Важность развития творческих способностей у детей. Эффективные методы развития творческих способностей у детей. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели. Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение. И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения. Какие на сегодняшний день существуют методы развития творческих способностей у детей, в каком возрасте они актуальны? Попробуем найти ответ.

Что относят к творческим способностям

Как уже было сказано выше, творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения:

  • стремление познавать мир и делать открытия;
  • умение использовать полученные знания на практике, изобретательство;
  • стремление видеть необычное в повседневных объектах;
  • воображение и фантазия;
  • проявление инициативы;
  • интуиция;
  • живая активность ума.

Все эти понятия находят конкретное выражение. Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, сочиняют истории, танцуют и поют. И родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.

Творчество и возраст

Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано. Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт. Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем. Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом:

  • 2-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно. Для данного этапа характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость. Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.
  • 6-10 лет. Это критический период, связанный с переходом на получение школьного образования. Творческая активность в этом периоде во многом зависит от условий обучения и общения. Для него характерно то, что дети нацелены на самостоятельное нахождение неизвестного.
  • 11-14 лет. Период, переживая который ребенок не просто задает вопросы, он ставит гипотезы, проводит исследования. В это время круг интересов может сузиться, но глубина анализа достигает нового содержания. К концу этого периода ребенок поднимает проблемы поиска смысла жизни и существующих явлений, прогнозирует будущее, рассуждает о месте человека во Вселенной, становится способным самостоятельно ставить себе задачи и находить решения.

Заниматься развитием творческих способностей детей можно на любом этапе. Даже взрослые порой прибегают к методам арт-терапии и открывают в себе новаторские и изобретательские таланты, которые помогают находить нестандартный подход к решению проблем. И все же мы предлагаем сосредоточиться на первом этапе: важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь.

Методы развития

Приемы развития творческих способностей у детей, которые мы перечислим, знакомы многим родителям, фактически это программа занятий в детском саду. Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития вы закладываете базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Сделать это можно с помощью следующих методов:

  • Беседы об окружающем мире. Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг (дома, в детском саду на игровой площадке, в общественном транспорте), рассказывайте ему о животных и растениях, которые встречаются вам на пути или обитают в вашей местности, объясняйте смысл природных явлений.
  • Развивающие игры. Отдавайте предпочтение игрушкам, которые не только соответствуют возрасту, но и допускают многовариантное применение, например, конструкторы, мозаики, мячи, посуда.
  • Изобразительное искусство. Приобретите большой альбом, краски, кисти, карандаши и фломастеры. Покажите ребенку, как нарисовать круг, квадрат, солнце и облака. Почитайте книги о том, как создается рисунок, и попробуйте передать ребенку эти знания.
  • Лепка. Начинайте занятия с лепки шариков и колбасок, затем переходите к более сложным объектам и композициям.
  • Чтение. Уделяйте чтению хотя бы полчаса в день. Это могут быть сказки, приключенческие рассказы, стихи. Вы можете читать книги по ролям, разыгрывать сценки, создавая импровизированный домашний театр.
  • Прослушивание музыки. Пойте ребенку колыбельные, давайте ему слушать детские песни и произведения классиков, даже если они кажутся сложными. Обсуждайте с ребенком, на что похожи звуки мелодий.

Упражнения на развитие творческого мышления

Когда ваш ребенок будет достаточно взрослым и осведомленным о названиях и свойствах окружающих предметов, можно будет перейти от общих методов к конкретным упражнениям. Кто знает, может они и вас подстегнут к развитию творческого мышления.

Если в детстве вы любили рисовать домики, воображая себя архитектором, то сейчас вам будет не сложно войти в роль. Вы – клиент архитектора, вам нужно построить дом. Напишите на листочке слова, которые должны найти отражение в проекте. Например, ботинок, зеркало, шар. Какое отражение это найдет в чертеже, который предстоит выполнить ребенку: дом в виде ботинка, зеркало вместо крыши, мебель в виде шаров? А может что-то еще более интересное?

Игра в названия доставит немало веселья и вам, и ребенку. Для этого нужно лишь представить, что вы – редакторы газеты или журнала и готовите материал на первую полосу. Вам нужно придумать яркий заголовок обо всем, что встречается по пути. Если ваш ребенок вдруг захочет стать журналистом, это будет крайне полезный опыт.

Еще одно упражнение – возьмите обычный предмет, например шариковую ручку и найдите ей нестандартные способы применения. Сделать из нее стрелу для лука, подпорку для дерева, маленькую подзорную трубу. Впрочем, возможно, если разобрать ее на части, применений можно найти еще больше.

Игра «найди выход из ситуации» - практичный метод развития творческого мышления. Задайте ребенку повседневную задачу, например, что сделать, если порвался ботинок на прогулке, но нельзя идти босиком, а мастерских поблизости нет. Какими подручными средствами можно решить проблему? К примеру, обмотать подошву платком, приклеить ее на жвачку или оторвать совсем. И такие ситуации можно придумывать бесконечно.

Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Поэтому родители должны уделять ему должное внимание.

4.7 4.70 из 5 (5 Голосов)

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше. Многие родители слишком зацикливаются на сенсорных каналах, памяти, мышлении, очень часто напрочь забывая о его воображении.

