Педагогический опыт по технологии квиллинг. Инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» методическая разработка (старшая группа) на тему Возможное количество баллов

Пояснительная записка .
« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев . От пальцев образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источник творческой мысли . Другими словами : чем больше мастерства в детской ладошке , тем умнее ребенок ».
Сухомлинский В . А .
Однойизглавныхзадачобученияивоспитаниядетейназанятияхприкладнымтворчествомявляетсяобогащениемировосприятиявоспитанника, т. е. развитиетворческойкультурыребенка, развитиетворческогонестандартногоподходакреализациизадания, воспитаниетрудолюбия, интересакпрактическойдеятельности, радостисозиданияиоткрытиядлясебячто- тонового.
Даннаяпрограммаимеетхудожественно- эстетическуюнаправленность, котораяявляетсяважнымнаправлениемвразвитииивоспитании. Являясьнаиболеедоступнымдлядетей, прикладноетворчествообладаетнеобходимойэмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программапредполагаетразвитиеудетейхудожественноговкусаитворческихспособностей.
Внастоящеевремяискусствоработысбумагойвдетскомтворчественепотерялосвоейактуальности. Бумагаостаетсяинструментомтворчества, которыйдоступенкаждому.
Бумага- первыйматериал, изкоторогодетиначинаютмастерить, творить, создаватьнеповторимыеизделия. Онаизвестнавсемсраннегодетства. Устойчивыйинтересдетейктворчествуизбумагиобуславливаетсяещёитем, чтоданныйматериалдаётбольшойпростортворчеству. Бумажныйлистпомогаетребёнкуощутитьсебяхудожником, дизайнером, конструктором, асамоеглавное- безграничнотворческимчеловеком. Претерпеваяколоссальныеизменениясдревнихвремён, бумагавсовременномобществепредставленабольшиммногообразием. Цветнаяибелая, бархатнаяиглянцевая, папируснаяишпагат- онадоступнавсемслоямобщества. Спомощьюбумагиможноукраситьелку, сложитьголоволомку, смастеритьзабавнуюигрушкуиликоробочкудляподаркаимногое, многоедругое, чтоинтересуетребенка.
Какужеотмечалось, бумагапопадаетврукиребенкассамогораннегодетства, ионсамостоятельносоздаетизнееобразысвоеговнутреннегомира. Обычныйматериал- бумага- приобретаетновоесовременноенаправление, имможноработатьвразныхтехниках.
Детистворческимиспособностямиоченьпытливыеиактивные. Такиедетимогутсамостоятельноприниматьрешения, которыезависяттолькоотнегосамого. Детиспособнысоздатьчто- тоновое, оригинальное, унихукаждогосвойвзгляднакрасоту. Втворчествеуребенкаразвиваютсятакиеумственныекачества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умениеанализироватьисопоставлять, творческоемышлениеит. д.
Еслиговоритьодошкольниках, торазвитиеунихмелкоймоторикирукспособствуетдальнейшемууспешномуобучениювшколе. Однимизспособовразвитиямелкоймоторикипальцеврук– этоконструированиеизбумаги. Конструированиеизбумагиотноситсякхудожественно- эстетическомуразвитию. Существуетмноготехникпоработесбумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминаниеидр. Конструированиеизбумагисиспользованиемразныхтехниксложныйвиддеятельностидошкольников, дляэтогоудетейдолжныбытьхорошоразвитыпространственныепредставления.
История
Квиллингвозникещев14веке, сейчасонпереживаеточередноерождение. Многихпривлекаетто, чтотакуюкрасотуможносоздатьсвоимирукамиизбумажныхполос.
Словоквиллингпришловрусскийязыкизанглийского: quillingпроисходитотсловаquill, чтовпереводеозначает« пероптицы».
Альтернативныминазваниямиэтоговидарукоделиятакжеслужаттакиесловакак« бумагокручение» и« бумажнаяфилигрань».
Историявозникновенияэтоговидарукоделияоченьинтереснаиуходитсвоимикорнямиглубоковпрошлое.
Впервыезаговорилионёмв14- начале15векавЕвропе, апервыесоздателиукрашенийвэтойтехникебылимонахи.
Именноониделалиоченькрасивыемедальоны, закручиваяпозолоченнуюбумагунакончикептичьихперьев. Именноотсюдаипоявилосьназваниеквиллинг.
Бумагавсредневековыевременабыладорогой, поэтомупозволитьделатьподелкииукрашенияизнеёмоглитолькохорошообеспеченныелюди, восновномквиллингомзанималисьтолькодамыизвысшегообщества.
Темболее, чтобумаганедолговечнаисчитаетсянепрактичнымматериаломдляизготовлениячего- либо.
Нов19векемоданабумагокручениесновавозобновляется, такойвидрукоделиястановитсясновапопулярным, имногиедамыспешатсотворитьчто- тоособенное, причудливоеизамысловатое.
Вначале20векаквиллингсноватеряетсвоюпопулярность, однакокконцувеканаступаетнекийбум.
Квиллингнетолькоприобрёлбылуюславу, ноимногократноеёпреумножил. Мастераквиллингавовсеммиресоздаюттончайшееобъёмноебумажноекружево, котороеможетбытьосновой, какдляпрактичныхвещей, такидлядуховногонаслаждения.

