Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому. История празднования нового года в ссср С какого времени отмечается новый год

История

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника. Сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Сколько лет Деду Морозу?

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают «местных» гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз. Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Как отмечали Новый год в старину

Некоторые народы ведут счет времени по лунносолнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму. Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.

Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января. Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке ≈ со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января. В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века. А как же обстояло дело у нас, на Руси? В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи, в 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для. того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет». В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование «и по всей Белокаменной». В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. Но с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами ≈ санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками… Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.

Новый год… Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.
До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство (988 – 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, считали 1 марта 1 г.
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. 1 сентября собирался оброк, подати, вершился личный суд. Царь Иван III всем жалобщикам велел являться в Москву на судный срок именно 1 сентября, а царь Иван IV в день Симеона Летопроводца определил срочный оброк.
В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, — крестный ход, чтение Евангелия и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, — большая редкость на Руси в те времена. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, – пироги, калачи, пряники, а также одежду.
В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал “Домострой”, подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также “заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные” и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты, караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка. Без приглашения в гости не ходили, — “незваный гость хуже татарина”, гласила русская поговорка.
Новая реформа календаря пришлась на царствование Петра I (1672 –1725). 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ “О праздновании Нового года” в котором, в частности, говорилось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить”. Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.
Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января “по примеру всех христианских народов” живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
В Кремле, по случаю наступления Нового года, проходили пышные празднества. После молебна в Успенском соборе, на Красной площади проходил парад войск, которые шли с барабанным боем, распущенными знаменами и музыкой. Под колокольный звон, пушечную и ружейную пальбу “его величество с приятною ласкою поздравлял всех с Новым годом и взаимно от всех принимал поздравления”. Давался “великий стол” для знатных особ, на котором присутствовало не только “ренское вино” и другие заморские диковины. По-прежнему варили и подавали: “пиво приказное, хмельное, мартовское, ячное, легкое”, “брагу пряную”, “квас овсяный, ячный”, “мед приказной, с гвоздцы, паточный, вареной, цыженый, с кардамоном, малиновый, обарной”. У построенных в Москве трех триумфальных арок выставлялись яства и чаны с вином и пивом для простого люда. Вечером пускались фейерверки, потешные огни, звучали пушечные выстрелы. Во дворце давались бал и ужин. Современники Петра I отмечали, что во время новогодних торжеств в Москве пальба не умолкала в течение недели.
После смерти Петра I, созданные им традиции встречи нового года сохранились и при преемниках. В “женский век” к парадам и фейерверкам, прославляющим военные победы, добавились музыкальные вечера, более красочными стали балы. На придворных маскарадах, все должны были быть в “маскерадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах…”, ибо главной интригой на маскараде было не быть узнанным. Бал открывал менуэт, этикетный символ 18 века, полонез или “польский” танец. На новогоднем столе, кроме традиционных для России напитков, появились кофе, шоколад, лимонад и др.
В поместьях основной частью праздника было застолье. Первыми подавались холодные кушанья: ветчина и буженина, прошпигованная чесноком, затем шло горячее – зеленые щи, раковый суп с пирожками и слоеным паштетом. Свежепросольная осетрина, чищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки так и манили попробовать их на вкус.
Следует, однако, отметить, что предписания Петра об украшениях домов сохранились к этому времени только в убранстве питейных заведений. Перед Новым годом у ворот кабаков или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным “фирменным” знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение 18 и 19 веков.
Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, — вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и др. местах. Уже в середине 19-го века елка становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, — многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели – шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское “Новый век” и “Конец века”. Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием “Новый век” серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал “Новый век”, издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами “На рубеже столетий” и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса “Мировое обозрение”. Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться “поповским” обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 –1940; сов., парт. деятель, репрессирован) “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
Счастливого Нового Года!

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Сейчас Новый год - самый любимый праздник года для многих жителей нашей страны, все мы ждем его, готовимся, предвкушаем веселье, но так было далеко не всегда, ведь только в XX веке этот праздник начали отмечать так, как мы отмечаем сегодня. Давайте посмотрим, какой была история этого праздника в нашей стране.

Как и в других уголках мира, на Руси было принято праздновать окончание сезона сбора урожая, затем, когда стало велико влияние на Русь Византии, у нас начали встречать наступление нового года с 1 сентября - но те празднества совсем не походили на наши современные.

