Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти. Мнемотехника в упражнениях: запоминаем быстро и со вкусом Мнемотаблицы для взрослых

В современном мире, полном информации, ее запоминание многим людям дается нелегко. На этом фоне запоминание огромного количества данных, когда следует воспроизвести информацию точно и последовательно, приравнивается едва ли не к суперспособностям. Однако существуют приемы, которые помогут надолго закрепить в голове самую сложную информацию.

Достаточно вспомнить, что в Древней Греции выступление перед публикой «по бумажке» считалось позором, причем выступающему нужно было держать речь на протяжении довольно долгого времени и говорить без запинок. Еще тогда наши предки использовали мнемотехнику, или мнемонику. В чем особенность данного метода запоминания?

Что такое и в чем суть метода

Мнемотехника – это комплекс методик запоминания на основе визуального мышления. Давно замечено, что человеческий мозг не в состоянии быстро запомнить «сухую» информацию в точности и в подробностях. Вместе с этим почти каждый из нас наверняка без затруднений в подробностях может пересказать сюжет рассказа или книги, которыми увлечен. Мнемотехника учитывает эту особенность организма и учит не идти напролом в запоминании громоздкой информации, а вначале превращать ее в образ.

Основные мнемонические приёмы

Мнемотехника включает в себя большое количество приемов. Объясняется это тем, что с образами, как и с воображением, нельзя обойтись скупым набором шаблонов. Воображение вообще сложно поддается работе с шаблонами, поэтому вначале учащемуся требуется освоить уже имеющиеся приемы, а после – самому сознавать свои шаблоны.

К числу основных мнемонических приемов можно отнести:
- Метод буквенного кода . Данный прием требует образования смысловых фраз из заранее присвоенных букв к запоминаемой информации.
- Метод ассоциаций . Здесь требуется найти яркие и необычные аналогии, которые будут ассоциироваться с информацией, требующей запоминания.
- Подбор рифм . Не следует открещиваться от этого приема сразу под предлогом, что вы не написали ни одного стихотворения – на самом деле он прост. Метод требует создания рифмованных пар слов или небольших стихотворений.
- Применение созвучий особенно удобно применять при запоминании терминов или иностранных слов – требуется найти созвучные и уже известные слова или словосочетания.

- Метод римской комнаты , в котором запоминаемые предметы помещаются в хорошо известную комнату.

Как овладеть мнемотехникой?

Итак, природа мнемотехники понятна. Человеческий мозг лучше запоминает информацию, которую может представить аккуратно в деталях. Например, читающий книгу представляет перед глазами маленький мир. Информацию, которую представлять неинтересно, нужно переработать так, чтобы она все-таки представляла для сознания человека интерес. Как это сделать? Существует множество уловок.

Чтобы овладеть этой техникой запоминания, нужно развивать воображение и навыки манипулирования образами. Для этого существует мнемотехнический квадрат, который поможет запомнить, что правила в этой технике всего четыре, как и углов в квадрате.

Правило первое:

Представляемый образ должен быть объёмным. Ни в коем случае не картинка или рисунок. Если же требуется запомнить лист бумаги или фото – представьте его ребром, согните его или сожмите - но создайте объём, которые можно вертеть в голове так и эдак.

Второе правило:

Цветность образа. Если что, учеными доказано, что у большинства людей воображение чёрно-белое. Это абсолютно нормально и не мешает освоению мнемотехники. Всё, что требуется – четкое понимание точного оттенка цвета. Если воображаете зеленую сумочку, обязательно определите – тёмно-зелёная? Зелёный вырви-глаз? Благородного зеленого цвета и из крокодиловой кожи? Определите этот момент для себя.

Третье правило:

Четкий образ – никакой абстракции. Представляемый объект должен быть лишен «белых» неизведанных пятен. Для облегчения создания образа большие вещи уменьшайте до размера мяча, а маленькие – увеличивайте. Не нужно слепиться или пытаться объять необъятное.

Четвертое правило:
Все образы должны умещаться в руке.

С чего начать? С себя.

