Сценарий «День толерантности» для начальной школы. Сценарий мероприятия о толерантности Сценарии к дню толерантности в библиотеке

Министерство образования республики мордовия

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

« ».

открытое мероприятие

в рамках государственной программы

«гармонизация

межнациональных и межконфессиональных

отношений в Республике Мордовия»

Ответственный за подготовку и проведение:

Мурая И.Э. – заведующий структурным подразделением, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Рузаевский МР - 2015 год

В зале звучит красивая мелодия с пением птиц и звуков леса.

Перед началом встречи всем раздаются Памятки толерантности, некоторым участникам и зрителям раздаются половинки Пословиц и поговорок о добре, мире и дружбе.

На экране 1 Слайд « Земля людей - земля языков и культур ».

Ход мероприятия.

Для чтецов звучит отрывок песни без слов «Мы - дети солнца».

Стихотворение «Так чудесно будет жить».

1. На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.

2. Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.

3. Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете

Вместе: Так чудесно будет жить!

2 Слайд «Цветок толерантности».

Педагог: Добрый день, уважаемые присутствующие! Сегодняшнюю встречу, мы посвятим добру, уважению, милосердию и пониманию, как к себе, так и к окружающим всех национальностей, т.е. теме толерантности. А для начала давайте вспомним самые важные слова, которые известны всем людям на нашей большой планете.

Стихи «Важные слова».

1. «Здравствуйте!»
Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

2. «Доброго пути!»
Нам желают: доброго пути

Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

3. «Спасибо!»
Мы припомнить не смогли бы,
Ведь это было столько раз…
За это мы говорим «спасибо»
За всё, что делают для нас.

4. «Пожалуйста!»
Отменить, что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно…
Нет, пожалуй, что
Без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

5. «До свидания!»
Когда мы увидимся снова? -
Никто не ответит заранее…
Сказать остаётся два слова,
И мы говорим: «До свидания!»

Все: Будьте вежливы всегда!

3 Слайд «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Ведущий 1: Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди
разных наций и народностей, которые живут в России, а таких народов более 100 проживающих на территории нашей Родины. Это русские и украинцы, белорусы и казахи, татары и молдаване, узбеки и армяне.

Ведущий 2: Азербайджанцы и грузины, буряты и эвенки и еще много, много других и очень разных народов. Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами - это любовь к нашей России.

Многие из них сегодня живут в своих национальных государствах, но здесь, в России, продолжают жить их родные и близкие, и никакие границы не смогут помешать нам, дружить, общаться и любить.

Стихотворение «Стихи для ребят всех народов и стран».

Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,

Шведских, турецких, немецких, французских,
Негров, чья родина - Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой на ночлег;
Из тропических стран,

Где на деревьях не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых –
Тех, что живут в городах и селах...
Весь этот шумный, задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад - с Востоком,
А дети - друг с другом!

На фоне легкой музыки звучит китайская притча «Ладная семья».

Педагог: Сейчас, я хочу прочитать одну китайскую «Притчу о семье».

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом…

… Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров…

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ПРОЩЕНИЕ;

ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

Эта притча говорит нам о том, что человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими, заботиться не только о себе, но и о младших и старших, о больных, о животных, о природе, в какой бы стране он не жил, на каком бы языке не говорил. Независимо от того, красив человек или не очень, образован или нет. Ведь все мы очень разные…

Танец «Я, Ты, Он, Она».

4 Слайд(ы) «Добрые моменты».

Педагог: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта, милосердие, уважение, понимание. Миролюбивый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу, животных и сохраняет их. Толерантный человек проявляет ко всем милосердие, уважение и понимание. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь.

Стихотворение «Что такое доброта»

Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.

Спокойно-торжественная мелодия для ведущих.

Педагог: Что же такое толерантность и толерантное отношение?! Это желание обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими?!

В.1: Толерантность - это принцип культуры мира.

В.2: - это уважение, принятие и правильное понимание богатства, многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

В.1: - это гармония в многообразии.

В.2: - это терпимость, сдержанность по отношению к особенностям других людей.

В.1: Самым эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание.

