Положение о «Школе безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов. Совершенствование социальной работы с пожилыми людьми в отделении дневного пребывания тцсо«новогиреево Чрезвычайные ситуации для пожилого человека

Санаторий на дому

Реализуется Службой социально-медицинской реабилитации ветеранов на дому для оказания услуг санаторно-курортного лечения участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, которые не могут оздоровиться в санаториях или домах отдыха по различным обстоятельствам. Отбор пациентов "Санатория на дому" ведут ветеранские организации.

Обслуживают клиентов врачебно-сестринские бригады, каждая из которых включает врача-терапевта, трех медицинских сестер и водителя.

Курс лечения составляет 21 день, он начинается с медицинского осмотра, проводимого врачом, на основании которого назначаются процедуры. Раз в неделю клиенту привозят продуктовые наборы, чтобы обеспечить ему необходимый при назначенном лечении режим питания.

Если ветеран одинокий, то специальная гигиеническая бригада делает уборку в квартире.

Медицинские препараты, которые входят в утвержденный список, предоставляются для лечения бесплатно. Если пациент нуждается в консультации узкого специалиста, бригада созванивается с поликлиникой, организует перевозку ветерана на прием. Служба работает в контакте с районной поликлиникой, где лечится ветеран.

Школа безопасности для пожилых людей

Практика направлена на усиление защищенности пожилых людей перед лицом существующих технологических, информационных и криминальных угроз. Она включает в себя изучение и освоение людьми пожилого возраста и инвалидами основных вопросов, связанных с жизнедеятельностью в условиях современного общества.

Данная практика имеет своей целью повышение уровня безопасности в повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других уязвимых категорий населения. Занятия носят практико-ориентированный характер и направлены:

  • o на ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные риски;
  • o развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту;
  • o формирование ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах жизнедеятельности человека.

Программа "Школа безопасности для пожилых людей" реализуется по направлениям: "Пожарная безопасность",

"Терроризм", "Правила дорожного движения", "Осторожно, мошенничество!", "Электробезопасность", "Психологическая безопасность", "Валеология", "Эргономика жилья", "Пищевая безопасность", "Юридическая безопасность".

Социальный туризм

Одним из направлений деятельности является реабилитация пожилых и инвалидов. Это эффективное средство нарушения монотонного существования пожилых людей, активизации их интереса к жизни, пробуждения социальных интересов.

В процессе реабилитации используются все виды туризма.

Туризм с целью изучения культуры ориентирован на познание культуры, он включает в себя такое подразделение, как паломнический туризм, который предусматривает посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Туризм с целью отдыха включает в себя для пожилых людей, семей с детьми поездки на рыбалку, за грибами. Он способствует повышению настроения, жизненного тонуса, расширению круга общения. Очень эффективны такие технологии для инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Спортивный туризм - активный отдых, включающий в себя определенные виды физических упражнений, тренировки. Например, туристический слет детей-инвалидов предусматривает соревнования, призы. Но главное - это поддержание единства семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья, обеспечение позитивных эмоций людям, находящимся в весьма трудной жизненной ситуации.

Лечебно-оздоровительный туризм связан с поездками в курортные местности, прохождением организованного курса санаторно-курортного лечения.

Экологический туризм включает познавательные экскурсии с посещением живописных комплексов и памятников природы, а также экскурсии историко-этнокультурной направленности.

Социальный туризм-весьма широкое направление, которое может включать в себя комплекс технологических элементов - от неторопливой прогулки в парке с элементами познавательной экскурсии до поездки за рубеж с посещением памятников мировой культуры. Выбор конкретной технологии обусловлен не только состоянием здоровья клиентов, но также экономическими факторами. Принятие соответствующей городской целевой программы обеспечивает государственную поддержку экономике социального туризма.

Положение

о «Школе безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о «Школе безопасности для пожилых граждан и инвалидов» (далее – Школа безопасности) разработано в целях повышения уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других мало защищенных слоев общества.

1.2. Школа безопасности не является самостоятельным структурным подразделением и организована на базе отделения социально-консультативной помощи государственного бюджетного учреждения «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснооктябрьского района» (далее – Центр).