А ведь, если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста, то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни, даже если малыш не станет знаменитым актёром или популярным певцом, он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Не всё зависит от природных способностей: нужно уметь развить эти задатки.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых родители и должны акцентировать внимание:

  • стремление к открытиям;
  • умение познавать;
  • активность;
  • фантазия;
  • инициативность;
  • стремление к познанию;
  • умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
  • живость ума;
  • умение изобретать и открывать;
  • свобода воображения;
  • интуиция;
  • умение на практике применять полученные знания, опыт;
  • открытия и изобретения.

Обычно у детей дошкольного возраста желание познать всё новое и неизведанное просыпается уже в 2–3 года. Однако родители не всегда всерьёз относятся к фантазиям и небылицам своего малыша - и совершенно зря. Ведь именно в этом могут проявляться его первые, ещё не сформированные творческие способности. Взрослые об этом начинают задумываться уже ближе к школе, лет в 5–6, когда поезд ушёл. Так со скольки же лет начинать первые занятия по развитию креативного потенциала в детках?

Возрастные особенности

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. И как только они будут замечены молодыми родителями, нужно тут же подхватывать эту эстафету и начинать заниматься с ребёнком. Иначе учителям приходится начинать с нуля, когда у детей не сформированы элементарные навыки творческой деятельности.

Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

  • 1–2 года : кто-то красиво двигается под музыку, точно улавливая её ритм; некоторые создают собственные картины; другие любят находиться в центре внимания - вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;
  • 3–4 года : пик творческой активности малышей, и даже если вам кажется, что кроха ничем особенным не обладает, всё равно это не повод забросить занятия - напротив, нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм, развивающим творческие способности;
  • 5–6 лет : занятия усложняются новыми заданиями, подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение, фантазию, таланты;
  • 7–8 лет : младший школьный возраст характеризуется тем, что в это время начинается серьёзная творческая деятельность - изобразительная, музыкальная, театральная, и в каждой области ребёнок должен суметь себя проявлять, хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него имеются природные задатки.

Если ребёнок начинает усиленно врать, фантазировать, жить в собственном выдуманном мире, родители не должны спешить его ругать и наказывать. Скорее всего, в подобной ситуации виноваты сами взрослые, которые упустили нужный момент и не смогли направить творческие способности своего чада в нужное русло, и теперь они находят выход вот таким способом - через ложь. Многие родители оправдываются, что не имеют педагогического образования и не знают, что делать в таких случаях. Это отговорки, потому что существуют различные методы развития творческих способностей детей - достаточно простые и понятные.

Методы

Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

  • совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте;
  • рассказы о животных и растениях;
  • объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг;
  • ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.

2. Развивающие игры

  • покупайте детям настольные развивающие игры;
  • у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек;
  • они должны соответствовать их возрасту;
  • мозаики и конструкторы - самый оптимальный вариант.

3. Рисование

  • очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры;
  • не жалейте бумаги на это дело;
  • никогда не ругайте кроху за изрисованные стены и испачканную в красках одежду: возможно, это и есть тот самый творческий хаос;
  • сначала - изучите цвета, затем - познакомьтесь с геометрическими фигурами, покажите, как создаётся рисунок, а потом просто наблюдайте за результатами.

4. Лепка

  • лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию;
  • вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки;
  • после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры;
  • пластилин должен быть ярким и мягким.

5. Чтение

  • детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты;
  • книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;
  • старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами;
  • берите малышей с собой в библиотеку;
  • книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности;
  • тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста.

6. Музыка

  • с младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки;
  • пойте ему колыбельные как можно дольше;
  • это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр.), хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.

Способности или индивидуальные особенности ребенка делают его уникальным. Каждый родитель страстно желает своему любимому чаду успешной и яркой жизни, поэтому выявлением одаренности и развитием способностей маленького человека лучше заняться как можно раньше.

Правильное и, главное, своевременное выявление наклонностей малыша дошкольного возраста способствует наиболее полноценному их развитию. Как определить, что ребенок наделен выдающимися способностями, которые помогут ему достичь успеха в любой сфере деятельности?

Кто и где выявит способности ребенка

Для выявления способностей и наклонностей ребенка существует три места – это детский сад, школа и, безусловно, семья. При этом основная роль ложится на семью. Педагоги дошкольного учебного учреждения работают в рамках определенной программы, нацеленной на массовое обучение и воспитание детей. На определение индивидуальных качеств остается немного времени. И хотя большую часть времени малыш проводит именно в детском саду, основная роль будет принадлежать родителям.

В школе, где подросток получает огромное количество знаний, та же проблема. Нацеленность традиционной программы на массовое обучение оставляет учителям совсем мало возможностей для строго индивидуального подхода к каждому в классе.

Единственное место, где маленький человек получает максимальное внимание, это семья. Именно родителям принадлежит заслуга в своевременном выявлении и последующем развитии нового члена общества с набором уникальных качеств и способностей.

Замечательный факт

История Томаса Эдисона – неоспоримое доказательство, что только благодаря родителям ребенок получает шанс стать выдающимся человеком.

Будучи маленьким мальчиком, Томас вернулся из школы с письмом от учителя. Мать не смогла сдержать слез, когда прочитала письмо. Она даже прочла его сыну: «Ваш ребенок слишком гениален для нашей школы, поэтому заботьтесь о его образовании самостоятельно».

Через много лет, разбирая семейный архив, Томас нашел письмо учителя к его матери. «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем продолжать учить его в школе вместе с другими детьми. Настоятельно рекомендуем заниматься его образованием дома» – вот что на самом деле было написано в том послании.
Когда вскрылась правда, Томас Эдисон имел мировую известность как изобретатель.