В.2: Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов.

Педагог: А может ли кто-нибудь привести, скажем, не очень приятные моменты или наоборот, хорошие ситуации в пример, с которыми он сталкивался или слышал от кого-то и высказать своё мнение о поведении, свое понимание толерантности.

Примеры (5 человек).

1. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные. Я тоже знаю парочку таких, но своих одноклассников я попросила не рассказывать оскорбительных анекдотов. Армянскому мальчику я объяснила, что анекдот - это просто шутка. На свете есть много анекдотов в общем, а не конкретно про кого-то и про русских, и про татар, и про хохлов. И обижаться не стоит. Ведь смех всех нас сближает, главное, чтобы никого не обидеть.

2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ+СОТРУДНИЧЕСТВО.

Один из моих одноклассник приехал к нам в Россию, Мордовию из Украины, у него слабые знания по некоторым предметам. И я предложила с ним позаниматься.

3. ПРЕДРАССУДКИ.

В нашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера мы встретили ее во дворе. Она пригласила нас к себе на день рождения. Мы ни в коем случаем не откажемся и обязательно пойдем ее поздравить.

4. БОЙКОТ.

Света - очень странная. Никто в нашем классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе мы готовились к школьному конкурсу. Света пришла к нам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все одноклассники не хотят, чтобы она вошла в группу. Несмотря на протесты, я переубедила друзей разрешить Свете стать нашим художником.

5. КЛИЧКИ.

У нас в классе многих называют разными кличками. Кому-то достаются приятные, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Я называю его по имени, но все, кричат «Какой Саша? – Толстый?!». Я не собираюсь обращаться к кому-либо по кличке и пробую объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.

Пословицы и поговорки – работа с залом.

Педагог: Перед началом нашей встречи некоторым из вас раздали половинки пословиц и поговорок о добре, мире, дружбе. Предлагаю этим половинкам найтись. Все они пронумерованы и начнем с первой.

    Доброе слово лечит, а злое убивает.

    Верный друг лучше сотни слуг.

    Дружно за мир стоять - войне не бывать!

    Лучше умереть возле друга, чем жить у своего врага.

    Один за всех и все за одного!

    Ласковое слово лучше сладкого пирога.

    Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

    Друг за друга держаться - ничего не бояться.

    Мир не без добрых людей.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

Педагог: Человек мирный, доброжелательный, культурный, понимающий, желающий другим блага и себя ведет соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы. Почему не у каждого, получается, быть добрым, милосердным, понимающим?

И путь к доброте и пониманию нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

На фоне мелодии Стихотворение-монолог

«А знаешь, есть в мире хорошие люди» .

Людмила Сопина

1.
Есть люди-улыбки и люди-сердца,
А значит, наверное, все еще будет.
Нам надо лишь жить от души, до конца,

Встречая рассветы с надеждой о чуде,
Расставшись с любовью мечтать о другой,
Что завтра тебя непременно разбудит
И в радостный мир поведет за собой.

2. А знаешь, есть в мире хорошие люди:
Есть люди-открытки с открытой душой.
И только они знают тайну о чуде.
Их мало, а мир бесконечно большой!!!

Как важно быть добрей немного....

Как важно быть добрей немного,
Дарить души своей тепло,
Избрать своей судьбы дорогу,
Пройти её, смертям назло.

1. Как важно жить любовью милой,
Забыв про ложь, забыв про боль,
Любовь тебе дарует силы,
Ты только верить ей позволь.

2. Как важно чувствовать и верить,
Что людям ты необходим,
Открыть души златые двери
И смыть слезами старый грим.

1. Как важно просто жить на свете,
Любить, дышать и жить Весной,
Пускай Любовь на всё ответит,
Укажет вечный путь земной.

2. Как важно знать, что где-то рядом
Есть тот, кто до конца поймёт,
Как жизни вечная награда,
Как сказочный души полёт.

1. Как важно улыбнуться снова,
Тому, кто той улыбки ждал,
Не нужно Счастья нам иного,
Лишь только жизни идеал.