Какими должны быть первые тренировки, которые помогут овладеть этой техникой запоминания? Вначале научитесь превращать предметы в образы. Выцепите из своей жизни предмет, который можете увидеть в деталях, запомните его. До такой степени, что будете помнить его, оторвав взгляд. При этом важно не закрывать глаза. Можно перевести взгляд на однотонный предмет – например, под ноги или на стену дома.

Например, стоите на остановке по пути на работу. В этот момент будет приятно вспомнить свой диван или придумать роскошную кровать с периной из «Принцессы на горошине». При этом помните и соблюдайте четыре правила мнемотехнического квадрата. Представляйте кровать в 3D-формате, вертите в разные стороны, не забудьте мелочи вроде неровно заправленной простыни или поцарапанной кошкой деревянной ножки. Наконец, уменьшите кровать до размера мяча и поворачивайте её перед мысленным образом, рассматривая.

Также хорошие советы по тренировке воображения даются в данном видео:

Мнемотехника может похвастаться множеством приемов, с освоением которых порой придётся попотеть, зато овладевший ими ученик никогда больше не будет жаловаться на плохую память – мнемоника научит перерабатывать и запоминать как сложные информационных блоков, так и имена, пин-коды, пароли, фамилии, лица.

Важно постоянно совершенствовать свои навыки. Включите упражнения в повседневную жизнь, тренируйте манипулирование образами в разных настроениях, в любой ситуации - и в скором времени запоминание самой сложной информации уже не будет казаться недостижимой целью.

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением .

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.


Запоминание необходимой информации быстро и надолго - черта, свойственная далеко не всем.

Память устроена так, что человек плохо усваивает скучную информацию, которая не принесёт ему практической пользы в быту.

Но что делать, если запомнить её необходимо, а заучивание не даёт результатов? Начиная с первого класса, детям приходится изучать большие объёмы информации.

Сегодняшняя школьная программа отличается от советской сложностью и насыщенностью. Детям приходится прилагать огромные усилия, что бы ни отставать.

Улучшить память, сделать её безупречной поможет мнемотехника.

Зачем так важно тренировать память человеку?

Помимо школьной программы существует много других причин для того, что бы всерьёз заняться тренировкой памяти.

Физиологические плюсы хорошей памяти Практическая польза Профессии, где необходима хорошая память
Человек, развивающий свою мозговую деятельность, с большей вероятностью будет оставаться в трезвом уме в пожилом возрасте Список покупок не нужно записывать Актёры театра и кино, вынужденные запомнить новые роли и реплики
Запомнив имена новых знакомых и коллег, вы избавите себя от неловкой ситуации при встрече Учителя, преподаватели ВУЗов
Поможет не заблудиться в новой местности Работники спецслужб, агенты
Припоминать друзьям ситуации и фразы давно минувших дней - забавно Полиция
Медицинские работники
Бухгалтеры

Важно! Две трети всех знаний человек получает до 14 лет.

Сюда входят и навыки социального общения, которые ребёнок познаёт в школе и детском саду, знания о жизни и вселенной. Школьная программа дополняет список.

Потом наступает период полового созревания, когда инстинкты берут верх над разумом. Длительность этого периода индивидуальна. Процесс получения знаний уходит на второй план.

Когда период заканчивается, подросток уже выходит из стен школы. Студенческие годы наполнены любовными переживаниями.

Когда в силу вступает половое влечение, человек меньше способен поглощать знания. Половое созревание заканчивается раньше, но возраст репродуктивного здоровья длится до старости. Это обстоятельство не может не отвлекать.

По этой причине влюбившиеся школьники и студенты запускают учёбу, скатываются на тройки.

Описание и характеристика мнемотехники

Мнемотехника - ряд методик и приёмов, позволяющих человеку запоминать большие объёмы информации. Она содержит практические советы для улучшения памяти у детей и взрослых. Существуют тренинги по этой теме.

Эффективность мнемотехники широко распространена сегодня в специализированных учебных заведениях. История её появления уходит корнями в далёкое прошлое.