Квиллинг для начинающих
Техникаквиллингможносоздаватьогромноеколичествовещей. Поройвоображениюдаженеподвластнывсеидеи, которыелегкореализуютсянапрактике.
Поделкивтехникеквиллингоченьнеобычные, огромноеколичествозавитков, спиралей, тугихнамотоктонкихбумажныхполоссливаютсяипереплетаютсяводномпроизведенииискусства.
Цветоваяпалитраоченьбогатая, поэтомуводнойработемогутбытьиплавныепереливыоттенководногоцветаияркиесочетаниянасыщенныхцветов.
Длябольшегоразнообразиямастерапоквиллингуиспользуютнетолькообычныеполоскибумаги, ноибумагусбахрамой- миллиметровымивертикальныминадрезамисоднойизсторонполоски.
Длявыполненияработвтехникеквиллингнетребуютсяособенныеприспособлениеидорогостоящиематериалы. ЧащевсегодлялюбыхработвэтойтехникебудетдостаточнополосцветнойбумагииклеяПВА, вкачествеосновы, ккоторойприклеиваетсяизделие, можноиспользоватькартон, картон, обшитыйтканью.
Детилегкоовладеютэтимискусством, иоткрываютдлясебяпутьктворчеству, развиваятемсамымихфантазиюихудожественныевозможности.
Программапостроена“ отпростогоксложному”. Рассматриваютсяразличныеметодикивыполненияизделийизбумагиикартонасиспользованиемсамыхразнообразныхтехник(бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“ Волшебныйквиллинг” - такназываетсякурс. Онпредлагаетразвитиеребенкавсамыхразличныхнаправлениях: конструкторскоемышление, художественно- эстетическийвкус, образноеипространственноемышление. Всеэтонеобходимосовременномучеловеку, чтобыосознатьсебягармоничноразвитойличностью. Создаваясвоймиризбумаги, ребенокготовитсястатьсозидателемдоброгомира. Вэтоммы, педагоги, видимосновнуюнеобходимостьсегодняшнегодня.

Ведущая идея данной программы - созданиекомфортнойсредыобщения, развитиеспособностей, творческогопотенциалакаждогоребенкаиегосамореализации.
Цель программы – всестороннееинтеллектуальноеиэстетическоеразвитиедетейвпроцессеовладениеэлементарнымиприемамитехникиквиллинга, какхудожественногоспособаконструированияизбумаги.
Задачи программы :
Обучающие
Знакомитьдетейсосновнымипонятиямиибазовымиформамиквиллинга.
Обучатьразличнымприемамработысбумагой.
Формироватьуменияследоватьустныминструкциям.
Знакомитьдетейсосновнымигеометрическимипонятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершинаит. д. Обогащатьсловарьребенкаспециальнымитерминами.
Создаватькомпозициисизделиями, выполненнымивтехникеквиллинга.
Развивающие :
Развиватьвнимание, память, логическоеипространственноевоображения.
Развиватьмелкуюмоторикурукиглазомер.
Развиватьхудожественныйвкус, творческиеспособностиифантазиидетей.
Развиватьудетейспособностьработатьруками, приучатькточнымдвижениямпальцев, совершенствоватьмелкуюмоторикурук, развиватьглазомер.
Развиватьпространственноевоображение.
Воспитательные :
Воспитыватьинтерескискусствуквиллинга.
Формироватькультурутрудаисовершенствоватьтрудовыенавыки.
Способствоватьсозданиюигровыхситуаций, расширятькоммуникативныеспособностидетей.
Совершенствоватьтрудовыенавыки, формироватькультурутруда, учитьаккуратности, умениюбережноиэкономноиспользоватьматериал, содержатьвпорядкерабочееместо.
Принципы , лежащие в основе программы :
доступности(простота, соответствиевозрастнымииндивидуальнымособенностям);
наглядности(иллюстративность, наличиедидактическихматериалов). “ Чемболееоргановнашихчувствпринимаетучастиеввосприятиикакого- нибудьвпечатленияилигруппывпечатлений, темпрочнееложатсяэтивпечатлениявнашумеханическую, нервнуюпамять, вернеесохраняютсяеюилегче, потомвспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичностиигуманизма(взаимодействиепедагогаиученикавсоциуме, реализациясобственныхтворческихпотребностей);
научности(обоснованность, наличиеметодологическойбазыитеоретическойосновы).
“ отпростогоксложному” (научившисьэлементарнымнавыкамработы, ребенокприменяетсвоизнанияввыполнениисложныхтворческихработ).
Тематиказанятийстроитсясучетоминтересоввоспитанников, возможностиихсамовыражения. Входеусвоениядетьмисодержанияпрограммыучитываетсятемпразвитияспециальныхуменийинавыков, уровеньсамостоятельности, умениеработатьвколлективе. Программапозволяетиндивидуализироватьсложныеработы: болеесильнымдетямбудетинтереснасложнаяконструкция, менееподготовленным, можнопредложитьработупроще. Приэтомобучающийиразвивающийсмыслработысохраняется. Этодаетвозможностьпредостеречьребенкаотстрахапередтрудностями, приобщитьбезбоязнитворитьисоздавать.
Впроцессеработыпопрограмме“ Волшебныйквиллинг”, детипостоянносовмещаютиобъединяютводноцелоевсекомпонентыбумажногообраза: материал, изобразительноеицветовоерешение, технологиюизготовления, назначениеидр.