2. Как важно Счастье видеть всюду,
Смотря в глаза, как в зеркала
И просто сохранить как чудо,
Ту душу, что всегда светла.

Педагог: Как много есть важного и значимого на свете, что должен знать каждый из нас с вами. Ведь от взаимного понимания, уважения и помощи зависит вся наша жизнь, наше настоящее и наше будущее. По нашим мыслям и поступкам, можно будет понять какие у нас не только семья, друзья, но и дом, улица и наш город.

Предлагаем вашему вниманию…

Сценку по средневековой персидской притче, которая называется

«Какие люди живут в этом городе».

Рассказчик:

Смотрящих много, видящих немного.
Вот как-то раз, пережидая зной,
Под пальмою сидели у дороги
Два нищих - девочка, старик седой.
А мимо шел прохожий-чужестранец.

Из-за скалы выходит Первый Путник.

Первый Путник:

Красивый край!

Старик:

Красивый, спору нет.

Первый Путник:

Скажи-ка мне, достопочтенный старец,
Каков народ, живущий в сей стране?

Старик:

Тебе свое о нем скажу я мненье,


Первый Путник:

Такие, что про них и вспомнить тошно!
Себялюбивы, жадны, подлы, злы!

Старик:

Неужто все?

Первый Путник:

Все, как один, ничтожны,
Порочны и упрямы, как ослы!
И я безмерно рад, что их покинул.

Старик:

Увы, и здесь народ точь-в-точь такой.

Первый Путник (со вздохом):

Старик:

Путь твой будет длинным,
Идти тебе придется далеко.

Первый Путник уходит.

Рассказчик:

Ушел, а старец с внучкою остались.
И вскоре к ним с вопросом подошел
Еще один прохожий-чужестранец.

Из-за скалы выходит Второй Путник и подходит к Девочке и Старику.

Второй Путник (Старику):

Я в этот край издалека пришел.
Ни нравов, ни обычаев не знаю.
А ты из местных?

Старик: Я родился тут.

Второй Путник:

Похож сей город на ворота рая,
Но что, скажи, за люди в нем живут?

Старик:

Тебе свое о них скажу я мненье,
Но прежде ты ответь на мой вопрос,
А что за люди были в том селенье,
Где жить тебе до странствий довелось?

Второй Путник:

Им всем Наидостойнейшее имя!
Они благочестивы и добры!
Я опечален, что расстался с ними,
Но таково веление судьбы.

Старик:

Тогда возрадуй сердце доброй вестью:
Щедр и прекрасен, сей земли народ.
Ты, путник, будешь счастлив в этом месте
И не узнаешь горя и забот.

Второй Путник уходит. Внучка перестает играть.

Девочка:

Всего одна есть истина на свете,
И только ложь двоит свой длинный хвост!
Зачем ты им по-разному ответил,
Ведь задали они один вопрос?

Старик (с усмешкой):

Ты не учел отличий в их природе,
Всяк видит мир через свое стекло -
Что ищем мы, то в людях и находим,
А в каждом сердце есть добро и зло.

Рассказчик:

Благословен добра от мира ждущий!
В стократ счастливей он, чем человек,
Зло ищущий и от него бегущий!
Мир добр к тому, кто зрит добро во всех.

5 Слайд «Детство – дружба – мир!»

Педагог: Сколько добрых слов есть на свете. Пусть дружба всегда царит во всех нас и там, где мы бываем, и тогда мы сможем вместе одолеть любые трудности, несмотря на цвет кожи, цвет волос, глаз, несмотря на наши языки.

Стихи о толерантности.

1. Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

2. Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

3. Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!

4. Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

5. Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Педагог: Я приглашаю для выступления наших маленьких непосед школы раннего развития, которые нам прочтут стихи в своем понимании толерантности.

Под песню «Вместе весело шагать» выходят обучающиеся ШРР «Непоседы».

Выступление.

Песня «Мы - дети солнца».

Спокойно-торжественная мелодия для ведущих.

В.1: Хочется крикнуть людям: будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден - мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, - слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, - ласка нужна не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.

В.2: Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит, значит, живешь ты не зря.

6 Слайд «Нас много все мы – разные!»