Правильный подход к ребенку, определение его способностей – главный залог будущей успешной жизни маленького человека.

Как выявить способности ребенка

Существует несколько практических методов для выявления уникальных способностей и творческих наклонностей детей. Первые два больше подойдут для изучения детей дошкольного возраста, последний актуален для работы со школьниками.

  1. Анализированное наблюдение. Простой метод позволит выявить, к чему ребенок проявляет истинный интерес, а какие занятия не приносят ничего, кроме скуки. Совет: Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего. Будьте внимательны к его вопросам, и вы сможете понять круг его интересов.
  2. Игровое наблюдение. Во время игры дети дошкольного возраста открываются максимально. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.
  3. Тесты, опросы. Такие методы используют при затруднении выявления наклонностей детей школьного возраста или для подкрепления ранее полученных результатов. Тесты или опросы могут провести сами родители, насчет результатов лучше посоветоваться со специалистом.

Способности не имеют ничего общего с приобретенными умениями и навыками человека, но именно они объясняют легкость их получения. Именно благодаря индивидуальным способностям человек становится успешен в той или иной сфере жизни. Правильное определение творческих наклонностей детей – залог будущей счастливой жизни.

Существуют определенные признаки, которые позволят определить в какой сфере развитие более продуктивно.

Признаки высокого интеллекта

  • Заинтересованность окружающим миром: повышенное внимание ко всему происходящему. Долго наблюдает за прыгающей лягушкой, работающей машиной или дождем.
  • Усвоение информации в больших объемах. Легко выдерживает чтение больших рассказов, может пересказать сюжет, заостряет внимание на деталях.
  • Стремление к сбору и систематизации полученных сведений. Малыш задает большое количество вопросов о конкретном событии, строит логические цепочки, упорядочивает информацию.
  • Большой и быстро пополняемый словарный запас. Впервые услышав слово, поняв его значение, ребенок в дальнейшем часто и правильно использует это слово в повседневной речи.
  • Аналитические навыки: может просчитать развитие событий, установить причину и следствие, сделать выводы. Прошел дождь, асфальт стал мокрым, цвет потемнел, дождь – это вода, если вылить воду на асфальт, он потемнеет.
  • Признаки критического мышления. Ребенок не доверяет конкретному источнику, перепроверяет полученную информацию. К примеру, задав вопрос маме и получив ответ, с уточняющим вопросом подходит к отцу, бабушке или дедушке.

Признаки выраженных творческих способностей

  • Использование воображения. Любит фантазировать, добавляет яркие детали к рассказу о произошедшем событии, во время игры в куклы или машинки придумывает невероятные сюжеты.
  • Использование интуиции для решения творческих задач. Поступил правильно, но не может дать четкие объяснения, почему принял именно такое решение.
  • Быстрая реакция на события, умение подстраиваться под возникшую ситуацию. «Переобувается» на ходу и меняет свое решение в зависимости от ситуации. Например, мама не купила слишком дорогую игрушку, малыш не устраивает истерику, а просит купить более дешевый вариант.
  • Высокая эмоциональность, внимание к чувствам детей или взрослых, умение сопереживать или разделить радость.
  • Проявление интереса к творчеству – живописи, поэзии, музыке и т.п. Выделяет любимых авторов, художников или музыкантов, ориентируется в мире творческих людей.
  • Склонность анализировать свои чувства и поступки.

Признаки сенсорных (практических) наклонностей

  • Желание работать руками с использованием различных материалов и инструментов.
  • Легкое усвоение различных практических навыков. Для мальчиков – это интерес к строганию, паянию, конструктору. У девочек этот признак проявляется в любви к шитью, вязанию или вышиванию.
  • Повышенное внимание и уход за членами семьи или друзьями, стремление оказать помощь во время болезни.
  • Интерес к механизмам. Малыш с удовольствием помогает папе с ремонтом различной техники, с удовольствием собирает палатку во время похода.
  • Специальные способности, или правильный путь развития.

Теперь вы поняли, что ваш ребенок – маленький хранитель уникальных способностей. Следующий шаг – сузить круг поисков и выбрать путь развития для малыша. В зависимости от наклонностей детей нужно развивать конкретные способности.

Взаимосвязь наклонностей и способностей

Ярко выраженная склонность к любым вычислениям или измерениям, проявление логики во всех вопросах, стремление систематизировать данные свидетельствует о предрасположенности детей к точным наукам – математике, физике или химии.

Тяга к музыкальным произведениям, постоянное мурлыканье мелодий, отличная память на музыкальные произведения свидетельствует о музыкальных способностях.

Ребенка не оторвать от книги, он проглатывает целые тома художественной литературы, читает произведения вне учебной программы, может быть, даже сам сочиняет? Это говорит о творческих литературных способностях.

Вернувшись из детского сада или школы, ребенок не только рассказывает, но и показывает, что происходило за день, подражает поведению близких людей, с удовольствием участвует в творческих самодеятельных представлениях. Это прирожденный актер. Нужно развивать театральные способности.

Обычно детей не оторвать от рисования. Но если ваш малыш проводит с карандашами или красками практически все свободное время, любит лепить, а на все праздники вы получаете подарок, созданный его руками, сфера его творческих способностей кроется в изобразительном искусстве.