Интересный факт! Само понятие ввёл в обиход Пифагор. Мнемотехникой пользовался Юлий Цезарь.

Александр Македонский и Аристотель, изучали её для применения в военных целях.

Наши предки, составляя кириллицу, понимали, что если к каждой букве привязать слово, и связать их смысловым значением, запомнить будет проще.

Труды по развитию памяти в разные годы публиковали учёные с мировыми именами:

  • Андреев.
  • Гейссельхарт.
  • Лезер Франц.

Их книги пользуются популярностью и сегодня. Каждый из них предлагает свой способ применения мнемотехник.

Упражнения для развития памяти и внимания у взрослых

Упражнение «Дворец памяти» активно применяют взрослые люди. Он основан на работе фантазии и восприятии зрительных образов. Подойдёт людям с хорошей зрительной памятью.

Принцип заключается в мысленном построении дворца. Человек запоминает каждую комнату, обстановку внутри.

Важно! Когда наступает необходимость запомнить что-то, человек помещает информацию в одну из комнат, привязывая её к определённой обстановке.

Информация хранится внутри. Периодически возвращаясь во дворец, человек будет видеть свою привязку во всех деталях.

Другой метод мнемотехники предлагает связывать осязание и обоняние с объектами, которые нужно запомнить.

Детали запоминаются лучше, если они привязаны к другим органам чувств. Восприятие дольше остаётся в памяти, чем сухие факты.

Приемы улучшения памяти у детей

Если приступить к раннему развитию хорошей памяти у ребёнка, он с большей вероятностью добьётся высоких результатов в школе. Это - залог будущего успеха.

Польза развития памяти у младших школьников:

  • В раннем возрасте дети лучше схватывают информацию.
  • Заученные приёмы мнемотехники станут машинально использоваться на протяжении всей жизни.
  • Освоение трудной школьной программы будет проходить быстрее.
  • Развитие памяти поможет ребёнку в общении со сверстниками, улучшит коммуникативные навыки и работу мозга.
  • Поможет одержать победу в различных интеллектуальных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, тестах.
  • Усилит интеллектуальное развитие и концентрацию внимания, благодаря снижению нагрузки на процесс запоминания.

Все эти аргументы говорят в пользу раннего обучения детей простым методикам запоминания информации.

Если чадо легко справилось с практическим применением детских приёмов, можно приступать к изучению более сложных.

Основным является приём рифмы. Дети лучше запоминают информацию в форме стихов.

Какое правило русского языка взрослые помнят всю жизнь? Ответ: «цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка».

Будь все правила сложены в рифмы, люди стали бы более грамотными.

Улучшить память у детей помогут разные формы игр:

  • Шахматы.
  • Шарады.
  • Графический диктант.
  • Детские карты сокровищ.
  • Головоломки.

Популярные методики запоминания

Методики запоминания основываются на привязке информации к чему-то осязаемому.

Запоминание номера телефона можно провести несколькими способами:

  1. Произнести вслух. Слуховое запоминание поможет вспомнить цифры в течение нескольких минут.

    Что позволит легко перезвонить по номеру, который продиктовал собеседник, не записывая его на листок. Работа кратковременной памяти усилится.

  2. Использование зрительной памяти на цифры с разделением их. Некоторые номера кажутся простыми от того, что в них используются цифры, которые есть в номере нашего дома, дате рождения. Это тренировка фотографической памяти.
  3. Набирая номер на клавиатуре телефона можно составить слово, которое получится набрать, если нажимать на клавиши, используемые при его наборе.

Наиболее популярной и сложной методикой является построение дворца памяти.

Этот метод используют люди, которые обязаны много запоминать. Метод покажется вам простым и удобным после нескольких тренировок.