Педагог:

« Добрый человек несет мир» - говорят абхазцы.

«Сделаешь добро, добро найдешь» - говорят карачаевцы.

«Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем» - говорят малагасийцы.

« Добро и собака не забывает» - говорят осетины.

«Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи» - говорят татары .

«Доброта рождает доброту» - говорилиперсидские мудрецы.

«На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром - дело отважного» - говорит мордва .

«Добрая слава бежит, а худая - летит» - говорят русские.

7 Слайд «Цветок толерантности и название мероприятия».

Педагог: Наша земля - земля людей, земля языков и культур. Наша земля - это место, где мы можем и должны любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю жизни толерантности.

В завершении нашей с вами встречи попрошу всех встать и дружно сказать фразу нашего мероприятия, которую вы все видите на экране:

8 Слайд «Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

Педагог: Спасибо большое всем вам за участие и присутствие на нашем мероприятии!

Желаем всем вам счастья, здоровья, взаимопонимания, добра и мира!

И приглашаем всех-всех в зал для общего фото на память.

Фото на память (все участники: зрители и выступающие).

Спасибо! До свидания!

Красивая мелодия с пением птиц и звуков леса.

Роли студентов группы

Проведение эпизода 9 (ведущая 6) Е.А.Алексеева

Обеспечение технического оснащения:

музыка к Эпизоду 2, видео 1, 2, 3,

дерево к эпизоду 10 Е.Ю.Антонова

Участие в театрализ. постановке В.В.Войнова

Участие в театрализ. постановке (Терпение),

раздача необходимых материалов

учащимся во время проведения мероприятия,

проведение эпизода 7 – ведущая 4 М.П.Ефросиньина

Разработка буклета «Толерантность», заданий,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11 Ю.Н.Кольцова

Разработка заданий и сценария,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11,

ведущая 2 (в сценке – эпизод 2) Ю.В.Купцова

Модератор мероприятия, участие в

театрализованной постановке (Доброта) И.В.Кукушкина

Участие в театрализ. постановке (Любовь) Е.М.Наянзина

Разработка задания, сценария,

фотограф, проведение эпизода 6 (ведущая 3) А.М.Полунина

Обеспечение технического оснащения

(закупка необходимых материалов),

участие в театрализ. постановке (Красота) С.И.Саттарова

Участие в театрализ. постановке (Волшебник) А.Н.Сычева

Участие в театрализ. постановке (Удача),

проведение эпизода 8 (ведущая 5) А.В.Филатова

Ведущая 1 (ведущая всего мероприятия) И.А.Юрьева

Участники мероприятия

Учащиеся 6-ого и 9-ого классов МБУ школы № 23

Место проведения

МБУ № 23, ул. Ставропольская, 19, г. Тольятти

Цели мероприятия

    познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи

    дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

    способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

    способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости;

    способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;

    способствовать адекватному и всестороннему познанию себя и других людей;

  • формировать установки на толерантное общение.
  • ЭПИЗОД 1

    (общение с учащимися)


    Ведущая 1: Древние философы предостерегали: трех вещей нужно избегать в жизни – ненависти, зависти и презрения. Как вы думаете, почему?

    Учащиеся

    Ведущая: Да, вы правы. Все эти чувства приводят и нас к одиночеству, и разрушают мир, в котором мы живем.

    Наша с вами встреча сегодня посвящена толерантности. Вы знаете, что это такое?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая: Да, толерантный человек – это такой человек, который уважает чувства других людей, который терпимо относится к тому, что другие люди могут выглядеть иначе, думать иначе, чувствовать иначе, чем он. Толерантный человек – это человек, который относится к другим людям с уважением.

    16 ноября отмечается Международный день толерантности. И нашу встречу я бы хотела начать с разговора о том, что люди должны ощущать по отношению друг к другу – с уважения и любви.

    ЭПИЗОД 2

    (инсценировка сказки)

    Участники: Ведущая 2, ведущая 1, Любовь, волшебник, 5 девушек.