С дошкольного возраста ребенок проявляет ловкость и сноровку, отлично бегает, легко переносит самые серьезные нагрузки, его нужно отнести к будущим блестящим спортсменам.

Если в вашем доме много конструкторов, а ребенок проявляется большой интерес к сложным механизмам, скорее всего, у него технические способности.

Много друзей, легкость в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение налаживать контакт даже с незнакомыми людьми говорят о коммуникативных способностях. Если ваш ребенок чувствует себя как рыба в воде среди абсолютно посторонних детей и легко вовлекает их в игру, налицо социальные способности.

Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.

Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:

  1. Отличная память на стихи и рассказы.
  2. Ребенок чувствует ваше настроение.
  3. Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
  4. Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
  5. Походке малыша позавидовала бы балерина.
  6. Любимое дело – слушать музыку.
  7. Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
  8. Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
  9. Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
  10. Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
  11. Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
  12. Отлично различает звук музыкальных инструментов.
  13. Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
  14. Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
  15. Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
  16. Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
  17. Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
  18. Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
  19. Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
  20. Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).

Ключ к пониманию

  • Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
  • Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
  • Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
  • Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.

Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИШИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №19»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами дизайна»

Воспитатель высшей категории

Кузнецова Татьяна Владимировна

Ишим

Актуальность.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества н6е возникло особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись стихийно, создавались шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет Б.Н.Никитина (18,15,16) .

Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста Л. Кэрролла(9,38-39). Эта гипотеза находит подтверждение физиологии. Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет, «дозревает» впервые годы жизни. По мнению Б.Н.Никитина именно необратимость процесса деградации возможности развития мнение о врожденности творческих способностей так, как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте средствами дизайна у детей

были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве очень не многие оказались в условиях благоприятствующих развитию их творческих способностей. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодам для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательно, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знание, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуя расширению детского опыта.

Под средствами дизайна мы будем понимать объекты, которые служат инструментом для развития творческих способностей, в нашем исследовании являются: природный, бросовый, утилизированный материал (стеклянные бутылки, банки, пуговицы, веревочки, пластиковые трубочки, ракушки, бисер, целлофан, прищепки, проволока).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображениям и дает прекрасные возможности для развития творческих способностей.

Противоречия будут заключаться между необходимостью развития творческих способностей дошкольников и отсутствием педагогической технологии, не разработанности диагностического инструментария, а так же неиспользованием дизайнерских средств.

Проблема заключается в том: как развивать творческие способности детей дошкольного возраста средствами дизайна.

Цель данного исследования: выявить, и экспериментально проверить эффективность развития творческих способностей у дошкольников средствами дизайна.

Объектом исследования будет являться процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Предмет: эффективные формы организационной деятельности детей при выполнении творческих заданий с использованием дизайнерских средств, влияющих на развитие творческих способностей.

Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста будет успешным если:

Выявлена возможность использования средств дизайна в работе с детьми.

Разработана и внедрена программа «Юный дизайнер».

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи по проблеме исследования.

    Дать теоретический анализ психолого-педагогической литературе по данной проблеме исследования.

    Выделить и апробировать по проблеме исследования эффективные формы организационной деятельности детей при выполнении творческих заданий.

    Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня творческих способностей дошкольников.

    Разработать и апробировать программу «Юный дизайнер».

Выдвинутые цель и задачи обусловили выбор методов исследования:

Теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста).

Эмпирические (опрос, наблюдение, игра).

Статические методы обработки результатов.

Научная новизна:

Практический результат:

1. Повышение уровня творческих способностей у детей.

2. Повышение активности у детей и родителей в процессе решения проблемы исследования.

Этапы исследования:

1 этап, сентябрь 2007- апрель 2008 Поисково-теоретический.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследовательского проекта. Разработка программы, диагностического инструментария; формулировка понятия «творческие способности», поиск эффективных форм организационной деятельности детей при выполнении творческих заданий. Разработка исследовательского проекта.

2008 – 2009 разработка программы для детей подготовительной к школе группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

2009 – 2010 разработка программы для детей младшей группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

2010-2011 разработка программы для детей средней группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

Май-август 2011 разработка программы для детей старшей группы по развитию творческих способностей; разработка диагностического инструментария;

Разработать и апробировать программу «Юный дизайнер» для всех возрастных групп детского сада; разработка диагностического инструментария для всех возрастных групп детского сада

Ожидаемый результат:

1 . Разработка программы «Юный дизайнер» для разных возрастных групп.

Содержание проекта.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем, содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отожествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающие новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека его деятельности в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущностью. Она заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности (15, с54).

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление. Дивергентное мышление – это метод творческого мышления применяемый обычно для решения проблем и задач(6,436).

Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей(в данном случае важно не их качество, а их количество).

Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявиться в ответах, решениях, не совпадающими с общепринятыми).

Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или предавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь по проблеме творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников, музыкантов выделяет следующие творческие способности (14,6 – 36).

1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.

3 .Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность, целиком не дробя ее на части.

5. Гибкость мышления.

6. Творческое воображение.

7. Способность доработки деталей и к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Кудрявцев и В.Синельников, основываясь на широком историко – культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики), выделили следующие универсальные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории (12,54 – 55).

1. Реализм воображения.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбрать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Эксперементирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программы и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ и АРИЗ, считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость мышления.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначных вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитие интуиции.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователей единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления, как обязательные компоненты творческих способностей.