1.3. В своей деятельности Школа безопасности руководствуется уставом Центра, положением о структурном подразделении, в состав которого входит Школа безопасности и положением о Школе безопасности.

1.4. Школа безопасности создается и ликвидируется приказом директора Центра.

1.5. Обучение в Школе безопасности предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалидам старше 18 лет, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.

1.6. Обучение в Школе безопасности осуществляется бесплатно.

1.7. Информация о Школе безопасности размещается на информационных стендах Центра, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет), публикуется и размещается в средствах массовой информации.

2. Основная цель и задачи Школы безопасности

2.1. Основная цель:

Повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других мало защищенных слоев общества.

2.2. Основные задачи:

1. Изучение и освоение пожилыми гражданами и инвалидами основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомление с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение и освоение методов и приемов защиты.

3. Обучение граждан комплексно анализировать ситуацию, принимать адекватные и безопасные решения

4. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.

3. Порядок деятельности Школы безопасности

3.1. Обучение в Школе безопасности предусматривает групповые занятия. Группы формируются по личному желанию заинтересованных граждан, а также из числа пенсионеров и инвалидов, посещающих и получающих социальные услуги в отделениях Центра.

3.2. Численный состав участников группы от 10 человек.

3.3. Продолжительность одного занятия – 90 минут, периодичность занятий не реже 1 раза в квартал, при необходимости – 2-3 раза в квартал.

3.4. Организация занятий возлагается на заведующих отделениями социально-консультативной помощи, социально-бытового обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, дневного пребывания.

3.5. Школа безопасности тесно взаимодействуют с органами МВД, МЧС, Пенсионного Фонда, здравоохранения и другими общественными организациями.

3.6. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков безопасности.

3.7. Руководство работой Школы безопасности осуществляет заведующий отделением социально-консультативной помощи.

В обязанности заведующего отделением входит:

Организация работы Школы безопасности (составление плана занятий, приглашение специалистов и т.д.);

Контроль за ведением журнала учета слушателей Школы безопасности (Приложение 1);

Составление отчета об оказании услуг Школой безопасности (Приложение 2).

3.8. Занятия проводят специалисты центра, при необходимости на занятия приглашаются специалисты МВД, МЧС, Пенсионного Фонда, здравоохранения и других общественных организаций.

В зависимости от содержания курсов и проявления интереса граждан подбираются сроки занятий.

Группа слушателей может самостоятельно выбрать значимые для себя направления программы Школы безопасности.

Программа

«Школы безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»

Актуальность темы

В настоящее время перед пожилыми людьми возникает множество бытовых и жизненных трудностей, с которыми им самим порой трудно разобраться. Кроме того, пенсионерам нужны дополнительные знания, чтобы не стать жертвами мошенников.

Централизованное тепло- и водоснабжение, газификация жилых зданий, электроприборы, видео- и радио - аппаратура бытовая химия, полимерные отделочные материалы и многое другое облегчили и ускорили выполнение домашних обязанностей, сделали жизнь комфортной.

Но, несмотря на все эти чудеса техники, большинство несчастных случаев происходит именно в быту. Большая часть экстремальных ситуаций в быту возникает по неосторожности, рассеянности, легкомыслию и связана с пожарами, воздействием электрического тока, отравлениями, взрывами, случайными падениями и т. п. Не все опасные ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается авариями и катастрофами, при которых страдают и гибнут люди.

Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих - это не создавать экстремальные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от причин) эффективно им противодействовать, уметь оказать помощь себе и другим.

Люди пожилого возраста иногда не знают, пренебрегают, а зачастую и забывают о простых мерах безопасности в быту. В настоящее время проблемы, связанные с угрозой пожаров, взрывов бытового газа и другими чрезвычайными ситуациями, а также вопросы, связанные с личной безопасностью, очень актуальны.

Часто люди пожилого возраста и инвалиды становятся жертвами несчастных случаев в быту, а также жертвами действий преступников, цинично пользующихся доверчивостью лиц данных категорий.

Именно для данной группы нашего населения разработана программа «Школа безопасности жизни для пожилых людей».

Она включает в себя основные вопросы, связанные с жизнедеятельностью каждого человека в отдельности в условиях современного общества.