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (Появляется Любовь )

    Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Появляется волшебник) :

    Любовь : Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Ведущая 2: Подумал волшебник и сказал:

    Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Ведущая 2: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (Выходят и встают в ряд пять девушек)

    Волшебник: Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Терпение, пятую – Доброта.

    Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

    Волшебник: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Ведущая 2: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. (Любовь подходит к каждой девушке, смотрит каждой в лицо и в конце становится с ими в ряд.) Задумалась Любовь…

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: Почему Любовь выбрала Доброту?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    .

    ЭПИЗОД 3

    (видео 1)

    Ведущая 1: Чтобы проиллюстрировать то, что мы с вами обсудили, мы хотели бы показать вам небольшой ролик.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=TbQodU6Pz-A

    ЭПИЗОД 4

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 1: Ребята, как вы думаете, что такое толерантность? (Именно это слово было написано в конце ролика.)

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    подводит итог ответов учащихся : В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

    ЭПИЗОД 5

    (видео 2)

    Ведущая 1: Давайте посмотрим, как другие ребята объясняют значение толерантности.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=oTp_VsdY1e0

    ЭПИЗОД 6

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 3: Важно понимать, что толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная позиция и готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия между людьми разной национальности, разной религии, разных культур.

    Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная, то есть нетерпимая. Но для этого нам с вами нужно разделиться на группы.

    Учащиеся 6-ого класса делятся на группы, вытягивая карточки с цифрами от 1 до 5. Учащиеся каждой группы садятся рядом. К каждой группе присоединяются по два 9-тикласника.

    Каждой группе раздаются карточки.

    Ведущая 3: У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают карточки группам).

    Вот эти две группы должны выбрать те карточки, слова на которых характеризуют толерантную личность. Вот эти три группы должны выбрать те карточки, которые характеризуют интолерантную личность.

    Учащиеся работают в группах.

    Ведущая 3: Какое описание толерантной личности может дать первая группа? (Дети зачитывают ответы) . Вторая группа согласна с такой характеристикой?

    Какое описание интолерантной личности может дать пятая группа? (Дети зачитывают ответы) . Третья и четвертая группы согласны?

    Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, прикрепляют на стену два плаката с перечнем качеств толерантной и интолерантной личности.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Терпимость

    Сострадание

    Прощение

    Милосердие

    Уважение прав других

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    Ведущая 3: Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.

    Толерантный человек хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    ЭПИЗОД 7

    (эксперимент и общение с учащимися)

    Ведущая 4 : Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выборы и почему?

    (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают списки каждой группе).

    Итак, список следующий:

    Цыганка

    Чернокожий студент

    Женщина с маленьким ребенком

    Священник в рясе

    Инвалид на коляске

    Китаец

    Очень пожилая женщина

    Милиционер

    Больной человек, который очень плохо выглядит (насморк, кашель)

    Человек, похожий на наркомана

    Человек из деревни с большим мешком

    Бывший заключенный

Ведущая 4 заслушивает ответы каждой группы.

Ведущая 4: Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы (Ведущая задает вопросы учащимся и спрашивает их по поднятой руке) :

    Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

    Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

    Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

    Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

    Как лучше всего поступать в таких случаях?

ЭПИЗОД 8

(общение с учащимися)

Ведущая 5: Многие известные люди говорили о толерантности. И мы теперь с вами знаем, почему. Но говорили они разными словами.

Мы предлагаем вам выгянуть изречение и объяснить нам, что же хотел сказать тот или иной ученый или известный деятель.

Представители команд вытягивают карточки с 2мя изречениями. Каждой команде дается по 3 минуты на обсуждение. Представители команд зачитывают изречения и объясняют, как они их понимают.

Изречения:










10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

ЭПИЗОД 9

(сценки, подготовленные учащимися)

Ведущая 6: Мы с вами обсудили ситуацию в поезде, но бывают различные иные ситуации. Мы предлагаем вам подумать и показать нам, что может произойти, если встретятся определенные люди, какой конфликт может между ними возникнуть и как выйти из этого конфликта.

Представитель от каждой команды подходит к ведущему и выбирает героев для ситуации:

* старик – юноша;

* учитель – ученик;

* родители – сын студент;

* курящий – некурящий;

* здоровый человек-инвалид на коляске.