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более не зависимо. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным, и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Сформировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умения устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность.

Системность – это способность видеть предмет или явления как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей. Следующим направлением – формирование творческих способностей дошкольное развития воображения.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний). Воображение является основой всякой творческой деятельности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Человек, где бы не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой, живёт, работает или отдыхает. В век конвейеров и массового производства мы всё больше ценим индивидуальность во всём: от манеры одеваться до авторских работ, хранящих тепло человеческих рук, и хотим украсить детский сад эксклюзивными стильными вещицами, которые преобразят интерьер, предадут ему неповторимое очарование.

Однако встаёт вопрос - многое можно сделать своими руками, привлекая к этой интересной, увлекательной работе детей.

В совместном творчестве у детей развиваются зрительная память, образное мышление, эстетический вкус, творческие способности. Они знакомятся с такими современными понятиями, как дизайн, дизайнер, коллаж, панно, деку паж и др.

Критерии:

1.Мышление:

а) Ассоциативность мышления;

б) Диалектичность мышления;

2.Творческое воображение:

а) Реализм воображения;

б) Способность видеть целое раньше частей;

в) Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений.

Уровни:

1.Высокий уровень:

а) Конструктивный ответ (отделить не соответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку» и т.д.) - 5 баллов.

б) Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («утка нырнула», «утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т.д. - 3 балла.

в) Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик. («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. – 3 балла.

Средний уровень:

1. Содержательное устранение не соответствия: а – простой ответ (нарисовать в другом месте – «солнышко на улице») – 3 балла.

а) Сложный ответ (переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («у утки нет головы» , «утка сломалась» , «утка разделилась на части») – 2 балла.

3. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребёнок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. – 2 балла.

Низкий уровень:

    Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю как исправить» , «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

    Отсутствие ответа, не принятие задания («не знаю» , «ни чего не станет» , «так не бывает») – 1 балл.

    Ребёнок выбирает блюдце или ведёрко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок начинает использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойство в новую ситуацию. – 1 балл.

Были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В.Кудрявцева и В. Синельникова. С помощью этих методик составлен оперативный микро срез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребёнка.

Проведя диагностику, получили следующие результаты:

Развитие реализма воображения у 8 детей находится на низком уровне, и у 14 детей – среднем уровне. Развитие такой способности как над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений у 13 детей, у 6-х детей на среднем уровне и 3-х детей на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 11 детей развито на среднем уровне и у 13 детей на высоком.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения – у детей плохо развито творческое воображение. Следует сразу же сказать, что эти дети занимаются по развивающей программе «Развитие», но специальная работа по развитию творческого воображения с детьми не ведётся. Однако педагоги, занимающиеся анализом программы дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этом случае оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигается даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведённая нами диагностика.

Результаты диагностирования так же показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность, как над ситуативно - преобразовательный характер творческих решений для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбирать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создавать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.

Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способностей видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребёнок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей.

Из всего выше сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст сенситивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа. Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию творческих способностей детей.

В последнее время появилось большое количество методической литературы: «Дизайн и дети» , «Поделки из коктейльных трубочек» , «Весёлый мир прищепок» , «Дизайн» , «Арт – дизайн» , «Первые уроки дизайна» «Разноцветные поделки из природного материала» , «Роспись по стеклу».

Говоря о проблеме творческих способностей средствами дизайна надо подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при взаимодействии воспитателя с семьёй. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы, лекции, открытые собрания с участием детей.

Следовательно, предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей средствами дизайна у детей старшего дошкольного возраста.

Методики диагностики творческих способностей для детей 6 -7 лет (авторы В.Синельников, В.Кудрявцев)

Основание: реализация воображения.

Цель: выявление способностей ребёнка к преобразованию «не реального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путём устранения не соответствия.

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаши.

Инструкция к проведению:

Воспитатель, показывая ребёнку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано?». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко.)

Воспитатель даёт следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что- то напутал? Попробуй исправить картинку так, что бы она была правильной».

Пользоваться карандашом ребёнку не обязательно он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных:

В ходе обследования воспитатель оценивает попытки ребёнка исправить рисунок.

Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

    Отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю, как исправить», «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

    «Формальное устранение не соответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.

    Содержательное устранение не соответствия:

а) простой ответ («нарисовать в другом месте «солнышко на улице») – 3 балла.

б) Сложный ответ (переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить не соответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку» и т. д.)) – 5 баллов.

Методика «складная картинка»

Основание: умение видеть раньше частей.

Цель: определение умение сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал: складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (10*15)

Инструкция к проведению.

Воспитатель, предъявляя ребёнку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?»

Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребёнка картинка расправляется, снова складывается, а ребёнку задаётся тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол» , «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных.

В ходе обследования ребёнка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по 3-х бальной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

    Отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «ни чего не станет», «так не бывает») – 1 балл.

    Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, то есть утеря контекста изображения («у утки нет головы», «утка сломалась», «утка разделилась на части») – 2 балла.

    Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию («утка нырнула», «утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. – 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано не к какой – либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («утка стала домиком», «стала похожа на мостик» и т. д.) Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Методика «как спасти зайку»

Основание: над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений.

Цель: оценка способностей и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал: фигурка зайчика, блюдце, ведёрко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребёнком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведёрко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Воспитатель, беря в руки зайчика: «познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилось такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко – далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (воспитатель обращает внимание ребёнка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, что бы спасти зайчика?»