Цель и задачи программы

Школа безопасности для пожилых людей - это социальная программа, мероприятия которой позволяют реализовать главную цель – повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других малозащищенных слоев общества.

Задачи программы:

1. Изучить и способствовать освоению пожилыми людьми основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомить с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях.

3. Развивать способности анализировать ситуации, принимать безопасные решения в быту.

4. Формировать представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.

5. Формировать уважительное, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимые для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознания приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.

6. Привлекать внимание общественности к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Сроки реализации программы: бессрочно.

Основные направления программы

Программа реализуется в нескольких направлениях:

1. Пожарная безопасность;

2. Электробезопасность;

3. Терроризм;

4. Юридическая безопасность;

5. Мошенничество;

6. Психологическая безопасность;

7. Пищевая безопасность;

8. Информационная безопасность;

9. Лекарственная безопасность.

Эффективность работы программы

1. Повышение бдительности пожилых людей и инвалидов во всех сферах личной и общественной жизни.

2. Предотвращение несчастных случаев в быту.

3. Снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью лиц данной категории граждан.

4. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

5. Повышение личной безопасности и безопасности окружающих.

6. Снижение депрессивной обстановки и повышения у граждан социально-правовой грамотности.

Примерный план лекций по направлениям работы программы

Тема лекций

Ответственный

Пожарная безопасность

1. Пожар как фактор техногенной катастрофы.

2. Пожароопасные свойства материалов и веществ.

3. Профилактические действия при пожаре.

4. Токсичные продукты горения.

5. Основные факторы пожара.

Специалист по охране труда,

Специалист МЧС - по согласованию

Электробезопасность

1.Действие электрического тока на организм человека.

2.Электрический удар.

3.Способы защиты человека от поражения электрическим током.

4.Средства защиты от действия электрического тока.

5.Использование электросберегающих устройств.

Специалист по охране труда

Терроризм

1. Терроризм как социальное явление современности.

2. История появления терроризма как социального явления.

3. Возможные направления противодействия терроризму в современных условиях.

4. Правила поведения при возникновении террористического акта.

Специалист по социальной работе

Юридическая безопасность

1. Система социальной защиты пожилых людей.

2. Оформление договоров по разным сделкам.

3. Как правильно оформить сделки по купле-продаже жилья.

4. Права частной собственности.

5. Нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Юрист

Мошенничество

1. Искусство сказать «Нет!»

2. Мошенничество как социальный феномен.

3. Способы защиты от мошенников.

4. Умение распознать мошенничество.

5. Инструктаж о личной безопасности.

Специалист по социальной работе,

Специалист МВД - по согласованию

Психологическая безопасность

1.Методы психологической защиты. Прием словесных аффирмаций.

2.Аутотренинг – как средство самоконтроля эмоционального состояния.

3. Страх. Пути преодоления.

4. Борьба с явлением одиночества.

Психолог

Пищевая безопасность

1.Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей.

2. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов.

3.Значение витаминов в питании. Продукты – источники витаминов.

4.Значение минеральных веществ в питании.

5. Срок хранения и срок годности продуктов.

6.Пищевой статус как показатель здоровья.

7.Новые продукты питания в рационе населения России. Трансгенные продукты в питании, этические и эколого-гигиенические аспекты этой проблемы.

8.Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции).

Информационная безопасность

1. Права и обязанности получателей социальных услуг.

2.Независимая оценка качества работы учреждения.

3. Стандарты социального обслуживания.

4. Порядок предоставления социальных услуг.

5.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Договор.

Заведующий отделением, Программист

Лекарственная безопасность

1. Неблагоприятный эффект лекарственного средства.

2. Активные вещества естественного, искусственного или биотехнологического происхождения.

3. Лечебные добавки к пищевым продуктам.

4. Лечебные косметические средства.

5. Неблагоприятная лекарственная реакция на лекарственные средства.

6. Побочные эффекты лекарственного средства.