Ведущая 6: Итак, команде нужно придумать ситуацию интолерантности и предложить разрешить эту ситуацию толерантным путем.

После показала сценок Ведущая обсуждает с детьми, что получилось отразить особенно хорошо, почему так вели себя герои и т.п.

ЭПИЗОД 10

(подведение итогов мероприятия)

Ведущая 1: Мы с вами, на мой взгляд, замечательно провели сегодня время. И нам хотелось бы каждому из вас вручить буклеты, потому что все вы показали, насколько вы добрые, отзывчивые, терпимые, чуткие и сострадательные к другим людям, независимо от того, какой они национальности, культуры, религии и возраста.

На каждую команду дается необходимое количество буклетов и конфет (чтобы хватило каждому учащемуся). Одновременно на группы раздается нужное количество листочков.

А нам хотелось бы еще раз напомнить вам, что чтобы получалось жить в мире друг с другом, чтобы получалось работать в команде и делать наш мир лучше, нужно:

    сохранять спокойствие, когда сердишься;

    владеть собой, иметь выдержку и хладнокровие;

    иметь терпение выслушивать собеседника;

    спокойно объяснять свою точку зрения;

    подумать, из-за чего возник спор, если он возник.

Ведущая 1: Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”; листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доске).

Ведущая 1: В конце нужно сказать, что все мы – семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Всего вам доброго!

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Техническое оснащение к сценам”

ЭПИЗОД 1 : ———————

ЭПИЗОД 2:

    музыка

    костюмы для актеров театрализованной постановки: волшебник и Любовь

    карточки с надписями: Радость, Доброта, Удача, Красота, Терпение

ЭПИЗОД 3:

    видео 1

ЭПИЗОД 4 : ———————

ЭПИЗОД 5:

    видео 2

ЭПИЗОД 6:

    плакат А3 с перечнем качеств толерантной личности

    Принятие другого таким, какой он есть

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    • 5 наборов карточек с написанными на них словами:

      Терпимость

      Бессердечность

      Конфликтность

      Сострадание

      Прощение

      Вспыльчивость

      Желание что-либо делать вместе

      Милосердие

      Злорадство

      Ложь

      Сотрудничество

      Уважение прав других

      Раздражение

      Принятие другого таким, какой он есть

      Доброжелательность

      Непонимание

      Эгоизм

      Чуткость

      Нетерпимость

      Выражение пренебрежения

      Раздражительность

      Доверие

      Равнодушие

      Зависть

      Агрессивность

    ЭПИЗОД 7:

      5 листов с перечнем определенных людей

    ЭПИЗОД 8:

      10 карточек с изречениями:

    1) «Мы обречены на толерантность» (А. Г. Асмолов)

    2) «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А. Г. Асмолов)

    3) «Патриотизм и толерантность – два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

    4) «Поставь себя на место другого» (Е. Г. Гениева)

    5) «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр)

    6) «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» (С. Лихачёв)

    7) «Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». (Мишель де Монтень)

    8) «Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность» (М. Орлова)

    9) «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть». (Рутт, психолог)

    10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    ЭПИЗОД 9:

      карточки со словами:

      * старик – юноша

      * учитель – ученик

      * родители – сын студент

1 Ведущий: Добрый день уважаемые гости и участники нашего праздничного мероприятия.

1 Ведущий: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами- членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

2 Ведущий: Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

1 Ведущий: Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

2 Ведущий: А что значит — быть терпимым? Это значит: уметь прощать, принимать людей такими, какие они есть, уметь признавать свои ошибки, понимать других, допускать, что другие люди могут думать, жить по-другому, чем ты.

1 Ведущий: По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Выступление учащегося за сценой: чтение стихотворения «Добро и Зло» (видеоролик)

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце — ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
«Люди, доброта и толерантность
спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!

2 Ведущий: Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

1 Ведущий: «Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов.

2 Ведущий: Все мы с вами живем в Российской Федерации, в единой многонациональной семье. Мы родились на этой земле, или приехали жить на этой Земле, для нас Россия – это наша Родина.