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребёнка. Данные оцениваются по 3-х бальной системе.

1 уровень. Ребёнок выбирает блюдце или ведёрко, а так же палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребёнок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка = 1 балл.

2 уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребёнок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребёнок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

3 уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о над ситуативном подходе к ней ребёнка. Оценка – 3 балла.

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИШИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №19»

ПРОГРАММА

«Юный дизайнер»

Научный консультант: к п н И. Г. Бессонова

Ишим 2009г.

Пояснительная записка.

Одной из основных задач воспитания детей является формирование интереса и любви к природе. Ценным аспектом является то, что мы с детьми обратили внимание на утилизацию отходов, которые в большом количестве производит человечество и которое составляет реальную опасность для природы. Наблюдая с детьми за природой, за окружающей средой мы обратили внимание на то, что вокруг нашего детского садика много бытовых отходов загрязняющих экологию. Работа с природным бросовым и утилизированным материалом даёт большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней развивает творческие способности у детей.

Цель: развитие у дошкольников способности превращать отслужившие свой срок предметы в нужные, полезные и красивые вещи.

Структура программы.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей для детей старшего возраста. Занятие проводится по подгруппам. Продолжительность 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. При составлении программы учитывала праздники (День матери, День Пожилого человека, Новый год, 8 марта, 23 февраля). Программа сопровождается библиографическим списком. Программа включает в себя учебно – тематическое планирование с выделением цели и методических приёмов занятий.

Учебно - тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятия, тема.

Цель.

Методические приёмы.

Сентябрь.

1.Тема: «Сбор информации о дизайне.

Формирование понятийного аппарата, создание условий для творческой работы, проведение анкетирования.

Экскурсия на выставки.

2. Тема: «Дизайн в жизни ребёнка».

Знакомства детей с материалами и их свойствами.

Путешествие детей в страну «Дизайна», знакомство с Карандуликом и Кистенией.

Октябрь.

    Тема: Мобильный тренажёр «Вишни»

Формировать умение соотносить предметы по форме и цвету.

Детям приходит телеграмма от лесных жителей, что их зверёк белочка заболела и ей нужны ягоды.

    Тема: Сюжетный тренажёр «Девочка»

Формирование умение соотносить предметы, изображённые на сюжетной картинке, с изображением отдельных предметов.

Коробка обтягивается самоклеящейся плёнкой, из клеящейся плёнки разных цветов на коробке формируются детали.

Ноябрь.

    Тема: «Кошкин дом»

Формировать умение обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождество цвета.

Педагог читает стихотворение «Кошкин дом». После прочтения предлагается сделать для неё домик.

    Тема: «Железная дорога из скорлупы»

Совершенствовать технику наклеивания скорлупы; способствовать раскрытию творческих способностей.

Взять металлическую баночку и наклеить на неё слой тёмного пластилина, отламывать кусочки от яичной скорлупы и наклеивать их на баночку, затем раскрасить.

Декабрь.

    Тема: «Ваза для цветов».

Знакомство и освоение простых композиций, составленных из геометрических элементов- квадратов.

На белом прямоугольнике в тетради раскладываем и двигаем квадраты, составляя из них разные комбинации, делаем несколько вариантов, затем наклеиваем на стеклянную бутылку.

    Тема: «Украшение стеклянных баночек».

Освоение приёмов построения простых абстрактных композиций с использованием лент разной ширины, полос, спиралей и змеек.

Очень интересные приёмы можно придумать, используя сочетания прямых, наклонных и кривых линий.

Январь.

    Тема: «Подарок маме».Украшение стеклянных тарелок.

Освоение приёмов сложных абстрактных и тематических композиций.

От геометрических декоративных композиций из треугольников, квадратов и полосок мы переходим к более сложным абстрактным и тематическим: ленточки – это «ветви», а заострённые овалы- «листья»

    Тема: Изготовление декоративных подвесок круглой формы.

Освоение простых приёмов украшения круга.

Для работы необходимо взять тонкий цветной картон или плотную глянцевую бумагу и вырезать кружки. Можно использовать упаковку из под молока или соков.

Февраль.

    Тема: Красочные баночки для карандашей.

Продолжать знакомить с дизайном красивых баночек для карандашей.

Использование ранее полученных знаний, мы научились превращать обычную стеклянную, пластмассовую баночку в декоративную вазу.

    Тема: Строительство нового городка.

Составить чертёж на листе, подобрать баночки, ветки, катушки и др. бросовый материал.

Педагог приглашает детей совершить увлекательное путешествие, но сначала нужно построить город будущего.

Март.

    Тема: «Аквариум» (коллективная работа)

Развивать творческий интерес к различным способам конструирования из различных материалов.

Путешествие детей в подводный мир.

    Тема: Оформление открыток к празднику мам.

Пробуждать у детей интерес к эстетическому разнообразию.

Использование различных материалов.

Апрель.

    Тема: «Сказочные дворцы».

Учить детей фантазировать, развивать творческие, дизайнерские способности.

Путешествие детей со сказочными героями по сказкам.

    Тема: «Чудо дерево».

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Педагог с детьми изготавливает волшебное дерево, используя разнообразные материалы.

Май.

    Тема: «Дизайн одежды».

Учить работать с выкройкой, украшать по своему вкусу.