Полезное видео

Екатерина Васильева, Генеральный Директор компании «Авторская школа Васильевых», Москва; доктор педагогических наук

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как запоминать имена людей без труда
  • Какие приемы мнемотехники позволяют быстро выучить объемный научный текст или стихи
  • Как быстро запоминать иностранные слова, телефонные номера или символы
  • Что мешает нам запоминать информацию

Позволяют легко запоминать сложные имена людей, большие тексты, даты, числа, иностранные слова и др. Преимущество их в том, что Вам не придется прикладывать больших усилий, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно представить несколько предметов-образов, которые по цепочке сами актуализируют нужные Вам сведения. Расскажу, как научиться запоминать большое количество информации, используя приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники. Как происходит запоминание

Наш мозг мыслит образами. Когда человек в воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, припоминая один образ, человек вызывает к жизни и другие. Наиболее важны для запоминания первые минуты - в это время желательно проговорить информацию вслух или про себя. Через час проговорить еще раз. В дальнейшем увеличивайте промежуток времени, через который нужно повторять информацию, всегда в три раза, то есть через три часа, через девять часов, через сутки и т. д. Если такая возможность отсутствует, повторите информацию трижды: сразу, через час и перед сном. К слову, преподаватели лингвистических вузов рекомендуют студентам освежать знания каждые полгода или год.

  • Личная эффективность. 20 лучших привычек на каждый день

Как запоминать имена людей

Для поддержания мотивации руководителю лучше всего обращаться к сотрудникам по именам. У каждого человека есть какая-то своя особенность. Надо постараться ее увидеть и привязать к ней фамилию, имя или отчество в виде некоего образа. Например, недавно на курсах училась девушка, которая никак не могла запомнить отчество начальницы - Степановна. Я посоветовала ей представить, что у нее на голове длинные ушки, как у Степашки из детской передачи «Спокойной ночи, малыши». На следующем занятии девушка рассказала, что этот образ помог ей прочно запомнить отчество своего руководителя.

Как запоминать большие тексты

Научно-популярные тексты (статьи). Их проще всего представлять в виде схем. Например, я преобразую информацию в трехуровневую иерархию «система - подсистема - надсистема». Поясню на примере: подсистема - детали автомобиля, система - автомобиль, надсистема - вид транспортного средства. После прочтения текста в голове остается 7-10 ключевых слов, разложенных по принципу «система - подсистема - надсистема». Их полезно представить в виде картинок, что помогает уяснить, как один термин связан с другим. По моим наблюдениям, две трети статьи или книги занимают детали (подсистема), оставшаяся треть распределяется межу системой и надсистемой. Таким образом, нужно приступать к чтению с того места, где начинается описание системы. Изучив его, можно вернуться к началу текста. Такой подход позволяет сэкономить время и лучше запоминать большие текты.

Художественные тексты (проза, стихи). В данном случае требуется воссоздать в голове каждое слово, поэтому составление схем не поможет. Нужно представить образы в виде некой последовательности, например: место, герой, ситуация. Позитивные отождествляйте с собой, а негативные с другим человеком. Фактически Вам нужно параллельно с чтением «снимать» в голове фильм, фиксируя эмоции, звуки и пр. Например, Вы читаете такой текст: «Архипелаг Фиджи - это крупные и мелкие острова. Большинство из них вулканического происхождения. Тут есть песчаные пляжи, окаймленные пальмовыми рощами, укромные бухты...» Читая первое предложение, представьте, что Вы в самолете и видите за бортом острова. Потом самолет спускается ниже, и Вы видите отели. Затем Вы идете по пляжу, ноги утопают в песке, Вы любуетесь пейзажем. То есть Ваше перемещение по местам (самолет, пляж и т. п.) - ключ к запоминанию. Достаточно вспомнить ключ, и текст всплывет из памяти.

Подготовка к докладу. Начинать готовиться к презентациям и публичным отчетам следует за два-три дня перед выступлением. В первый день мозг будет обрабатывать весь материал, полученный после просмотра текста. И только на второй день, когда проснетесь, Вы сможете извлечь из памяти нужную информацию в структурированном и сжатом виде. Это и имели в виду наши предки, когда говорили, что «утро вечера мудренее». Первое, что нужно сделать, начиная запоминать текст доклада, - сформулировать тему и основные тезисы. Затем представьте главные мысли в виде схем и образов (можно их зарисовать). Далее, двигаясь от общего к частному, переходите к запоминанию более мелких деталей: дополнительных фактов, чисел, терминов, сумм.