2 Выступление учащегося «Россия»

1 Ведущий: В нашем Татищевском районе проживает много национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в районе проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. И в нашей школе учатся дети более 8 разных национальностей.

2 Ведущий: Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.

1 Ведущий: Наш сегодняшний праздник называется «Национальное изобилие». Учащиеся подготовили номера художественной самодеятельности и национальные угощения для всех.

2 Ведущий: На празднике присутствуют гости:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Ведущий: Слово предоставляется ________________________________________________________________

2 Ведущий: Степи бескрайние, глади озер голубых. До чего же прекрасна наша Земля! И богата… Людьми богата и талантами. И в нашем зале есть талантливые ребята, представители разных национальностей. Сейчас ребята нашей школы покажут, как они дружны и подарят вам частичку добра, радости и хорошее настроение.

3 Выступление учащихся:

1 Ведущий: Сегодня мы познакомимся с песнями и танцами народов, населяющих нашу великую Родину.

2 Ведущий: Что может быть красивее, чем песня о родине, о глубоком чувстве, которое испытываешь к той земле, которая тебя родила и воспитала.

4 Выступление учащихся:

Татжигистан

5 Выступление учащихся:

Азербайджан

1 Ведущий: Итак, сегодня мы с вами говорим о толерантности, о дружбе разных народов, о взаимопонимании и уважении.

2 Ведущий:

Толерантность — это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.

6 Выступление учащихся:

Татарстан

1 Ведущий:

Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…

2 Ведущий:

Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.

7 Выступление учащихся

8 Выступление учащихся:

1 Ведущий:

Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живет по-другому,

2 Ведущий:

Но дверь в его дом открыта любому,
Любому, готовому быть толерантным!

(все участники выходят на сцену)

1 Ведущий: Так давайте возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!

Участники: (говорят вместе)

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

2 Ведущий:

Спасибо всем за внимание!

Счастья Вам всем, мира, добра и радости! До новых встреч!

Ольга Сырцова
Сценарий праздника толерантности для детей старшего дошкольного возраста

Сырцова Ольга Алексеевна, педагог-психолог,

МБДОУ «Детский сад № 95»,г. Чебоксары,

Чувашская Республика

Никонорова Фаина Пимановна,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад № 95»,

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

Из «Декларации принципов толерантности»

Цель :

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

Задачи :

1. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.

2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

3. Расширение знаний детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов.

4. Обогащение культурного опыта дошкольников.

5. Формирование умения общаться, быть доброжелательными в процессе общения со сверстниками.

Оборудование и атрибуты:

Большой глобус с подсветкой, воздушные шары трех цветов. Оформление центральной стены по теме праздника. Аудиозаписи русской, татарской и чувашских песен. Национальные костюмы.

ИКТ: мультимедийная установка.

Оформление.

На центральной стене: панно с изображением земного шара и детских лиц разных национальностей.

Ход праздника:

Под музыку В. Локтева «Песня о России» дети с белыми, красными и голубыми воздушными шарами, отражающими символику российского флага, под торжественный марш входят в музыкальный зал.

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный» музыка и слова С. Смирновой.

Под музыку дети друг за другом проходят на сцену и раскладывают воздушные шары у центральной стены, садятся на стулья.

Ведущая:

16 ноября весь мир отмечает день Толерантности. В этот день утверждена декларация принципов Толерантности, поэтому признан Всемирным днем. Что означает это слово?

На земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие - живут в жаркой Африке, желтокожие - они живут в Китае, Японии, есть белокожие, как мы с вами. Такие люди живут в Европе, Америке, у нас в России.

Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.

Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.

Толерантность -терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая.

Ведущая:

У нас в республике, как и во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей республики. Все они дружат и говорят между собой на русском языке.

К нам прибыли гости из разных республик

Звучит русская народная музыка, в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.

Матушка Русь :Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!

(Кланяется на три стороны).

Ведущая : Здравствуй Матушка Русь!

Матушка Русь : Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!

Внешне хоть и не похожи, для меня, вас нет дороже,

Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

Дети : Дружно!