Программа создана на основе авторской программы кружка «Волшебный Квиллинг» Э.Р. Киреева. При разработке также были рассмотрены авторские программы аналогичного характера Т.В. Куцак «Квиллинг», О. И. Дасевич «Волшебный квиллинг» , В.Н. Рябцевой «Бумажная симфония», В.А. Осиповой «Волшебный квиллинг» Т.А, Несмеянова «Кружевные тайны квиллинга».. Следует отметить, что тематика занятий выстроена в соответствии с календарно-тематическим планированием общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №2» г. Болхов.

Комплекс занятий выстроен по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

“Волшебный квиллинг” - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

    Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

    Обучать различным приемам работы с бумагой.

    Формировать умения следовать устным инструкциям.

    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

    Развивающие:

      Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

      Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

      Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

      Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

      Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы организации работы с детьми

– индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

– фронтальная (при выполнении коллективных работ каждая подгруппа выполняет определенное задание);

– коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Особенности проведения занятий

1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет.(дети старшей и подготовительной групп.)

2. Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия.

3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).

4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).

5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).

6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты :

Цветную бумагу;

Гофрированный картон;

Картон белый и цветной;

Зубочистка;

Бумажные полоски шириной 5-7 мм;

Ножницы;

Карандаши простые;

Линейка;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Клеенка;

Инструмент для квиллинга.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа “ Волшебный Квиллинг” рассчитана на 2 года. Продолжительность занятия составляет:

В старшей группе- 25мин.

В подготовительной- 30мин.

Год обучения

Количество занятий

Кол-во детей в группе

вся группа

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы поверки результатов :

    Выставки детских работ в детском саду.

    участие в интернет-конкурсах творческого мастерства,

    награждение лучших грамотами,

Юлия Ильина
Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

По данной теме была написана дипломная работа, на преддипломной практике реализована программа. Представляю вам текст доклада, защита прошла на "5".

Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

Представляем вашему вниманию ВКР по теме: Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы

Наша работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения

Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы.

Очевидно, что в период дошкольного воспитания у детей закладываются основные навыки и умения творческой деятельности. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях по продуктивным видам деятельности является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития образного мышления, воображения, составляющего основу творческой деятельности.

В соответствии с ФГОС одной из задач образовательной области «Художественное развитие» является формирование эмоциональной, эстетической ориентации детей дошкольного возраста к различным видам и жанрам искусства, активизации творческого начала в процессе продуктивной деятельности. Совершенствуя в детях художественное восприятие, эстетический вкус, развивая способность анализировать и понимать средства выразительности (цвет, композиция, стилистика и т. п., на выполнения работ в технике квиллинг дает возможность воспитать грамотную художественно - творческую личность будущего школьника.

Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по изобразительной деятельности методика работы с детьми носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по художественной деятельности, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к художественной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, сюжеты не развернуты, дети не знают и не умеют пользоваться художественным материалом. В настоящее время мы видим, что педагоги бывают, недостаточно владеют различными художественными техниками, часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств. Это ведет к тому, что дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – бумагокручение) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Значение занятий квиллингом:

Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно – графических умений и навыков;

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности. Эта техника развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Многие ученые и педагоги, такие как: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, исследуя проблему развития творчества детей установили, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, в том числе изготовление работ в технике квиллинг – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно творческих способностей.

Сейчас квиллинг – это очень популярное направление в работе с детьми. Очень многие педагоги используют его в своей практике.

В связи с этим мы выделили параметры нашей работы:

Объект – техника квиллинг.

Предмет – творческое развитие

Цель – определить влияние техники квиллинг на твоческое развитие детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью теоретического обоснования.

2. На основе анализа теоретических источников наметить пути формирования технических навыков у детей подготовительного дошкольного возраста в квиллинге.

3. Выявить уровень творческого развития у детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

4. Разработать и апробировать кружок «Волшебный завиток» по творческому развитию детей посредством техники квиллинг

Гипотеза: если ребенок в процессе работы над техникой квиллинг научится видоизменять форму базовых элементов, составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции, заполняя декоративное пространство выразительными образами то уровень его творческого развития повысится.

В теоретической части работы проведен анализ литературных источников по следующим вопросам -

1.1. История, основные виды и технические приемы в технике квиллинг

1.2. Психологические особенности развития детей подготовительной к школе группы в технике квиллинг

1.3. Творческое развитие детей в технике квиллинг

1.4. Методика работы в технике квиллинг

Проанализировав теоретические и методические источники, мы сделали вывод, что в подготовительной к школе группе психологическое развитие детей достаточно для того, чтобы с интересом заниматься квиллингом.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни.