Медицинская сестра, Специалист здравоохранения - по согласованию

Методы и формы работы для раскрытия тем:

Выдача памяток (брошюр, буклетов) по направлениям,

Лекции, беседы, разъяснения (информирование),

Психологические тренинги,

Размещение информации на стендах,

Показ видеороликов, презентаций и пр.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

«Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения»

Утверждено

приказом №73 от 01.01.2001

Положение

о «Школе безопасности граждан пожилого возраста и инвалидов»

Общее положение

В настоящее время случаи пожаров, мошенничества, террористических актов и других чрезвычайных ситуаций обуславливают необходимость поиска новых форм оказания помощи, направленной на повышение безопасности жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, подготовку лиц «третьего» возраста к оперативному реагированию в экстремальных ситуациях.

С целью предупреждения чрезвычайных ситуаций и своевременного информирования населения о возникновении их угрозы, на базе социально-реабилитационного отделения создается «Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее «Школа»).

Цели и задачи Школы

1. Повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста и инвалидов.

2. Повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов.

3. Информирование в вопросах безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

4. Обеспечение гарантий прав граждан на получение полной и достоверной информации.

1.2.Задачи:

1. Изучить и способствовать освоению пожилыми людьми основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомить с видами опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях.


3. Развивать способности анализировать ситуации, принимать безопасные решения в быту.

4. Формировать представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях современного общества, как среды жизнедеятельности.

5. Формировать способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

6. Формировать уважительное, ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимые для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознания приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.

7. Своевременно информировать население о наличии социальных льгот и гарантий.

8. Привлекать внимание общественности к проблемам граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Целевая группа Школы:

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалиды старше 18 лет, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению.

3. Формы работы Школы:

Занятия проводятся в групповой форме, не менее 1 раза в месяц. Формирование групп слушателей Школы осуществляется из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, посещающих оздоровительные группы социально-реабилитационного отделения.

4.Основные направления работы Школы

2. электробезопасность;

3. терроризм;

4. юридическая безопасность;

5. мошенничество;

6. психологическая безопасность;

7. пищевая безопасность;

9. лекарственная безопасность.

5. Эффективность работы Школы

1. Повышение бдительности пожилых людей и инвалидов во всех сферах личной и общественной жизни.

3. Снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью лиц данной категории граждан.

4. Повышение стрессоустойчивости пожилых людей.

5. Осознание приоритетности безопасности во всех сферах жизни.

6. Освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

7. Совершенствование социальных технологий по формированию безопасности пожилых людей в современном обществе.

8. Повышение личной безопасности и безопасности окружающих.

9. Оказание помощи в адаптации к возрастным особенностям жизнедеятельности.

10. Снижение депрессивной обстановки и повышения у граждан социально-правовой грамотности.

11. Владение полной и достоверной информацией.

«Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов» - это социальная программа, мероприятия, которой позволяют реализовать главную цель – повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, инвалидов и других малозащищенных слоев общества.

Сроки реализации программы: бессрочно.

Руководство и ход реализации программы осуществляется заведующей социально-реабилитационного отделения. Специалисты учреждения осуществляют выполнение мероприятий по разделам при непосредственном взаимодействии с гражданами пожилого возраста и инвалидами.


Примерный план лекций по направлениям работы Школы

Тема лекций

Ответственный

Пожарная безопасность

1. Пожар как фактор техногенной катастрофы.

2. Пожароопасные свойства материалов и веществ.

3. Профилактические действия при пожаре.

4. Токсичные продукты горения.

5. Основные факторы пожара.

Специалист по охране труда

Электробезопасность

1.Действие электрического тока на организм человека.

2.Электрический удар.

3.Способы защиты человека от поражения электрическим током.

4.Средства защиты от действия электрического тока.

5.Использование электросберегающих устройств.

Терроризм

1. Терроризм как социальное явление современности.

2. История появления терроризма как социального явления.

3. Возможные направления противодействия терроризму в современных условиях.

4. Правила поведения при возникновении террористического акта.

Юридическая безопасность

2. Оформление договоров по разным сделкам.

3. Как правильно оформить сделки по купле-продаже жилья.

4. Права частной собственности.

5. Нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Юрисконсульт

Мошенничество

1. Искусство сказать «Нет!»

2. Мошенничество как социальный феномен.

3. Способы защиты от мошенников.

4. Умение распознать мошенничество.

5. Инструктаж о личной безопасности.

Специалист по социальной работе

Психологическая безопасность

1.Методы психологической защиты. Прием словесных аффирмаций.