Тогда праздник отмечался на соборной площади Московского Кремля, где проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» и другие службы.

Главными действующими лицами были Патриарх и царь, которые поздравляли друг друга и собравшийся на площади народ: служилых людей и бояр. Когда высшие лица заканчивали обмен церемониями и поздравлениями, царя поздравляла вся площадь: люди били челом в землю, а царь отвечал им поклоном.

В общем, ни о каких массовых гуляниях речи и не шло в те далекие времена.

Как и за многое другое, за Новый год в его нынешнем понимании мы должны сказать спасибо первому русскому императору - Петру Великому. В 1700 году он решил, что пора бы и в России праздновать Новый год так же весело, как в европейских странах, и встречать его 1 января по юлианскому календарю.

Юлианский календарь у нас называют «старым стилем». Из-за того, что вскоре после выхода указа Петра многие европейские государства его оставили, перейдя на современный григорианский, все равно Русь отмечала этот праздник и приход Нового года на 11 дней позже, чем остальная Европа.

Зато благодаря Петру Великому непременными атрибутами праздника стали хлопушки, фейерверки и остальная пиротехника, без которой сегодня мы этот праздник себе просто не представляем, а также новогодняя ёлка.

Впервые в соответствии с указом Петра встретили новый 1700 год. Празднования длились 7 дней, а всем домовладельцам было приказано для украшения поставить во дворах хвойные деревья, зажигать смоляные бочки, пускать ракеты, палить из ружей и пушек.

Так и отмечали в России Новый год до 1919 года, когда советская власть перевела страну на григорианский календарь (в 1918 г.).

Но долгое время праздник был не совсем таким, каким мы его знаем сегодня - 1 января было обычным рабочим днем до 1947 года, и только с 1 января 1948г. этот день стал официальным выходным.

После перехода на григорианский календарь у нас появилась еще одна традиция - праздновать Старый Новый год. То есть праздновать приход Нового года по юлианскому календарю, в ночь с 13 на 14 января.

а к непременным атрибутам праздника добавились шампанское, мандарины, бенгальские огни и бой курантов. Во времена дефицита были изобретены Оливье, Сельдь под шубой,

Заливное и многие другие кушанья, ставшие сейчас традиционными для этого праздника.

тогда же была введена традиция торжественного обращения к гражданам государственного лидера - первым поздравил россиян Л.И. Брежнев перед наступлением Нового 1976 года. Ну а на смену балам, проводившимся в Российской Империи, пришли новогодние огоньки - это также было заимствованием зарубежных традиций.

Очередные нововведения в праздновании Нового года ждали жителей нашей страны в 1980-е годы, когда праздник стали связывать с приходом одного из животных китайского гороскопа (тигр, крыса, лошадь и др.), невзирая на то, что в Китае Новый год наступает позже. В 1990-е годы нерабочим днем становится и 2 января. С середины 2000-х появляется понятие «всеобщих новогодних каникул», которые длились с 1 по 5 января, затем продолжительность их увеличилась до 10 дней, а с 2013г. выходными днями стали 6 и 8 января.

Вот так - постепенно, от указов Петра Великого и распоряжений советской власти мы дошли до того, что имеем сегодня. Самого веселого, торжественного и по-настоящему всеобщего праздника, который любят все!

Новый год - это самый прекрасный и самый любимый праздник для каждого из нас. Как зародилась традиция его празднования и как его отмечают в разных странах? Обо всем этом мы хотим поговорить в нашей статье.

История праздника

История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного календаря. Происходит это в момент ухода последнего дня года и наступления первого дня уже нового года. Интересен тот факт, что обычай праздновать НГ был уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Древней Месопотамии. Дата первого Нового года установлена Юлием Цезарем. Именно он выбрал тот день, с которого отсчитывались все остальные дни. Произошло событие в 46 году до н. э. Этой датой стал первый день января. Кстати, месяц январь получил свое название в честь бога Януса.

Большая часть людей отмечает НГ именно первого января, ведь этот день первый по григорианскому календарю. Если учитывать поясное время, то первыми начинают праздновать жители малоизвестных островов Кирибати, расположенных в Тихом океане. А последним всегда начинает отмечать остров Мидуэй, что в Тихом океане. А вот некоторые страны отмечают праздник, как, например, китайцы, по лунному календарю.