Техника квиллинг развивает чувство прекрасного, помогает само выражаться, развивает чувства вкуса, что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка.

Очень важно правильно организовывать занятия с детьми, соблюдать при этом методику, чтобы ребята не потеряли интерес к квиллингу.

Таким образом, при правильной организации работы и хорошо подобранных методов воспитателем, дети легко и с интересом будут учиться квиллингу.

Опытно-педагогическая (исследовательская) работа проводилась в подготовительной к школе группе при МКОУ СОШ с. Мгачи Александровск-Сахалинского района, в 2 этапа – констатирующий, формирующий.

Исследовалась группа воспитанников в количестве 6 человек, 3 мальчика и 3 девочки.

На констатирующем этапе решались следующие задачи :

1. Выявить уровень творческого развития детей подготовительной к школе группы МКОУ СОШ с. Мгачи

2. Проанализировать содержание предметно-развивающей среды

3. Разработать план кружковой деятельности «Волшебный завиток»

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

1. Диагностика.

2. Беседа с воспитателем.

3. Анализ предметно-развивающей среды.

Для выявления уровня сформированности творческого развития были использованы показатели

1. Степень увлеченности

2. Выразительность образа, колористическое решение

3. Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла

4. Самостоятельность и оригинальность

в соответствии с уровнями

Высокий уровень. (12-11 баллов) Ребенок в процессе творческой деятельности очень увлечен, захвачен работой. Не обращается к воспитателю за помощью, сам находит новые решения. Во время изображения вносит свои дополнения. Из знакомых элементов комбинирует новые сочетания. Использует всю цветовую гамму. Работа полностью доведена до конца.

Средний уровень (10-7 баллов): Во время творческой работы увлечен, но быстро теряет интерес. Иногда обращается за помощь к воспитателю, но в основном сам пытается найти наилучшее решение. Вносит незначительные элементы, пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует почти всю цветовую гамму. Работу может не закончить из-за отсутствия заинтересованности.

Низкий уровень (6-4 балов): В процессе творческой деятельности не наблюдается заинтересованности, увлеченности работой. Полностью пытается скопировать предоставленные воспитателем изделия, не использует дополнения в своих рисунках другими элементами квиллинга, не пытается комбинировать знакомые элементы в новом сочетании. Использует в работе 2-3 цвета. Работа не завершена.

Работа проводилась по плану.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень показал 1 ребёнок, он использовал разнообразные цвета в работе, придумывал свои сочетания, проявил самостоятельность. У 4 детей средний уровень, что составило 66%, они не придумывают новые сочетания элементов и проявляют меньшую самостоятельность. У 17% детей низкий уровень, они не проявляют творческой заинтересованности, часто обращаются к помощи взрослого, затрудняются подбирать цветовую гамму.

Проведя беседу с воспитателем мы сделали вывод, что работа с детьми в технике квиллинг проводится. Квиллинг не входит в образовательную программу, поэтому в группе организован кружок, в рамках которого воспитатель и занимается с детьми квиллингом.

В процессе обследования групповой комнаты мы выяснили, что в центре собран лишь материал для художественного творчества, но не в полном объеме. Отсутствуют образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных.

Таким образом, мы пришли к выводу, что техника квиллинг детям знакома. Воспитатель в рамках кружка использует разнообразные нетрадиционные техники для повышения уровня творческого развития детей.

Результаты диагностики показали, что западающими являются критерии «Комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, умение составлять композицию на основе художественного замысла» и «Степень увлеченности». На эти критерии мы обратили внимание на формирующем этапе.

На формирующем этапе были поставлены следующие задачи :

1. Включить воспитанников подготовительной к школе группы в образовательную деятельность по реализации части кружка «Волшебный завиток»

Для реализации задач была составлена программа «Волшебный завиток».

План кружковой деятельности разработан на полгода, мы реализовали часть, так как практика проходит месяц.

В ходе реализации кружка проведены различные формы работы:

На 1 неделе я провела «Вводное занятие. История возникновения квиллинга. Знакомство с основными формами» . Дети уже были знакомы с техникой квиллинг. Поэтому сначала я рассказала им интересные факты из истории квиллинга, напомнила им инструменты, формы роллов. После этого мы посетили выставку работ воспитателя, для того чтобы заинтересовать детей и смотивировать их на дельнейшую деятельность.

2 неделя:

Занятие с использованием ИКТ «А что мы можем сделать?»

Использовала презентацию, в которой были фото работ в технике квиллинг, выполненных детьми. Занятие проведено с целью определения интересов детей и выбора тематик дальнейших занятий.

Занятие «Весенний цветок»

Практическое занятие, во вводной части использовала беседу, загадывание загадок. Затем дети самостоятельно изготовили цветок, после моего подробного объяснения, показа образца.

3 неделя:

Поделка «Цыпленок»

В начале: загадывание загадки, анализ образца – из каких частей состоит, какие детали понадобятся. Изготовленную поделку дети использовали в дальнейшей игре.