Ребенок: Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,

Русские и чуваши, татары и марийцы.

Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

Матушка Русь : Как я рада, что ребята в детском садике дружны,

Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

Дети исполняют песню «Настоящий друг» музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Звучит фонограмма русской народной музыки «Полянка», в зал входит девочка Настенька в русском народном костюме.

Настенька: Здравствуйте мои друзья! Очень рада встрече я!

Матушка Русь: Здравствуй, русская красавица Настенька!

Настенька: С русским радушием вас я встречаю,

В игры со мной поиграть приглашаю!

Знаю много игр веселых,

многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Проводится русская народная игра «Голубой платочек» .

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке. Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его. Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет. Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы ее утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Матушка Русь : Спасибо тебе, Настенька! Нам понравилась твоя игра. Оставайся с нами!

Все вместе :Мы будем с русским народом дружить,

Матушка Русь :Снова мы друзей хороших в гости позовем,

Вместе дружно поиграем, спляшем и споем!

Звучит фонограмма чувашской народной музыки, в зал входит девочка Анюк в чувашском костюме. Приветствует детей на чувашском языке

Анюк : Ыра кун пултар!

Добрый день мои друзья!

Очень рада встрече я!

Стихотворение

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

А там где мы родились,

Где весело живем

Края свои родные

Мы родиной зовем.

Я в Чувашии живу

Я Чувашию люблю,

Любит песни наш народ

Дружно пляшет и поет.

Матушка Русь :Здравствуй, красавица Анюк!

Анюк: С радушьем чувашским вас встречаю,

Повеселиться вместе приглашаю!

Ведущая: Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Какие игры чувашские ребята

Играют, чтобы не скучать!

Анюк : Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Эй, ребята, не скучайте!

В «Поясок» со мной сыграйте!

Подвижная игра «Поясок »

Для игры выбирают водящего, который держит «поясок» в руке. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, водящий за кругом. Двигаются противоходом. С окончанием музыки дети останавливаются и закрывают глаза, а водящий продолжает движение, роняет поясок. Водящий спрашивает: Поясок у кого? Дети открывают глаза. Дети поворачиваются и находят поясок и поднимают со словами «У меня». Водящий и тот, кто нашел поясок становятся спиной друг другу и бегут в противоположную сторону. Кто быстрее добежит до свободного места. Игра продолжается.

Под фонограмму татарской народной музыки, выходит мальчик в татарском костюме.

Камиль : Здравствуйте, ребята!

Видеть вас я очень рад!

Матушка Русь :Здравствуй!

Камиль : Я с радушьем вас встречаю,

Поиграть всех приглашаю!

Ведущая : Поиграть с тобой мы рады,

И скорей хотим узнать,

Какие татарские ребята играют игры,

чтобы не скучать!

Мальчик : Знаю много игр веселых,

Многие старинные,

Наши бабушки играли

В игры эти дивные.

Эй, ребята, не скучайте!

В «Тимербай» поиграйте!

Ведущая :А что это такое Тимербай? Здоровый человек.

Проводится татарская подвижная игра «Тимербай»

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего-Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя».

Матушка Русь : Спасибо тебе! Нам понравилась твоя игра. Оставайся с нами!

Ведущая: За руки возьмемся, станем в круг,

Каждый человек, человеку друг,

Мы будем в мире, дружбе жить,

И нашей дружбой крепкой дорожить!

Дети и педагоги выходят в круг, исполняют хороводную песню «Большой хоровод» музыка Б. Савельева,слова Л. Жигалкиной и А. Хайта (после дети садятся на места).

Матушка Русь:Вот теперь - то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!

Дружите, друг с другом и будьте счастливы!

В заключении дети исполняют песню «Солнечный круг» музыка А. Островский, слова Л. Ошанин.

Ведущая : Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Так будем жить всегда.

Толерантным может стать любой человек, который уважает себя, свое имя, свою семью, бережно относится к природе, правильно ведет себя, дружно играют друг другом, уважает всех, кто рядом, любит свою Родину.

Люди, доброта и толерантность спасут мир!

Литература

Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1989