  • Как преодолеть стресс и неудачи и начать жить так, как хочется

Как запоминать иностранные слова и другие данные

Как запоминать иностранные слова

Слово narrow в переводе с английского означает «узкий». Можно представить узкую дорогу или узкие брюки. Созвучное ему русское слово «НЕРвный». Можно выстроить общую ассоциацию, например, мысленно нарисовать картинку: человек едет по узкой дороге и нервничает, потому что это опасно или потому что у него проблемы с машиной. Важно не только представить ситуацию ярко и эмоционально, но и несколько раз проговорить вслух или про себя запоминаемое слово narrow. Я рекомендую использовать для запоминания образы из реальной жизни.

Как запомнить символы и буквы

Предположим, Вы хотите запомнить английский алфавит. Английская буква «А» и русская «А» одинаковы по написанию, но отличаются по звучанию. Чтобы запомнить первую, нужно подобрать другую ассоциацию, например по форме. Английская «А» похожа на циркуль или на крышу и произносится как «эй», что созвучно со словами «лей» или «лейка». Теперь представьте, что Вы на даче поливаете из лейки («лэй») крышу («А»). Таким способом можно запоминать иероглифы, символы.

Как научиться запоминать цифровые последовательности

Используйте численно-буквенный код. Например, в соответствие цифрам 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ставятся первые буквы слов, которые их означают: «н» (ноль), «т» (три), «ч» (четыре), «п» (пять) и т. д. Исключения: «к» («кол» - похож на единицу) и «л» («лебедь» - похож на двойку).

Если Вам нужно запомнить число 739 812, проделайте следующее.

Разбейте число на пары цифр: 73, 98 и 12.

Перекодируйте цифры в слова: первая согласная в слове - первая цифра двузначного числа, а вторая согласная - вторая цифра. Например, паре чисел 7 и 3 соответствуют буквы «с» и «т»; можно использовать слова «соты», «сито», «сто рублей». Пара 9 и 8 - это «д» и «в» (слова «дверь» или «девушка»). Пара 1 и 2 - это буквы «к» и «л», подойдут слова «клей» или «колье».

Из слов-образов, обозначающих пары цифр, составьте историю, например такую: «Сеть (73) зацепилась за дверь (98), и из нее выпало колье (12)». Важно представить себе эту смешную ситуацию и одновременно произнести число 739 812 несколько раз вслух или про себя. Необходимо усвоить, что нельзя произносить то, что Вы представляете.

Приемы мнемотехники в стрессовых ситуациях

Во время нервного напряжения память работает намного хуже. Когда Вы напряжены, в голове не возникает никаких картинок-образов. То есть в условиях стресса и ограниченного времени приемы мнемотехники оказывается бесполезной. Например, работа в формате открытого офиса, когда вокруг много людей и шумно, сильно ограничивает возможности для запоминания.

Есть старый прием - вернуться на то место, где Вы о чем-то думали, чтобы вспомнить, о чем именно. Прием широко используется в мнемотехнике: оставляйте для себя какой-нибудь символ или знак, который бы ассоциировался с делом. Это может быть клавиша на компьютере, галочка в ежедневнике, крестик ручкой на руке. К слову, мнемотехника - это антистресс. Вместо того чтобы расслабиться или принять лекарство, лучше мысленно воспроизвести читаемый Вами текст или представить и запомнить числа, совместив приятное с полезным.

  • Как стать лидером: уроки лидерства в жизни и в бизнесе

Что помогает и мешает эффективному запоминанию

Злейшими врагами памяти являются наркотики, сигареты, нервное истощение, высокая температура и непроветриваемое помещение.

Физическое утомление, наоборот, хорошо воздействует на память: мозг начинает лучше работать за счет того, что снимается напряжение с тела и кровь быстрее циркулирует в организме. Поэтому, если Ваша работа связана с умственной деятельностью, занимайтесь спортом. Сколько времени у Вас уходит на интеллектуальную работу, столько же надо потратить на физические упражнения. Это обязательное условие для поддержания себя в высоком эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Если, работая, Вы чувствуете напряжение, лучше выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом.