Творческое задание «Морские фантазии»

Начала занятие с беседы, в которой мы помечтали о море. Затем дала детям творческое задание на тему «Морские фантазии». Помогала детям индивидуально.

4 неделя:

Поделка «Ящерка»

Во вводной части рассматривание иллюстраций с ящерицами. Затем показала образец, предложила детям украсить свою ящерицу.

Коллективная работа «Весенние фантазии»

Проходила итоговая коллективная работа 2 дня. Предоставила детям самостоятельность в придумывании сюжета, выборе цветов, распределении работы между собой. В целом руководила работой только в случае затруднений.

Для закрепления навыков были использованы дидактические игры в режиме дня:

Игра «Повтори узор»

Игра «Матрешки»

Игра «Вторая половинка» в которых я закрепляла умение классифицировать элементы узора по форме и цвету, умение подбирать заданные цвета и оттенки, умение конструировать симметричный узор из элементов квиллинга.

Так как работа практического характера, то на формирующем этапе проведен контрольный метод исследования.

Для проверки результатов и подтверждение предполагаемой гипотезы, была проведена повторная диагностика Погодиной, направленная на выявление уровня творческого развития детей в квиллинге.

Дети проявляют больший интерес к квиллингу, используют разнообразные элементы в работе, меньше обращаются за помощью к воспитателю.

Высокий уровень показали 5 детей, что составило 83%. Они были очень увлечены, использовали всю цветовую гамму, выполняли новые элементы, проявили самостоятельность, творчество, воображение.

На среднем уровне был один ребенок, что составило 17%, девочка стала более самостоятельной, использовала больше цветов и новых элементов в работе.

Низкого уровня по итогам диагностики не было, что мы считаем большим успехом.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя исследование по вопросу, мы пришли к выводу, что проведенная работа подтвердила необходимость творческого развития дошкольников через занятия квиллингом.

В ходе работы мы апробировали некоторые элементы программы «Волшебный завиток», из них 2 теоретических занятия, 6 практических, 3 дидактических игры.

В результате количество детей на высоком уровне возросло с 17% до 83%, средний уровень снизился с 66% до 17%, низкого уровня выявлено не было.

Считаем, что цель нашей работы была достигнута, а гипотеза подтверждена, так как мы обосновали влияние техники квиллинг на творческое развитие детей подготовительной к школе группы.

На основании проведенных исследований по данной теме нами были разработаны следующие методические рекомендации по дальнейшей реализации кружка:

Использовать различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Если нет возможности использовать специальную бумагу для квиллинга, то можно нарезать обычную цветную офисную бумагу с помощью шредера.

Вместо специального инструмента для накрутки роллов можно использовать зубочистку с расщепленным кончиком.

Для занятий брать группу из 6-8 человек, тогда проще осуществить индивидуальный подход к детям.

Обращать внимание на возрастные особенности детей.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана программа кружка «Волшебный завиток», методические рекомендации для ее реализации, конспекты занятий, технологические карты, методическое пособие для воспитателей.

В приложении представлены планы констатирующего и формирующего этапов, диаграммы, таблицы, конспекты занятий, технологические карты, пособия для воспитателей, программа кружка «Волшебный завиток»

При написании работы было использовано 20 литературных источников, из них 6 основных.

Спасибо за внимание!

Наталья Фирсова
Инновационный опыт «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мой инновационный опыт на тему :

«Квиллинг , как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста »

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Нашими умелыми руками

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей .

Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска , для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний . Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения , грамотности и других базовых способностей детей .

Анализируя программу «Детство» по художественному творчеству , ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию , лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей , необходимо использовать нетрадиционные способы изображения .

Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения .

Это дает толчок к развитию воображения , творчества , развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ) . Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.

Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой ?

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества , который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить , создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству . Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком . И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость , что способствует умственному развитию детей .

Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом , цель которого : всестороннее развитие творческих способностей детей квиллинг , как художественного способа конструирования из бумаги.

Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи :

Обучающие :

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг .

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения, следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями : круг, квадрат, треугольник.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг .

Развивающие :

Развивать у детей способность работать руками , приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер .

Развивать внимание , память, логическое и пространственное воображение.

Развивать художественный вкус , творческие способности и фантазии детей .

Воспитательные :

Воспитывать интерес к искусству квиллинг .

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей .

Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг . И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.

С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?

Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней : рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей .

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :

1. СЛОВЕСНЫЙ

устное изложение;

2. НАГЛЯДНЫЙ

показ мультимедийных материалов;

иллюстраций;

наблюдение;

Показ педагогом;

работа по образцу;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

выполнение работ по инструкции педагога.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области :

познание;

коммуникация;

чтение художественной литературы;

безопасность;

физическая культура.

социализация

Для поддержания интереса к творчеству , работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми : Формы :

1. образовательная деятельность на игровой основе.

2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей )

3. трудовая деятельность

4. прогулка и экскурсии

Для повышения работоспособности , снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей , включаю элементы здоровьесберегающих технологий –

Смена динамической позы

Релаксация

Сказкотерапия;

Игротерапия;

Пальчиковые игры;

Физкультминутки.