2.Аутотренинг – как средство самоконтроля эмоционального состояния.

3. Страх. Пути преодоления.

4. Борьба с явлением одиночества.

Психолог

Пищевая безопасность

1.Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей.

2. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров и углеводов.

4.Значение минеральных веществ в питании.

5. Срок хранения и срок годности продуктов.

6.Пищевой статус как показатель здоровья.

7.Новые продукты питания в рационе населения России. Трансгенные продукты в питании, этические и эколого-гигиенические аспекты этой проблемы.

8.Заболевания, передающиеся с пищей (пищевые отравления, инфекции).

Медработник

Информационная безопасность

1. Права и обязанности получателей социальных услуг.

2.Независимая оценка качества работы учреждения.

3. Стандарты социального обслуживания.

4. Порядок предоставления социальных услуг.

5.Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Договор.

Специалист по социальной работе

Лекарственная безопасность

1. Неблагоприятный эффект лекарственного средства.

2. Активные вещества естественного, искусственного или биотехнологического происхождения.

3. Лечебные добавки к пищевым продуктам.

4. Лечебные косметические средства.

5. Неблагоприятная лекарственная реакция на лекарственные средства.

6. Побочные эффекты лекарственного средства.

Медработник

Методы и формы работы для раскрытия тем:

Выдача памяток (брошюр, буклетов) по направлениям, консультации, лекции, беседы, разъяснения (информирование), инструктаж по личной безопасности, психотренинги, размещение информации на стендах, показ видеороликов, презентаций и пр.

Не секрет, что пожилые люди, подобно детям, нуждаются в нашей заботе и уходе. Старики гораздо сильнее подвержены вероятности получить травму или совершить какую-либо ошибку. Нельзя забывать и о немощном состоянии большинства престарелых.

Многие бабушки и дедушки ведут одинокую, отшельническую жизнь. Так уж складывается, что к старости некоторые из них оказываются “за бортом”. У одних скончались все близкие, у других родственники живут очень далеко. Таким старичкам крайне важна чья-то помощь - и не только в быту. Ценность волонтерской поддержки в таких ситуациях невозможно переоценить - ведь сюда входят не только бытовые обязанности и организация досуга пожилых людей. На плечи социального добровольца ложится контроль за безопасностью подопечного. Не всегда у волонтера есть медицинское образование или опыт, поэтому у новичков часто возникают вопросы о том, как правильно приступить к работе с пенсионерами и оказать всестороннюю поддержку старичку или старушке.

Основные опасности, подстерегающие пенсионеров, связаны с более высоким риском получить бытовую травму. Кроме того, доверчивостью стариков с большой охотой пользуются всякого рода аферисты. Эти и другие опасности не всегда зависят от того, живет пожилой в одиночестве или же вместе с родными. И задача окружающих - сделать все возможное, чтобы обезопасить жизнь престарелого человека.

Профилактика травматизма

Увы, травмы среди пенсионеров - очень частое явление. И наиболее распространены среди них ушибы и переломы. Способность нашего организма к регенерации снижается с возрастом. По этой причине у старых людей прогрессирует уменьшение плотности костных тканей (остеопороз). В результате, 4 из 10 пенсионеров, получивших перелом в результате падения, до конца дней остаются инвалидами. В этом плане самой печально известной травмой является перелом шейки бедра.

Не только плохая погода (например, гололед) или неудачное расположение мебели в квартире, мокрый пол в ванной и т.п. являются основными причинами частых падений стариков. С годами у многих бабушек и дедушек все чаще проявляются сердечно-сосудистые заболевания, которые провоцируют обмороки и головокружения. К старческим болячкам надо относиться внимательно: следить за давлением, соблюдать врачебные предписания. Все прочие опасности можно предотвратить самостоятельно.

Не зря стариков часто сравнивают с детьми - многие правила младенческой безопасности уместны и в отношении пожилых. В квартирной планировке следует избегать острых углов и тесных проходов. А ведь такое можно наблюдать повсеместно в квартирах и домах одиноко живущих бабушек и дедушек - при этом внести изменения в привычный уклад будет крайне непросто. Чтобы обезопасить подопечного, волонтеру придется ненавязчиво, но доходчиво объяснить, почему необходимо переставить тумбочку или вынести на свалку кипу газет, датированных прошлым десятилетием.