Чтобы процесс запоминания происходил легче, важно развивать свое воображение. Читайте, путешествуйте, испытывайте больше позитивных эмоций, занимайтесь духовными практиками - все это тренирует образную память. Периодически принимайте витамины, пейте больше воды, чаще находитесь на свежем воздухе.

Тренировка памяти и внимания: 10 очень эффективных упражнений

Упражнение 1. Посчитать буквы. Возьмите газету или журнал, выберите три-четыре абзаца из любой статьи. По ходу чтения считайте буквы «а». Прочитайте еще раз, подсчитайте буквы «в». Просмотрите статью вновь и зафиксируйте число слов. Результат запишите. Упражняйтесь с текстом, пока число подсчитанных букв не будет совпадать при пересчете.

Упражнение 2. Вспомнить вчерашний день. В деталях вспомните, что было вчера (или недавно увиденный фильм, или летний отдых). Главное в упражнении - удерживать внимание на процессе припоминания достаточно долго, не менее пяти минут, не допуская перескакивания мысли на другие темы. Затем попробуйте вспомнить в обратной последовательности.

Упражнение 3. Рисовать в воображении. Мысленно рисуйте буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с представлением какого-то образа. Нужно именно рисовать, так же как карандашом на бумаге. Постарайтесь рисовать крупнее. Почувствуйте движение руки, которая должна оставаться неподвижной.

Упражнение 4. Манипулировать образами. Представьте стакан и ря дом коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с ними разнообразные мысленные манипуляции: положите коробок в стакан, поставьте стакан на коробок, коробок - на перевернутый стакан и т. д. Манипулируйте другими двумя, тремя, четырьмя предметами.

Упражнение 5. Трансформировать предмет. Представьте предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия, то есть чашка в любом случае должна оставаться чашкой.

Упражнение 6. Вращать предметы. Представьте предмет и начните его вращать, рассматривая со всех сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы предмет крутился сам, а Вы бы только наблюдали.

Упражнение 7. Планировать день. Утром спросите себя, что предстоит сделать в первую, вторую и третью очередь. Представьте страницу ежедневника и мысленно заполните ее.

Упражнение 8. «Фотографировать задачи». Разбейте рабочий день на четыре части. «Фотографируйте» ситуации, к которым предстоит вернуться завтра (мысленно поместите их в фоторамку и удерживайте образ 3-5 секунд). Вместо ситуации можно «снять» лицо коллеги. По завершении очередной части рабочего дня вспоминайте «сфотографированную» ситуацию (лицо). В конце дня вспомните все ситуации и лица. Повторите это на другой день, и Вы не упустите важные задачи.

Упражнение 9. «Включать» приятные состояния. Мысленно воссоздайте позитивное состояние: успокоение, вдохновение, радость. Проанализируйте его мышечные компоненты: ощущение расслабленных мышц лица, шеи и груди, легкий тонус мышц живота. Воссоздайте также положение тела и ритм дыхания. Зафиксируйте весь комплекс этих ощущений. Впоследствии вновь войти в запомненное таким образом состояние будет гораздо проще.

Упражнение 10. Нарушать порядок. На рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило Вас обратить на них внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое Вы должны совершить в скором будущем.

Справка

Екатерина Васильева окончила Кубанский государственный университет по специальности «преподаватель физики». Обладатель 30 авторских свидетельств, автор 50 курсов (по развитию памяти, быстрому изучению иностранных языков, скорочтению), а также 20 книг, включая шесть бестселллеров. Владелец трех патентов РФ на изобретения: «Способ формирования навыка запоминания слов», «Алгоритм мышления на иностранных языках» и «Алгоритм абзаца» (формирование навыка быстрого чтения и запоминания).

Человек может помнить события из далекого прошлого, а вот недавние забываются. Психологи объясняют тем, что с кокнретным событием связаны запахи или образы. После представления ассоциации человек вспоминает событие. На такой связи основывается мнемотехника.