Еврейский же Рош-Ха-Шана приходит через 163 дня после Пасхи. Считается, что этот день решает человеческую судьбу на весь следующий год. А вот китайский НГ связан с зимним новолунием. По григорианскому календарю эта дата припадает на промежуток времени между 21 января и 21 февраля. Китайский Новый год с 1911 года является наиболее значимым праздником в Китае и в прочих Восточных странах. Причем в переводе его название звучит, как «Праздник весны». В это время в домах ставят в вазы цветущие веточки персика или украшают помещения мандариновыми деревцами, увешанными плодами.

Новый год на Руси в языческие времена

История возникновения Нового года на Руси - это один из наиболее спорных моментов в науке. Истоки праздника стоит искать в эпоху глубокой древности. До сих пор не найден ответ на вопрос, когда праздновали Новый год и с какого момента велся отсчет времени. В древности многие народы связывали начало года с периодом возрождения природы. В основном, начало года было приурочено к марту.

На Руси в течение длительного времени существовало пролетье- это март, апрель и март. Предполагают, что, вероятнее всего НГ отмечали 22 марта, в день весеннего равноденствия. Выходит, что Масленицу и НГ отмечали одним днем, ведь с уходом зимы начинался новый отсчет времени.

Изменения, пришедшие после крещения Руси

Ситуация изменилась с приходом христианства на Русь. После этого события появилось новое летоисчисление, которое отталкивается от сотворения мира. В свою очередь, новый календарь был назван юлианским. В нем были закреплены названия месяцев. А первое марта начали считать нового года.

В конце пятнадцатого века православная церковь перенесла дату начала года на первое сентября в соответствии с Никейским собором. Такие изменения были связаны с возрастанием влияния христианской церкви на жизнь Руси того времени. Реформирование календаря проводилось без какого-либо учета ритма трудовой жизни обычных людей, без связи его с сельскохозяйственными посадками и работами. НГ в сентябре был обоснован библейскими сюжетами. Вот так и получилось, что начало года приходилось на первое сентября. Этот дата стала отмечаться как день Симеона - период окончания лета и начала нового года.

Нововведения Петра І

Петр І в 1699 году осуществил реформу. Вышел указ о том, что началом года необходимо считать первое января. Сделано это было в соответствие тому, как жили все христианские народы, использовавшие григорианский календарь. Однако полностью перейти на григорианский календарь Петру І не удалось, поскольку церковь использовала, как и ранее, юлианский. И все же в России было изменено летоисчисление. Если ранее его вели от сотворения мира, то в дальнейшем оно велось от Рождества Христова. Справедливости ради, стоит отметить, что еще долгое время существовали параллельно оба летоисчисления. Указ Петра І разрешал применять для удобства в документах две даты.

Новая концепция праздника

Нововведения Петра І имели необычайно важное значение. Царь полностью запретил любые празднования первого сентября. Он строго следил за тем, чтобы НГ в России был не беднее и не хуже, нежели в европейских странах. С тех самых пор начали появляться новогодние традиции. Интересные факты про Новый год зафиксированы даже в Петровских указах. Царь велел по большим улицам украшать деревья и ворота домов сосновыми и можжевеловыми ветками. В указе речь не шла о елке, говорилось в общем о деревьях. Но начало появления главного символа Нового года было уже положено. Деревья вначале украшали фруктами, орехами, конфетами и даже овощами. А вот наряжать елку на Новый год стали намного позже - в середине прошлого столетия.

Благодаря нововведениям, первое января 1700 года началось ярким шествием на Красной площади в Москве. А вечером небо было раскрашено разноцветными огнями праздничного фейерверка. Именно с 1700 года новогодние забавы получили всеобщее признание. А само празднование Нового года стало носить всеобщий народный характер, а не церковный. В честь такого дня палили из пушек, а по вечерам традиционно любовались прекрасными фейерверками. Люди танцевали, пели, поздравляли друг друга и дарили подарки. Многие интересные факты про Новый год мы даже не знаем, поскольку даже не задумываемся над тем, что история праздника имеет столь давние и глубокие корни.