Совместное участие в конкурсе «Весна» детей и родителей. Создание костюмов.

Показатели творческого развития на четвертом году жизни.

1.Ребенок может изображать предметы и явления, создавая отчетливую, подбирая цвета, акуратно закрашивая, используя различные материалы : карандаши, краски, гуашь, фломастеры, цветные мелки,

2.Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, выстраивая композицию в соответствии с замыслом.

3.Украшать предлагаемые силуэты в соответствии с предложенным заданием или по своей задумке.

4. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из несколько частей, уметь подбирать цвета в соответствии с замыслом.

5. Составлять узоры, композиции из плоских геометрических фигур. Для реализации и проверки теоретических предположений нашего исследовательского проекта мы проведем экспериментальное исследование. В эксперименте принимают участие 25 детей. На первом этапе я провела диагностические задания по сенсорному развитию детей направленные на выявления творческих способностей через усвоение эталонов цвета, формы и величины, а так же способности к их использованию при соотнесении со свойствами реальных предметов.

Занятие №1.

Тема: лото «Цвет».

Направлено на выявление овладения действием соотнесения с эталоном, представленным в словесной форме.

На этом занятии дети выделяют 6 основных цветов, ориентируясь на названии цветов предметов, а не на их изображении.

Материал. 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 предметов основных цветов. Маленькие карточки с теми же изображениями.

Инструкция к проведению . В игре участвуют 6 детей. Дети получают по одной карте лото, рассматривают изображенные на ней предметы, обращая внимание на их цвет. Далее проводится игра. Взрослый - ведущий- достает из коробки по одной карточке и, не показывая детям изображенный на ней предмет, спрашивает: « У кого красная машина?», « У кого зеленое ведро?» и т.д. Если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если ни кто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Оценка. Показатель – овладение действием соотнесением с эталоном, представленным в словесной форме.

Низкий уровень – ребенок не выполняет задание или закрывает на карте лото лишь два – три предмета тех цветов, название которых ему знакомы.

Средний уровень – ребенок действует с помощью взрослого или под подсказкам других детей. К концу игры у него остается не закрытыми один – два предмета тех цветов, название которых он еще не твердо знает или путает.

Высокий уровень – ребенок действует самостоятельно, без какой - либо помощи, к концу игрі закрвает все предмет на карте лото.

Задание№2.

Тема : « Построим домики для фигур». Направлено на выявление представлений об эталонах формы, умения воспроизводить эти фигуры. На занятии дети изготавливают фигуры из палочек и ниток.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры пяти форм, 13 палочек, тонкая проволока или толстая нитка (Д. 60 см. 50 см.). Раздаточный: фигурки- человечки меньшего размера, по 13 счетных палочек для каждого ребенка, тонкая проволока или толстая нитка (Д. 30 см. 20 см.) на каждого ребенка.

Инструкция к проведению. Педагог достает из коробки и показывает детям геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дети вспоминают их названия. Затем предлагает построить для них домик, причем для каждой фигурки нужен домик такой же формы как и она сама. Затем достают из коробки круг и овал, дети называют их; предлагают подумать можно ли для них построить домик из палочек. После всех высказываний и проб детей выясняется что домик для круга и овала строится из ниток. Далее каждый ребенок получает нужное количество палочек и ниток. Дети строят домики для каждой фигурки. Затем детям раздаются наборы из пяти геометрических фигур (фигурки – человечки). Фигурки – человечки ищут свои домики и поселяются в них.

Оценка.

Первый показатель – знание эталонов формы, обозначение их словами.

Низкий уровень – не знает название трех и более фигур.

Средний уровень – не твердо знает название одна – две геометрических фигур, называет с помощью педагога.

Высокий уровень – называет все пять геометрических фигур.

Второй показатель – воспроизведение геометрических фигур.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием, играет палочками, выкладывает что попало, не принимает помощь взрослого.

Средний уровень – ребенок действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для квадрата и прямоугольника, для круга и овала. Допускается показ взрослым способа построения домиков (на демонстрационном материале).

Высокий уровень – ребенок самостоятельно строит домики для всех пяти фигур. Допускается напоминание взрослого, что домики для квадрата, треугольника и прямоугольника строятся из палочек, а для круга и овала – из ниток.

Задание №3.

Тема. «Три воздушных шарика».

Направлено на выявление умения самостоятельно получать оттенки цвета, составлять ряд по светлоте, обозначая оттенки словом.

Материал. Демонстрационный: Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурными изображениями трех воздушных шариков, гуашь синяя и белая, баночки с водой, кисточки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям рассмотреть нарисованные на листе бумаги три синих воздушных шарика разной светлоты: первый шарик – самый светлый, второй – потемнее, третий – самый темный.

Дети вспоминают, как с помощью белой краски можно сделать светлый оттенок какого – либо цвета, смешивают белую и синюю краски на своих палитрах. Далее педагог обращает их внимание на образец, предлагая подумать, как можно сделать оттенок потемнее для второго шарика. Детям предоставляется возможность самостоятельно искать способ решения задачи путем практических действий. Взрослому нужно так же внимательно относиться к высказываниям детей, особо выделяя из них которые наиболее близко подходят к решению задачи (добавить еще немного краски к светлому оттенку на палитре или сделать рядом с ним более темный оттенок, беря большое количество синей краски). Далее дети выполняют задание и закрашивают второй шарик. Третий шарик закрашивается чисто синей краской.