Реальная история о друге Денисе, который обладал очень хорошей памятью и использовал мнемотехники для ее тренировки

У меня есть друг Денис. Еще со школы у него была отличная память – стихотворения, исторические даты он запоминал без проблем. Сейчас ему 25, память у него не стала хуже. Когда я спросил, как он так быстро и легко запоминает даже сложные цифры, он поделился секретом. Оказывается, он использует мнемотехнику.

Регулярные тренировки, поиск новых методов – все это дает ему отличный результат. Денис постоянно развивает память мнемотехникой.

Мнемоническая память и мнемотехники: определение, на чем основаны и принцип работы

Истоки мнемоники исходят из Древней Греции. Философы и мыслители выяснили, что память зависит от органов чувств. Чем больше эмоций вызывает событие, тем дольше оно сохранится в памяти человека. Как связаны мнемотехника и развитие памяти?

До настоящего времени мнемонику развивали, совершенствовали, делали действенней. Ранее при помощи этой техники запоминали связные предложения текста, сейчас методика позволяет запомнить информацию любой сложности.

Мнемотехника – способ развития памяти, облегчающий запоминание информации. Приемы мнемотехники расширяют память, облегчая развитие деятельности мозга. Основывается на нескольких принципах:

  • мозг человека в равной степени обрабатывает информацию о реальном и выдуманном образе;
  • цепочка ассоциаций бывает настоящей и вымышленной. Последние являются сущностью мнемотехниики.

Вместе с этим термином встречается понятие «мнемоника». Они связаны между собой.

Выделяют такие виды мнемотехники:

  • классический. Возник на снове ораторского искусства, чтобы упростить запоминание длинных высказываний. Информацию преображали в образы – в одних шифровалась информация, во вторых – фиксировалась последовательность;
  • педагогический. Характерен школьникам и студентам. Сущность – естественное запоминание посредством переписывания, заучивания и повторения;
  • цирковой – интонация, мимика, жесты. Сущность – искусство передачи и расшифровки закодированной информации;
  • спортивный – запоминание чисел;
  • современный. Методы мнемоники тщательно прорабатывают и объединяют в своеобразную систему, направленную на решение узкоспециализированной задачи.

Мнемотическая память есть у всех, но ею необходимо овладеть. Сверхъестественные способности для этого не нужны. Принцип действия такой методики базируется на способности памяти фиксировать яркий зрительный и слуховой образ быстрее, чем абстрактное понятие.

Советы начинающим:

  • метод запоминания выбирайте наиболее подходящий и соответствующий вашему типу мышления;
  • преобразовывайте инфрмацию в образы;
  • для достижения результата регулярно тренируйтесь;
  • во время тренировки должна быть абсолютная тишина.

Основные принципы мнемотехники:

  • осмысление – осмысливая поступающую информацию, человек запомнит ее надолго;
  • интерес – если информация интересна, она запомнится быстрее;
  • предыдущие знания – если по конкретному вопросу у вас имеются знания, новые сведения запомнятся проще;
  • готовность – запоминается та информация, на которую человек настроился;
  • ассоциации – увеличичвают шансы запомнить материал и воспроизвести его;
  • повторение – пройденный урок повторяют, но не часто;
  • торможение – прежде чем изучать новый материал, делайте паузу;
  • последовательность – факты запоминаются в том порядке, в котором изучались.

После усвоения мнемотехники вы будете использовать ее до конца жизни.

Чтобы мнемотическая память надолго сохранила слова или цифры, факты и объекты заменяются на термины с визуальным представлением. То есть, скучные факты заменяются яркими. Помогут в этом специальные мнемотические приемы.

Основные приемы

Мнемотехники и способы развития памяти позволяют лучше усвоить новый материал. Приемы мнемоники – такой подход к осмыслению информации, благодрая которому запоминается больше сведений, а процент забывания сводится к минимуму. Техники используются при изучении иностранных языков, понятий, исторических дат, цифр.