Смена календаря

После революции 1917 года правительство поставило вопрос о необходимости реформирования календаря. Ведь на тот момент большая часть европейских стран перешла на использование григорианского календаря, который был принят Папой Григорием XІІІ в 1582 году. Россия же на тот момент все еще пользовалась юлианским календарем. Так появился феномен Старого и Нового года в России - еще один интересный факт про Новый год.

Само название праздника уже говорит о связи со старым календарным стилем, по которому жила Россия до 1918 года. На новый стиль страна перешла по указу Ленина. Старый стиль - это не что иное, как древний юлианский календарь, введенный еще Юлием Цезарем. Новый же стиль - это реформированный вариант старого календаря. Изменения были осуществлены по инициативе Папы Римского Григория XІІІ. Реформа была нужна из-за астрономических неточностей календаря, которые с годами накапливались и давали приличные отклонения от истинного движения светила. Поэтому можно сказать, что григорианская реформа была научно обоснована. В двадцатом веке разница между стилями составляла тринадцать дней.

А значит, что день, который по старому календарю считался первым января, на самом деле уже стал четырнадцатым января. Получается, что в дореволюционные времена ночь с 13 на 14 января была новогодней. Отмечая старый Новый год, люди приобщаются к истории и совершают дань уважения времени.

Православная церковь

Интересен тот факт, что Православная церковь так и продолжает жить по юлианскому календарю. Еще в 1923 году было проведено совещание Православных церквей, где было принято решение о том, что необходимо сделать некоторые исправления в юлианском календаре. Представителей русской церкви на данном совещании в силу определенных обстоятельств не было. Узнав о том, какие изменения были приняты, патриарх Тихон издал указ перейти на новый календарь. Однако, постановление вскоре было отменено из-за протестов церковного люда. И в настоящее время вопрос о смене календаря в русской православной церкви не стоит.

Как празднуют Новый год в разных странах?

Справедливости ради стоит сказать о том, что новогодний праздник, как никакой другой, невероятно любим людьми. Причем у каждого народа имеются свои особые традиции празднования НГ. Порой встречаются совсем невероятные обычаи или даже экстравагантные. Как празднуют Новый год в разных странах? Рассказать о традициях, которые имеются в разных странах, физически невозможно. А вот поведать о самых интересных - стоит.

Ну, кто из нас не любит наряжать елку на Новый год. А между тем, эта традиция зародилась давным-давно в Германии, еще в эпоху Средневековья. А позднее распространилась чуть ли не по всему миру. Вообще, немцы полагают, что их Санта-Клаус всегда ездит на ослике, а потому детвора кладет сено в свои башмачки, чтобы угодить животному.

А вот древние вьетнамцы искренне верили, что новый год к ним приплывает спине карпа. Поэтому до сих пор в стране существует обычай приобретать живых карпиков и выпускать рыбок в речку. Главным символом Нового года во Вьетнаме является расцветающая веточка персика. Ими украшают свои дома, а также их дарят друг другу.

Многие из нас любят дарить открытки в канун праздника. Но не все знают, откуда произошла данная традиция. Оказывается, зародился сей обычай в Англии. Обязательным ритуалом для праздничной ночи является встреча Нового года. Его впускают в дом через парадные двери, но перед этим непременно провожают старый год через задние. В Англии в новогоднюю ночь влюбленные целуются под веточкой омелы, но сделать это нужно именно под звон колокольчиков. Считается, что соблюдение подобного ритуала должно навсегда укрепить дальнейшие отношения пары.

Что касается Швеции, то именно в этой стране впервые стали наряжать елку настоящими стеклянными игрушками. На праздник здесь принято включать яркое освещение. А вот французы вообще достаточно экстравагантно отмечают праздник. На Новый год они пекут пирог, в котором прячется боб. Кто его найдет, тот и станет бобовым королем. А все остальные должны выполнять его пожелания в праздничную ночь.

В США еще в 1895 году впервые электрической гирляндой был украшен Белый дом. С тех пор эта традиция разошлась по многим странам. Интересно, но на НГ американцы не преподносят подарков, а также не собираются за столом. Все это они делают на Рождество.

А вот финны в этом отношении больше похожи на нас. Они отмечают не только Рождество, но и сам Новый год. Именно от них пошла традиция плавить воск и опускать его в воду, а потом по очертаниям фигурок делать предположения о том, что их ожидает в новом году.