Игра является главным видом деятельности детей . Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.

Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой , я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик» . Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи , решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку» , если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки» . Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза» . Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.

В процессе работы в технике квиллинг , создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка , но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей .

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.

При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем) . Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия , трудовых навыков и привычки работать аккуратно.

В своей работе я использую интегрированные занятия. Например, природный мир, образовательная область «познание» : я знакомлю детей с признаками снега , затем мы экспериментируем, слушаем его скрип, читаем о нем стихи и делаем снежинки, используя технику квиллинг . Затем каждый ребенок сочиняет свою сказку о снежинке.

Тема недели «День защитника Отечества» : провожу беседу о предстоящем празднике 23 февраля, читаем произведения на патриотическую тему, слушаем песни, провожу целевые прогулки к памятникам; готовим для пап и дедушек подарки в технике квиллинг . Вместе с детьми придумываем красивое поздравление.

Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы :

Анкетирование

Консультации

Совместные работы на открытых занятиях

Мастер - класс

Совместное создание предметно развивающей среды .

В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей , дарованных природой.

Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка .

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.

Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей . Работаю с ним индивидуально.

В результате моей работы по развитию творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг добилась следующих результатов, которые вы видите на экране :

Мышление –

Развитие речи –

Воображение –

Моторика пальцев рук –

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Ни в одном источнике нет единого планирования по квиллингу , предлагается лишь техника выполнения отдельных работ. Я составила тематическое планирование в своей группе исходя из базовой программы «Детство» . Сейчас я работаю над своей программой «Техника квиллинг для дошкольников »

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Мой девиз :

С детьми всегда должна быть рядом,

Даря тепло и согревая взглядом,

Их в мир прекрасного вести,

И помнить заповедь - не навреди!

Организация: МБДОУ «Детский сад № 17 с. Озерское»

Населенный пункт: Сахалинская область, с. Озерское

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений, или, как их еще называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Эта тема очень актуальна в современном мире.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями; держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать и лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивнаядеятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет понимать, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть, ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, общаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представления о неизменности существования предметов.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в 6-ти летнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев.

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, так как они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приемами.

Квиллинг является отличным средством закрепления этих навыков.

При проведении непосредственно образовательной деятельности, связанных с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали, т.е. слабо развита мелкая моторика рук.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, ее существенных особенностей, мною была проведена диагностика мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики показали, что на начало учебного года почти у всех детей слабо развита мелкая моторика рук.

Я провела родительское собрание, где рассказала о важности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей подготовительной к школе группы. Затем я предложила организовать кружок с использование технологии квиллинг - «Бумажная симфония», где с согласия родителей и по желанию могут заниматься дети старшего дошкольного возраста.

Родители выразили свое согласие и, составив план работы, я начала заниматься с детьми квиллингом.

Цель работы : Исследование влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

Проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движения рук;

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Можно сказать, что предлагаемый вид деятельности – квиллинг, оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Технология квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребенка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.

Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага – материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником – безгранично творческим человеком.

Бумага – первый материал, из которого мы с детьми начинаем мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Для работы в этом виде рукоделия я готовлю необходимый материал, инструменты и провожу с детьми беседу о том, как правильно и безопасно пользоваться необходимым инструментом:

slottedquillingtool» - желательно купить. Это металлический стержень с прорезью и удобной ручкой. В прорезь вставляется бумага и накручивается ролл;

Со временем можно использовать другой инструмент. Он состоит из тонкого металлического стержня без прорези с ручкой. Бумага крутится на стержень. Это требует определенного навыка и сноровки, но в результате получается тончайшее отверстие в центре ролла;

Пинцет с заостренным носиком я использую для работы с мелкими деталями, удерживая заготовки при приклеивании, при сборке готового изделия. Дети пользуются пинцетом по желанию, им больше нравится ощущать детали пальчиками. Если нам не хватает инструментов, то для накручивания роллов я использую и стержень от шариковой ручки или зубочистку, в которых предварительно делаю продольный неглубокий надрез.

Для цветов с бахромой нужен инструмент «fringer». Внешне он напоминает степлер, при нажатии он режет бумагу и продвигает полоску. Вместо машинки для нарезки бахромы я также использую обычные ножницы, для ускорения процесса нарезки полоску нужно сложить вдвое или вчетверо – нарезать, развернуть, а потом накрутить ролл. Вместо шаблона для квиллинга с кругами необходимого для распускания роллов можно использовать офицерскую линейку, трафарет или треугольник с кругами;

Обжиматель служит для гофрирования бумаги. Работа с гофрированной бумагой придает объем и рельефность поделкам. Также в магазинах можно приобрести гофрокартон, из которого можно делать объемные работы.

Для петельчатого квиллинга я использую пробковую доску, английские булавки, гребень с длинными зубьями;

Ножницы я использую для нарезки полосок, бахромы, для вырезания разных вспомогательных деталей, лучше иметь и большие и маленькие. Для разнообразия работ пригодится декоративная проволока, глазки разных размеров – это также я приобретаю в специализированных магазинах.

