что центральной темой в сексуальном просвещении должен стать вопрос влияния ранних сексуальных отношений на получение образования и приобретение профессии.

Использованы материалы сайтов:

http://www.nn.aif.ru/society/sindrom_lolity_rannee_materinstvo_-_norma_ili_tragediya

http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0635/reprod02.php

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=487

http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/226850-teenage-pregnancy

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=96

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=44