Не будет лишним периодически напоминать бабушке, чтобы в плохую погоду она оставалась дома - риск поскользнуться и упасть в дождь всегда очень велик. По возможности лучше сопровождать подопечного на прогулках и в походах по магазинам и к врачу. Запирать старого человека дома, во избежание проблем, будет неверным решением - лишенные свежих впечатлений, пенсионеры могут “зачахнуть”. Выбираться в свет им необходимо - но с соблюдением простых мер предосторожности.

Скорее всего, волонтеру, осуществляющему уход за пожилыми людьми, рано или поздно придется столкнуться со стрессовой ситуацией, когда подопечному экстренно понадобится врач. Здесь на выручку придет знание элементарных правил оказания первой помощи.

Борьба за ясный ум

Старческое слабоумие, заторможенность, забывчивость также являются специфическими особенностями пенсионного возраста . Ушедшие в себя, туго соображающие, бабушки и дедушки становятся неинтересными собеседниками для тех, кто проводит с ними много времени. Однако есть простые способы избежать подобного расклада дел.

Отмечено, что здоровый труд и участие в каких-либо мероприятиях (и бытового плана в том числе) помогают пожилым людям гораздо дольше сохранять ясность ума. Сравните старичков из домов престарелых, которым совершенно нечем заняться, и бойких бабушек, живущих в частных домах с огородами. Если первые большую часть времени уходят в себя, то вторые и после восьмидесяти способны поддержать беседу и не потерять живость и интерес к жизни.

Людям важно осознавать свою нужность - семье, обществу, стране. Старики, ушедшие на покой, ощущают это особенно остро. Как правило, они болезненно переживают выход на пенсию, поэтому стараются реализовать себя в домашнем хозяйстве или на даче - им важно проявлять заботу о близких и чувствовать, что они все еще кому-то нужны. В жизни одиноких престарелых людей все обстоит иначе. Их нехитрое домашнее хозяйство направлено на решение собственных бытовых затруднений. Такой труд становится рутинным и не приносит желаемого удовлетворения.

Именно поэтому волонтеру важно суметь правильно задействовать своего подопечного. Не стоит выполнять всю работу по дому самостоятельно - доверьте часть дел хозяину. Главное здесь - не переусердствовать и грамотно распределить физическую нагрузку.

Очень хорошо, когда общество оценивает значимость человека. Пенсионеры в этом смысле не являются исключением. Но поскольку их физические возможности ограничены, важно постараться найти, чем занять свободное время подопечного с пользой для него самого и, если получится, для окружающих.

Бабушке можно приобрести инструменты для рукоделия - если позволяет зрение и навыки. В каждом мало-мальски крупном населенном пункте периодически проходят выставки-ярмарки. Если постараться, можно организовать участие пенсионера в подобном мероприятии. Это не только подарит положительные эмоции от общения с людьми, но и принесет радость от осознания того, что плоды творчества кому-то пришлись по душе.

Сейчас многие центры соцзащиты организуют досуг старых людей, устраивают для них мастер-классы и концерты. К слову, очень часто общества пенсионеров имеют свои вокальные ансамбли - если есть желание, можно попробовать определить туда подопечного.


Одним из факторов долголетнего сохранения ясности мыслей и сознания у пенсионеров является освоение чего-то нового - новых техник ремесла, получение новых знаний, даже обучение работе с компьютером. Замечено: мозг, занятый образованием, стареет куда медленнее. И этим фактом пренебрегать не следует.

Осторожно: мошенники

Аферисты - это бич нашего времени. Они постоянно развиваются, изобретая новые способы обмана окружающих. Мошенники не гнушаются ничем, вплоть до наживы на делах благотворительности . И очень жаль, что в большинстве случаев объектами пристального внимания преступников становятся престарелые люди.

Причем если в благотворительности мошенники используют себе во благо такое человеческое качество, как милосердие, то аферисты, обманывающие пожилых, строят свои схемы на старческой доверчивости.

Честных граждан такой способ обогащения приводит в негодование. Но, хотим мы этого или нет, а старики по-прежнему находятся под прицелом у всякого рода проходимцев.