Украшая изделие в технике квиллинг,я использую самую разнообразную фактурную бумагу, например, использую ее как фон работы. Здесь подойдет и бархатная бумага, и гофрированная, и с различными рисунками, и блестящая, и любая другая. И, естественно, готовая работа выглядит лучше, если ее поместить в рамку. Для сохранения объемных композиций, использую глубокие рамки со стеклом или специальные колбы разных размеров. Также мы с детьми выполняем работы в коробке от конфет с широкими краями, это своеобразная рамка.

Для различных надписей, например, при изготовлении открыток, нам нужны наклейки с алфавитом. Иногда для работ я использую вырубку из плотной бумаги с рисунком листьев, травы, птиц или животных. Иногда изделия нуждаются в прорисовке или дорисовке. Я запасаюсь универсальными акриловыми контурами, сухой (акварельной) пастелью, ручками с блестками, цветными карандашами, а также маркерами разных цветов.

Ножницы с фигурными лезвиями, фигурные дыроколы могут пригодиться для оформления картона или бумаги. Также пригодится обычный канцелярский дырокол.

Многие работы, где элементами являются животные, насекомые, птицы, человечки требуют применения глазок, бусинок или бисера. Для обозначения прожилок на листьях, которые выполняются из крепированной бумаги, я использую дотц с кругляшками диаметром 2-3 мм. Он продается в магазинах материалов и инструментов для нейл-арта. Соломинки для коктейлей я применяю в качестве основы для длинных тонких конусов. Подойдут как украшение работ различные ленточки, паеточки, кружева, в общем, допустимо все.

Мы с детьми фантазируем, добавляем дополнительные материалы, смешиваем техники и наши работы сверкают большим количеством граней. И мы радуем своими работами себя и окружающих.

В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг, я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму. Одним из самых распространенных элементов является «капля». Для ее изготовления мы с ребятами делаем свободный ролл необходимого диаметра. Затем двумя пальцами берем ролл за плоские стороны, распределяя его приблизительно пополам, и несильно прижимаем так, чтобы навивки при этом равномерно распределились, затем сильно сжимаем пальцы, чтобы зафиксировать элемент. При необходимости в нескольких одинаковых деталях, ролл надо держать водном положении, относительно места склейки и направления навивки. Лучше вначале сделать все заготовки – роллы, а потом сжимать их для получения «капли».

Следующий элемент «листочек» - также изготавливается из свободного ролла нужного диаметра. Вначале делаем элемент «капля». Аккуратно левой рукой придерживаем элемент за широкую часть капли с плоских сторон. Двумя пальцами правой руки проводим по вертикальным поверхностям узкой части «капли», и слегка загибаем ее к себе.

«Глаз» - основа- свободный ролл. Ролл с обеих сторон берем указательным и большим пальцами обеих рук так, чтобы у него было симметричное расположение. И одновременно несильно пальцы сжимаем, даем навивкам равномерно распределиться. Сгиб заканчивается сильным сжатием пальцев.

«Изогнутый глаз» выполняется из элемента «глаз». Не выпуская «глаз» из рук, пальцы передвигаем к его уголкам и немного смещаем руки в вертикальном направлении. Руки, направляя навстречу друг другу, сжимают элемент в горизонтальном направлении.

«Квадрат» - основа - свободный ролл. Сжимаем элемент «глаз», но без сильного сжатия, поворачиваем заготовку на 90 градусов и опять легко сжимаем как при сгибании «глаза». Затем усиливаем сжатие, и опять поворачиваем элемент и сильно сжимаем. «Квадрат» готов.

«Треугольник» - основа – свободный ролл. Сжимаем «каплю», но без сильного сжатия. Левой рукой берем за узкую часть и широкую прижимаем подушечкой пальца правой руки в направлении к середине элемента. Затем каждую из вершин поочередно фиксируем сильным сжатием.

«Полумесяц» выполняем аналогично «листику» на основе «капли». Точки сгиба должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

«Звездочка» - основа - элемент «глаз»,выполняем аналогично «квадрату», только точек сгиба 5, а не 4. Расстояние между сгибами одинаковое.

«Сердце» - основа – «капля», у которой с широкой стороны делаем вдавливание в сторону центра.

Таким образом, придумывая, мы получаем элемент практически любой формы, применяя знакомые приемы сгибания и меняя место точек сгиба.

Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Во время занятия я провожу пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

Осваивать технику бумагокручения я начинаю с детьми с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила, я с дошкольниками играю с цветом, и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов мы складываем элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще шесть – лепестки.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски я уменьшаю, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятами я провожу работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта предлагаю детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

В конце второго года обучения технологии квиллинг, освоив основные элементы бумагокручения, воспитанники научились создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, свои композиции, подбирая фон и цветовую гамму, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.

Проделанная работа убедила, что воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, последователен, систематичен, где используется продуманная система индивидуального подхода. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией квиллинг, у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:

Знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;

Умение следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;

Умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;

Умение пользоваться технологическими картами и схемами;

Умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;

Умение составлять композиции, выполненные в технике квиллинг;

Развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;

Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;

Развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;

Повысился уровень подготовки детей к школе.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни.