В Италии празднеств начинают только шестого января. Итальянцы в это время стараются избавиться от ненужных и старых вещей. Они выкидывают мебель и утварь, которая им стала не нужна. А вот дети ожидают праздник с особым восторгом, поскольку в праздничную ночь в каждый дом приходит сказочная фея. Она открывает двери своим золотым ключиком и наполняет детские чулочки сладостями и подарками. Вознаграждение получают только послушные малыши. А забияки и драчуны вместо конфет получают лишь горку золы и уголек.

Венецианцы же стремятся пойти в новогоднюю ночь на площадь Сен-Марка. Там влюбленные парочки встречают праздник и целуются. Такая необычная традиция появилась не так давно, но быстро прижилась среди молодежи.

Очень интересная традиция существует в Шотландии. Там в новогоднюю ночь по улицам катают подожженные бочки с дегтем. Считается, что таким оригинальным способом местные жители провожают старый год и приглашают в дом новый.

А вот в Колумбии на праздники по улицам расхаживает Старый год на ходулях. Он веселит людей и рассказывает детворе смешные истории. Ночью люди устраивают фейерверки. А накануне праздника по улицам шествует парад кукол. Вот такие традиции празднования Нового года существуют в мире.

Новый год в России

Обсуждая интересные факты про Новый год, стоит вспомнить и о наших праздничных традициях. Уже более 300 лет в России отмечают этот праздник. Главным символом является Дед Мороз, который поздравляет детей со своей помощницей Снегурочкой. С первых чисел декабря праздничные персонажи посещают всевозможные утренники и мероприятия, чтобы порадовать малышей. Детвора водит хороводы, рассказывает стихи и поет песни, за что потом получает от Дедушки Мороза подарки. НГ для детей - это самый яркий праздник, ведь в это время вокруг царит волшебство, начиная от украшения замечательной елки и заканчивая долгожданными подарками под ней.

Резиденция волшебника

С 1998 года наш Дедушка Мороз проживает в городке под названием Великий Устюг. Именно там находится его знаменитая резиденция. Со всей страны к волшебнику съезжаются многочисленные гости, причем не только в конце декабря. Все дети знают, что 18 ноября - это день рождения Деда Мороза. И конечно же, волшебник отмечает свой праздник, устраивая в резиденции пышные гуляния. Сколько ему лет, точно никто не знает. Однако известно, что более 2000 лет. День рождения Деда Мороза - это особенная дата. Ее придумали сами дети, ведь именно в этот день в Великом Устюге в права вступает зима и наступают настоящие морозы.

Особенно пышными бывают празднования на родине волшебника. Дедушку приезжают поздравить не только взрослые и дети, но и сказочные коллеги из разных стран.

В резиденции у волшебника имеется немало помощников, среди которых, как уже упоминалось, и Снегурочка. Именно они помогают прочитать Дедушке Морозу все волшебные письма от детей, которые приходят на его сказочную почту. Каждый ребенок знает, что волшебник не оставит без внимания его просьбу и постарается исполнить заветное желание. Иногда встречаются очень трогательные письма, от которых наворачиваются слезы на глазах не только у Деда Мороза, но и его помощников.

В последние годы появилась достаточно новая для нашей страны традиция отмечать день Святого Николая. Все дети в праздник ищут под подушкой сладости, которые волшебник оставляет ночью, пока малыши спят.

Стоит отметить, что в России есть свои незыблемые новогодние традиции, которые чтутся многие годы - бокал шампанского под бой курантов, праздничная елка с гирляндами и шарами, салат оливье, бенгальские огни, хлопушки и многое другое. Без всех этих атрибутов сложно себе представить праздник. Главная традиция - хорошо и весело встретить праздник, ведь даже существует поговорка: «Как встретишь НГ - так его и проведешь». Поэтому новогодняя ночь - это пышное застолье, смех и веселье.На улицах обычно устраиваются пышные гулянья с песнями и пляскам.

Но празднование на этом не заканчивается. Ведь впереди людей ждет Рождество и Старый НГ, который так и остался праздником для народа. Конечно, его отмечают не столь пышно и богато, как сам НГ, но все же традиции чтутся, а потому в этот вечер также люди собираются за столом.