Оценка. Первый показатель – получение светлотных оттенков, составление ряда по светлоте.

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием, ему не помогают советы взрослого. Все шарики окрашены одним цветом.

Средний уровень – ребенок получает оттенки с небольшой помощью взрослого (допускается подсказка взять чуть больше синей краски для второго шарика; дается лишь словесная инструкция); испытывает затруднение в построении светлотного ряда.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно получает два оттенка синей краски, выстраивая, таким образом сериационный ряд по светлоте.

Второй показатель – словесное обозначение оттенков детьми («самый светлый», «темнее», «самый темный»).

Низкий уровень – ребенок не называет оттенки и не может повторить их за взрослым.

Средний уровень – ребенок называет оттенки с помощью взрослого.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно называет все оттенки.

Результаты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Фамилия Имя ребенка

Реализм изображения min - 1 балл, max - 5 баллов.

Способность видеть целое раньше частей min -5 баллов,max - 15 баллов.

Над ситуативно - преобразовательный характер творческих решений.

1.Бакулин Артем.

2.Бондаренко Кирилл.

3.Бохан Лиза.

4.Ваганова Анжела.

5.Гаврилова Вика.

6.Гаврилов Ваня.

7.Ганченко Настя.

8.Гридина Даша.

9.Гусева Лиза.

10.Данин Никита.

11.Казанцев Матвей.

12.Катеруша Милана.

13.Королева Вика.

14.Костюченко Саша.

15.Крупчанова Настя.

16.Крупчанов Никита.

17Кукуйцева Алена.

18.Лесникова Карина.

19.Мальцев Яша.

20.Миляхина Света.

21.Мизернюк Наташа.

22.Переславцева Ника.

23.Покровская Алена.

24.Шанская Кристина.

Общие результаты способностей.

Способности.

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень.

Реализм воображения.

1 ребенок

11 детей

12 детей

Способность видеть целое раньше частей.

15 детей

9 детей

Над ситуативно- преобразовательный характер.

2 ребенка

10 детей

12 детей

Средства обучения.

Материал.

Деятельность детей.

Сентябрь.

1.Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.

Эталоны шести цветов спектра.

Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине.

Дидактическая игра «Спрячь мышку». Дети прячут мышку от кошки, подбирая разноцветные домики.

2.Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группирование оттенков.

Листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенки, игрушка «царь- Разноцвет»; листы бумаги, разделенные на шесть клеток.

Дидактическая игра. В царстве «Царя - Разноцвета», придумывание сказки.

Октябрь.

1.Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом.

Эталоны четырёх геометрических форм.

Большие геометрические фигуры с нарисованными «лицами» - «фигурки – человечки».

Дидактическая игра. В царстве «фигурок – человечков». Дети рассматривают и придумывают рассказ, аппликация, подарим вкусное печенье.

2.Создавать у детей праздничное настроение, интерес к содержанию работы, развивать у детей чувство цвета.

1 большой прямоугольник, 7 маленьких овалов, листы А - 4., 1 большой треугольник и 2 маленьких.

Дети в гостях у Карандашика и Кастении, в мастерской готовят подарки для друзей.

Ноябрь.

1.Учить детей составлять сюжет из геометрических фигур на плоскости.

Эталоны геометрических фигур.

Геометрические фигуры разного цвета и размера, листы бумаги А – 4, гофрированная бумага, карандаши, клей.

Придумывание с детьми сюжета «На что похоже», «Необычная аппликация».

2.Ознакомление детей с разными видами бумаги.

Эталоны бумаги, фольги, журналов.

Цветной картон, ткань с блестками и золотистая, клей, ножницы, тесьма, ленточки, конфетные фантики.

Путешествие с детьми в сказочную страну «Бумажилию».

Декабрь.

Ознакомление детей с разнообразным материалом.

Пуговицы, картон, прищепки, клей, гуашь, яичная скорлупа, коробочки из под сыра.

Изготовление открыток к новому году.

Январь.

Продолжать знакомить детей с пуговицами

Картон белый, с наклеенным жирафом, пуговицы разного цвета и оттенка.

Путешествие с детьми в Африку. Пришло письмо от жирафенка. У него пропали пятнышки от жаркого солнца, нужно ему помочь.

Результаты диагностики творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Фамилия Имя.

Задание №1.

Задание №2.

Задание №3.

1.Бакулин Артем.

2.Бондаренко Кирил.

3.Кукуева Алена.

4.Крупчанова Настя.

5.Крупчанов Никита.

6.Гаврилова Вика.

7.Гаврилов Ваня.

8.Меляхина света.

9.Гридина Даша.

10.Покровская Алена.

11.Мизирнюк Наташа.

12.Данин Никита.

13.Раенбакова Лиза.

14.Ганченко Настя.

15.Королева Вика.

16.Шанская Кристина.

17.Ваганова Анжела.

18.Переславцева Вероника.

19.Костюченко Саша.

20.Лесникова Карина.

21.Бохан Лиза.

22.Казанцев Матвей.

23.Плаксина Вика.

24.Гусева Лиза.

25.Мальцев Яша

Общие результаты творческих способностей.

Способности.

Низкий уровень.

Средний уровень.

Высокий уровень.

Выделение 6 основных цветов.

15 детей

5 детей

5 детей

Представление эталонов формы.

13 детей

8 детей

4 ребенка

Умение самостоятельно получать оттенки цвета.

15 детей

5 детей

5 детей