Под видом чудодейственных лекарств им продают низкокачественные препараты. Количество случаев проникновения в квартиры пожилых под видом врачей, соцработников и сантехников исчисляется сотнями и тысячами. Доходит до того, что одиноких стариков обманным путем заставляют подписать дарственные на собственное жилье.

Чтобы уберечь пожилых от беды, необходимо постоянно напоминать им о бдительности. Волонтер может проводить беседы с подопечными, объясняя им, чего делать категорически не стоит:

  • впускать в квартиру/дом незнакомых и малознакомых людей;
  • совершать дорогостоящие покупки, предварительно не посоветовавшись с теми, кому можно доверять;
  • с осторожностью относиться к случайным знакомым, пытающимся втереться в доверие;
  • ни при каких условиях не подписывать сомнительные документы.

Чтобы обеспечить престарелому человеку безопасность от мошенников, достаточно пояснить ему, чего следует избегать, а также держать для него на видном месте телефонную книгу со списком номеров актуальных для бабушек и дедушек организаций, а также контактный телефон свой и благотворительного фонда.

Очень важно, чтобы волонтер, помогающий пенсионеру, был настроен не только на внешнее проявление заботы (ограниченное выполнением домашних обязанностей), но и поддерживал своего подопечного во всех сферах жизни. Тогда такое сотрудничество не только улучшит качество жизни пожилого человека, но и принесет несомненную пользу самому добровольцу.

Случаи мошенничества в адрес инвалидов и людей преклонного возраста постоянно увеличиваются.

В связи с этим появилась необходимость повысить меры безопасности, направленные на сохранение здоровья и качество жизни людей, получающих социальные услуги.

Для этого создаются школы безопасности для пожилых людей и инвалидов, помогающие миновать чрезвычайные ситуации путём своевременного информирования населения.

Основные задачи школы

Школа безопасности для пожилых людей и инвалидов ставит перед собой такие цели:

  1. повышение безопасности лиц, нуждающихся в социальных услугах;
  2. поддержание качества жизни;
  3. предоставление информации о том, как вести себя в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
  4. гарантия обеспечения людей достоверной информацией в вопросах, касающихся кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Сотрудники специализированных школ выполняют такие задачи:

  • преподносят инвалидам и гражданам пожилого возраста информацию, помогающую безопасно жить и реализовывать свои потребности в повседневной жизни;
  • информируют граждан об опасности, которая может угрожать в быту, а также в кризисных и чрезвычайных ситуациях;
  • помогают изучать и усваивать способы защиты в тех или иных ситуациях;
  • учат граждан комплексно анализировать ситуацию, принимать адекватные и безопасные решения;
  • привлекают внимание общественности к проблемам инвалидов и пенсионеров;
  • формируют у населения представление о социальных, экономических и экологических особенностях современного мира;
  • оказывают морально-психологическую помощь в кризисных моментах;
  • формируют у людей ответственное отношение к безопасности как собственной, так и общественной;
  • оповещают население о социальных льготах, гарантиях, услугах, компенсациях, с целью предотвращения мошенничества;
  • организовывают межведомственную безопасность инвалидов и пожилых людей в условиях центра социального обслуживания.

Программа обучения

Люди преклонного возраста и инвалиды чаще других становятся жертвами мошенников, несчастных случаев в быту, а также преступлений.

Поэтому комплексная система занятий школы безопасности направлена на профилактику таких случаев и повышение безопасности граждан.

Целевая аудитория школ безопасности – граждане, нуждающиеся в социальных услугах, люди пожилого возраста, инвалиды, которые могут передвигаться и самостоятельно себя обслуживать. Выделяют несколько основных направлений школы.

Пожарная безопасность

Рост числа пожаров и их жертв неуклонно растёт, они наносят большие материальные потери.

В связи с этим важно обеспечивать пожарную безопасность, информировать граждан о мерах пожарной защиты и профилактики.

Мошенничество

Чаще всего жертвами мошенников становятся пенсионеры и инвалиды.

Основная их цель – заставить человека поверить им и выманить у него деньги путём оказания недейственных услуг или продажей товаров по завышенной цене.

Чаще всего мошенничеством занимаются люди со знанием психологических уловок.