В основе запоминания лежат ассоциации. Для запоминания нового слова соотнесите его с чем-нибудь, проведите ассциативную связь. Как создать ассоциацию:

  • придумывайте первое, что пришло в голову;
  • ассоциация должна быть смешной, необычной;
  • образ должен быть крупным, объемным, цветным – задействуйте все органы чувств;
  • ассоциация должна быть нелогичной;
  • образ должен касаться вас.

Например, нужно запомнить слова «кавалерия» и «чердак». Представьте, что вы поднялись на чердак и увидели там конницу, на лошадях сидят воины. Вы смотрите на них и думаете, что они здесь делают? Они вам отвечают: а что мы и правда тут забыли? И улетают в окно.

Следующий прием – «цепочка». Представьте образ и соедините его со следующим. Например, вы пришли в магазин за сыром, порошком и лампочкой. Представьте большую упаковку порошка. В нее залетает лампа, и порошок рассыпается по полу. На лампу нанизывается сыр и тому подобное.

«Римская комната». Допустим, вам надо запомнить слова – колбаса, лошадь, майонез, лом, яйцо, одеяло, рыба, тетрадь. Задействуйте необычные связи, начиная с коридора. Получится: колбасой закройте щель в замке, лошадь поставьте в углу, майонезом намажьте зеркало, ломом подоприте дверь, яйцо вкрутите в люстру вместо лампочки, одеяло постелите перед дверью вместо коврика. Когда человек откроет дверь, увидит, что рыба лежит на диване и пишет в тетради.

«Цифробуквенный код» подходит для запоминания цифр, номеров телефона, математического вычисления. Каждой цифре присваивается буква – составляются слова, выражения, рассказы. Возьмем цифры от 0 до 5:

  • 0 – ноль – н;
  • 1 – раз – р;
  • 2 – д;
  • 3 – т;
  • 4 – ч;
  • 5 –п.

Теперь на каждую букву подбирается слово и придумывается рассказ.

«Рифмы» — прием, при котором придумываются пары слов или небольшой стих, содержащий запоминающий материал. Подходит метод и для зарифмовывания цифр:

  • 0 – моль, соль, фасоль;
  • 1 – блин, господин;
  • 2 – слова, трава;
  • 3 – пузыри, подари;
  • 4 – шире, в мире;
  • 5 – опять, зевать, гулять;
  • 6 – сесть, месть;
  • 7 – зачем, гарем;
  • 8 – просим, носим;
  • 9 – делать, сеять.

Из перечня подобранных слов выбирайте одно и запоминайте для конкретной цифры.

«Созвучие» — прием, который заключается в подборе одинакового слова. Подходит для выучивания иностранных языков. Для запоминания иностранного слова подбирается русское, схожее с ним по звучанию. Например, «look» (смотреть) похоже на «лук». По этой методике человек запоминает до 60 слов за 1 ч.

«Вешалка» — методика, суть которой заключатся в придумывании созвучногоряда каждому слову. После чего из них составляют рассказ. К примеру, один – господин, два – голова.

«Совмещение образа и цифры» — метод, посвященный форме написания чисел. Единица напоминает карандаш или палку, ноль – солнце. Далее составляется интересная история.

«Метод Цицерона». Элементы привязывают к комнатной обстановке, в которой человек часто находится. Допустим, ребенок должен выучить, в какой последовательности расположены органы дыхания. Картинки вешают на видном месте, ребенок проходит мимо и видит их. Изображения убираются, ребенок восстанавливает их посредством топологических ассоциаций.

Итого

Большинство людей, глядя на ассоциативную цепочку, считают это сложным. Чтобы запомнить дату или числа, приходится сочинять историю. Поначалу процедура кажется трудоемкой, поскольку требуется подключать воображение. Спустя несколько тренировок запоминание пойдет проще.

Все еще не верите в тренировку памяти мнемотехникой? Попробуйте воспользоваться одним из методов. Информация, изученная мнемотехническими приемами, не забывается, а откладывается в памяти надолго. Увидите, результат вас удивит!