Литература

  1. Букина С., Букин М.: Квиллинг: волшебство бумажных завитков Ростов/н/Д: Феникс, 2012.
  2. Бартковски Элли.: Чудесныйквиллинг. Композиции из бумажных лент. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
  3. Быстрицкая А.: Бумажная филигрань – М.: Айрис-пресс, 2011.
  4. Васина Н.: Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Восточный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия/Центр бумажного творчества «ХандиАрт». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
  6. Зайцева А. Объемныйквиллинг – М.: Эксмо, 2013.
  7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978.
  8. Ткаченко Т.А. «развиваем мелкую моторику», М.: Эксмо, 2007.
  9. Уолтер Хелен. Цветы из бумажных лент – М.: «Ниола-Пресс», 2012.
  10. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов, 2004.
  11. Юртакова Л., Юртакова А. Квиллинг:создаем композиции из бумажных лент – М.: Эксмо, 2012.

Ирина Ермакова
Квиллинг - эффективный метод развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Есть свои радости в каждом виде творчества :

все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там,

где его находишь.

Оноре де Бальзак

Квиллинг (англ. quilling от слова quill (птичье перо) – искусство скручивать длинные и узкие полоски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий и т. д.

Считается, что это искусство возникло в начале XV века в средневековой Европе, где монахи создавали изящные медальоны, обрамления для икон, обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Заниматься квиллингом могут не только взрослые, но и дети. Квиллинг открывает детям путь к творчеству , развивает фантазию и художественные возможности. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Вопрос развития творчества и значение творческой работы для общего развития ребёнка , известный психолог Л. Выготский, ещё в 20-е г. г. прошлого века, назвал одной из важных проблем педагогики и психологии.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Актуальность состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные привычные действия, а подвижность и гибкость мышления, творческий подход к решению проблем.

Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, в общем, не проявляют творчество . Я стараюсь воспитать у своих дошколят пытливость , смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Ведь люди с развитым воображением имеют высокий интеллект. И уже давно известно, что интеллект лежит на кончиках наших пальцев. А это значит, чем богаче у нас мелкая моторика, тем мы быстрее выполняем любую работу, быстрее говорим, успешнее продвигаемся в своём развитии . И этому способствует занятие квиллингом .

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией. В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг . Познакомившись поближе с данной техникой обработки бумаги, я сделала вывод, что квиллинг может являться очень эффективным методом развития творческих способностей детей дошкольного возраста .

Польза квиллинга неоспорима . Попробуйте взять тоненькую полоску бумаги и аккуратно скрутить её в замысловатую фигуру. Трудно? А каково малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигуру. Всё это стимулирует усидчивость, зрительную память, образное мышление, развивает глазомер , совершенствует мелкую моторику, а как следствие речевые функции.

Техника квиллинг развивает чувства прекрасного , помогает само выражаться, развивает чувства вкуса , что немаловажно для дальнейшего эмоционального и эстетического развития ребёнка .

Обосновав актуальность проблемы, я поставила цель :

всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи : познакомить с техникой квиллинг ; научить изготавливать базовые формы (плотную и свободную спирали, каплю, лист) и составлять из них композиции; повысить уровень развития моторики , мышления, внимания; воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетичность.

Выбор техники не случаен. Доступность бумаги, как материала, простота её обработки привлекает детей . Хотя для некоторых из них эта техника сложна, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе овладения различными приёмами (я их называю «4С» ): сгибание, скручивание, складывание, склеивание, эти проблемы постепенно решаются.

Освоение способов действия с бумагой проходит у меня в группе с использованием игровых ситуаций. Я стараюсь ставить перед детьми творческие задачи , требующие обязательного решения. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию, становятся сказочными героями. Мы делаем друга одинокому зайцу; новое гнездо, для курочки рябы; «летнюю» открытку для жителей северного полюса и многое другое.

Данная техника позволяет не только развивать детские пальчики , она помогает творить волшебство , требуя усердия, терпения, фантазии.

В заключении хочется отметить, что способность творить заложена в каждом ребёнке. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться этим способностям .

Занятие квиллингом помогает моим ребятам преодолеть этот страх. Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т. е. творчество ради творчества . И убеждаю, что то, что получилось – это и есть хороший результат.

У меня разновозрастная группа . Многие творческие работы делаем коллективно. В процессе участвуют даже 4-х летние дети. Малыши наносят клей на полоску, подают детали, заканчивают скручивать начатые роллы. Дети постарше скручивают спирали и придают им форму, видоизменяют, придумывая что-то свое, создают композиции. Иногда, неправильно выполненная деталь, становится новой квиллинговой формой . В процессе работы всегда делаю акцент на том, что каждый вносит посильный вклад (учитывая индивидуальные особенности, умения и навыки детей ) и мы все участники одного общего дела.

Мне удалось вызвать у детей интерес к выполнению поделок в технике квиллинг и помочь им ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар , о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.