Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни
словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе
ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда
ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл
эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю
Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну
разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и
ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить
пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не
поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от
подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
Урок литературого чтения
Тема: М.С. Пляцковский «Урок дружбы».
Цели:
Ознакомить с произведением М.С. Пляцковского «Урок дружбы»;
- способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения;
- содействовать совершенствованию умений ориентироваться в тексте;
- создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы;
Развивать творческие способности;
- воспитывать чувства в з аимопомощи, дружеско е отношени е друг к другу.
Оборудование: учебник, карточки с частью пословиц, запись песни «Настоящий друг».
Ход урока
I .Организационный момент.
В школу мы пришли ( учиться ) ,
Не лениться, а ( трудиться ) .
Слуша ть все ( внимательно ) .
II . Актуализация.
1.Работа над загадкой:
Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...
(друг)
2. Ассоциативный куст «Друг»
Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «друг»?
(Помощь, доверие, преданность, взаимопонимание, верность).
В толковом словаре значение слова «друг» поясняется так:
Друг – это человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.
4. Проверка домашнего задания.
Какой текст мы читали с вами на прошлом уроке? Назовите автора и название.
III .Ознакомление с темой и целями урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением М.Пляцковского. Название состоит из двух слов. Первое слово трактуется так:
* Учебное время, промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия - Урок
Значение второго слова таково:
* Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Дружба
Соединим два слова и получим название «Урок дружбы».
Как вы думаете, о чем пойдет речь в новом произведении? (ответы детей: об уроке,о дружбе, о правилах дружбы…)
IV . Восприятие нового учебного материала.
1.Первичное чтение сказки учителем. Беседа
- Понравилось произведение? Чем оно вам понравилось?
К какому жанру относится произведение? (сказка) Докажите это (животные разговаривают) .
- Кто главные герои произведения? (воробьи Чик и Чирик)
- Как вы можете охарактеризовать героев? Какие они? (ответы детей)
Физминутка «Как живешь?»
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так !
2.Чтение сказки детьми. Беседа по содержанию прочитанного.
- А сейчас читаем сказку по цепочке
Ребята,в чем же заключается Урок дружбы» ?
- Кого можно считать настоящим другом и почему? ( Чирика. Он поделился с другом .)
- Чему учит эта сказка ? ( Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться .)
- Понял ли Чик свою ошибку ? ( Да, понял )
- Найдите в сказке слова, доказывающие это ( отрывок из текста : Взял Чик пять зернышек и сказал:
Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!
- А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)
З а что вы называете другом (ответы детей)
- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? (ответы детей)
3. Упражнение «Наведи порядок» (работа с деформированным текстом).
Им всегда хорошо вместе.
Сема и Слава – друзья.
Сема учит Славу играть в шашки.
Они всегда помогают друг другу.
Какой заголовок можно подобрать к этому тексту?
4.Творческое задание (работа в парах).
- У вас на партах лежат окончания пословиц о дружбе. Прочитайте их внимательно. Я сейчас буду читать начало пословиц, а вы попробуйте догадаться, у какой пары ее продолжение :
(вначале дети в парах изучают пословицы, а затем учитель читает начало пословиц, а ее окончание и зачитывает та пара, у которой нашлось продолжение) .
Сам погибай, …а товарища выручай
Старый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Нет друга – ищи, …а нашёл – береги.
Один за всех, …все за одного.
Друзья познаются …в беде.
Крепкую дружбу …и топором не разрубишь.
Один в поле …не воин.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
На друга надейся, … а сам не плошай.
Надо пуд соли вместе съесть, …чтобы друга узнать.
Человек без друзей, …что дерево безкорней.
Легко друзей найти, …да трудно сохранить.
Дружба, что стекло: …сломаешь – не починишь.
5. Творческая работа «Дерево дружбы» (работа в группах).
Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?
Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках (каждая группа записывает свое правило и крепит листочек на дерево).
*Не обзывай и не унижай друга.
*Помогай другу в беде.
*Не обманывай друга, будь с ним честным.
*Не предавай своего друга.
*Умей признать ошибки и помириться с другом.
*Умей уступить другу.
*Будь внимателен к своему другу.
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
V . Итог
Наш сегодняшний разговор о дружбе окончен. Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
- С каким произведением позна комились? ( «Урок дружбы» Михаила Пляцковского )
- Чему научились на примере героев сказки? (ответы детей)
VI . Домашнее задание: читать сказку, привести свой пример урока дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. “Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется”, – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы!
Урок дружбы
Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :
- Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился год от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домиком. – Чик, – сказала Чирика...
- Жил-был в старину один датский король. А как звали короля – никто теперь уже и не помнит. Сказывают только – была у того короля одна-единственная...
- С ветки на ветку, с крыши на землю – скок. – Чик-чирик! Чик-чирик!- С утра до вечера порхает воробышек. Веселый, неугомонный. Все ему, малому, нипочем....
- Жила мышка, и жила птичка. Потом они сговорились жить вместе. Вместе вырыли норку для хлебных запасов. Вырыли и стали стаскивать зернышки на зиму, чтобы зимою...
Занятие по развитию речи на тему «Урок дружбы»
Задачи . Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.
Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.
Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.
Ход занятия:
Оргмомент.
Звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»
Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)
Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.
О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».
Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»?(высказывания детей)
Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?
Изучение нового материала.
Сегодня мы прочитаем рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы»
Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик?(с другом надо делиться)
Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.
Игра с цветком.
Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)
Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?
Физкультминутка (дети выполняют в парах):
Ты человек и я человек(показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга(обнимаются).
Работа по звукопроизношению.
Воспитатель: Давайте произнесём вместе чистоговорку:
Сидел воробей на сосне,
Заснул- и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: « Сидел воробей на сосне?»(Сидел)
«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)
«Сидел воробей на сосне ?»(На сосне)
« Заснул и свалился во сне?(Заснул и свалился)
Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.
Итог. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание(какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза .
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Занятие по развитию речи на тему «Урок дружбы»
Задачи. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.
Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.
Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.
Ход занятия:
Оргмомент.
Звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»
Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)
Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.
О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».
Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»?(высказывания детей)
Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?
Изучение нового материала.
Сегодня мы прочитаем рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы»
Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрныш ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак куратно и полетел к своему приятелю Чику. - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём. - Не надо… Зачем?.. - стал отмахиваться кры лышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь! - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так? - Ты, наверно, прав, - ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал: - Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы!
Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик?(с другом надо делиться)
Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.
Игра с цветком.
Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)
Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?
Физкультминутка (дети выполняют в парах):
Ты человек и я человек(показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга(обнимаются).
Работа по звукопроизношению.
Воспитатель: Давайте произнесём вместе чистоговорку:
Сидел воробей на сосне,
Заснул- и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: «Сидел воробей на сосне?»(Сидел)
«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)
«Сидел воробей на сосне ?»(На сосне)
«Заснул и свалился во сне?(Заснул и свалился)
Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.
Итог. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание(какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза .
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.