Целью специалистов школы является обучение граждан распознаванию мошенничества, умению защититься и не поддаться на ложные уговоры.

Информационная безопасность в интернете

Информация играет важную роль в жизни граждан.

Но далеко не вся она является правдивой.

Цель курсов школы безопасности – сориентировать инвалидов и пожилых людей с помощью советов, практических занятий и обучению азам компьютерной техники.

Терроризм

Самым распространённым в наше время является психологический терроризм.

Специалисты школ обучают слушателей правилам поведения в случаях терроризма и противостоянию этому социальному явлению.

Электробезопасность

Последствия неправильного обращения с электроприборами могут быть плачевными. Особенно это касается пожилых людей и инвалидов.

Задача преподавателей школы – научить граждан правилам эксплуатации электрических приборов и способам защиты от электрического тока.

Лекарственная безопасность

На сегодняшний день фармацевтический рынок предлагает огромный выбор медикаментов, на рекламу которых уходят огромные суммы.

Задачей школы безопасности является обучение правильному выбору лекарственных средств, ознакомление с возможными побочными действиями и влиянием на организм.

Юридическая безопасность

Чтобы не допустить неправомерных действий в адрес пенсионеров и инвалидов, специалисты школ информируют их о правах, обязанностях, ответственности и последствиях несоблюдения закона.

Психологическая безопасность

Задача специалистов школы безопасности – научить пожилых людей и инвалидов состоянию психологической защищённости и отторжению неблагоприятных воздействий как внешних, так и внутренних.

Пожилые люди очень трудно приспосабливаются к быстротекущей жизни и промышленному прогрессу, поэтому они особо нуждаются в психологической защите и поддержке.

Пищевая безопасность

Качество продуктов – основной фактор, помогающий сохранить здоровье человека.

Постоянное загрязнение окружающей среды и появления огромного количества пищевых добавок привело к тому, что было создано пищевое международное законодательство, ужесточающее требования к продуктам питания.

Слушатели школы безопасности обучаются правильному выбору пищевых продуктов, правильной гигиене питания.

А также задача специалистов – ознакомить со значением и минералов в питании, с , особенностью питания в пожилом возрасте.

График занятий

Посещение школы происходит не менее 1 раз в месяц, занятия проводятся в группе. Группы формируются в зависимости от криминогенной и социальной ситуации, а также по личному желанию заинтересованных граждан, пользующихся социальными услугами.

Организация обеспечения деятельности учреждений возложена на специально организованные социальные центры, занимающиеся мониторингом граждан, нуждающихся в социальных услугах и возможно дополнительных платных услугах.

Школы безопасности тесно взаимодействуют с УМВД, ГИБДД, МЧС, учреждениями Пенсионного Фонда, социальной защиты, здравоохранения и другими общественными организациями.

Как проводятся занятия

Занятия проводят специалисты центра совместно с уполномоченными ОВД. Одно групповое занятие длится не более 90 минут.

За это время специалисты информируют пожилых граждан и инвалидов об основах безопасного существования в обществе, а также ведением здорового образа жизни. В учреждении устанавливается общий план работы.

В зависимости от содержания курсов и проявления интереса граждан подбираются сроки реализации программы.

Что касаемо надомного обслуживания, то в этом случае работа специалиста будет организована индивидуально и некоторые блоки курса, за ненадобностью, использоваться не будут.

Получатели услуг могут самостоятельно выбрать значимую для себя программу школы безопасности для пожилых людей и инвалидов.

В зависимости от темы курсов, занятия проводятся следующим образом:

  1. Участникам рассказывают основы темы;
  2. Граждан обучают навыкам работы с требуемыми инструментами (например, огнетушитель);
  3. Проводится лекция, демонстрируется презентация;
  4. Проводится инструктаж на определенную тему безопасности;
  5. Проходит отработка типичных ситуаций.

Заключение

Школа безопасности для пожилых людей и инвалидов – необходимые социальные меры, помогающие повысить защищенность и качество жизни граждан с ограниченными возможностями.

Благодаря данным учреждениям удаётся повысить общественную безопасность и значительно снизить количество бытовых несчастных случаев и мошенничества.

Видео: В Иваново открылась школа безопасности для пожилых людей