Малая социальная группа. Семья как малая социальная группа. Малые и большие социальные группы. Семья и социальная система. Функции и типы семьи Семья – сила

§ 1. Понятие и функции семьи

Итак, семья – это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других групп семью отличают некоторые признаки :


  • брачные или родственные связи между ее членами;

  • общность быта;

  • особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения;

  • пожизненная принадлежность к семейной группе;

  • максимальный гетерогенный состав группы;

  • максимальная степень неофициальности контактов в семье.

Следует различать понятие семья и брак . Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правила объединяет не только супругов , но и их детей, а также других родственников. Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.


Типы семей

  • Традиционная – большая семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников, во главе которой стоит мужчина, руководящий всей ее жизнью. Воспитывается уважение к авторитету старших, традиционные нормы, но не развивается инициативность и гибкость в общении.

  • Детоцентрическая семья характеризуется развитой системой моральной, психологической и материальной опеки старшего поколения над младшим. Главная задача семьи – обеспечение счастья ребенка (детей).

  • Супружеская семья живет самостоятельной жизнью, стремится к материально независимой жизни; в ней больше развита идентичность, создаются условия для реализации своих возможностей каждым членом семьи, в том числе детьми.

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними.


  1. подсистема пары или супругов образуется с заключением брака.

  2. подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. Родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей.

  3. подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласию и приспособлению .

Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них. Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.
Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг к другу и внешним окружением.

Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем.

Три типа границ:


  • четкие

  • ригидные (изолируют членов семьи друг от друга)

  • диффузные (неясны функции подсистемы; утрачивается автономия; супружеская подсистема перестает существовать; растворяясь в родительской подсистеме).

Функции семьи

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняется общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.


Все многообразие семейных функций можно разделить на супружеские и родительские.
I.Супружеские функции

  1. функции духовного общения – удовлетворение потребностей в общении, взаимном духовном обогащении

  2. хозяйственно-бытовая – удовлетворение материальных потребностей, содействие сохранению физической силы и здоровья членов семьи.

  3. функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи.

  4. представительская функция – установление отношений и поддержание связей с государственными учреждениями, общественными организациями, другими семьями.

  5. эмоциональная функция – удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

  6. сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуальных потребностей.

II. Родительские функции


  1. репродуктивная функция – функция деторождения, биологическое воспроизводство населения.

  2. воспитательная функции – обеспечение первичной социализации ребенка и становление его психических черт и личностных качеств.

§ 2. Жизненный цикл семьи
Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика. Жизненный цикл современной семьи можно разделить на 7 стадий.


  1. Период добрачного ухаживания . Главными задачами этого этапа являются достижения частично психологии и материальной независимости от родительской семьи, приобретение опыта общения с другим полом , выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

  1. Заключение брака и фаза без детей . Супружеская пара должна установить, что изменения в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи. Необходимо принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанцию с родительскими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, а также решать вопрос о материальном обеспечении семьи.

  1. Молодая семья с маленькими детьми . Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, ограничению общей активности супругов за пределами семьи и т.д. Изменяется роль родительской семьи – появляются бабушки и дедушки.

  1. Семья со школьниками (семья среднего возраста) . Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Родители впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом. На этой стадии родители решают проблемы всестороннего развития ребенка, приучают ребенка к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой.

  1. Семья зрелого возраста, которую покидают дети . Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Возрастает число разводов. Дети создают собственные семьи, появляются новые члены семьи.

  1. Стареющая семья . Старые члены семьи выходят на пенсию, происходит финансовый сдвиг: старики становятся финансово зависимыми от детей. Возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (воспитание внуков).

  1. Последняя стадия жизненного цикла семьи . Один из супругов умирает, и тогда оставшемуся в живых необходимо приспосабливаться к жизни одному. Зачастую он вынужден искать новые связи со своей семьей.

§ 3. Типы семейного воспитания


  1. Воспитание по типу гипоопеки. Безнадзорность. Встречается чаще в неполных и деформированных семьях , где имеет место алкоголизм, аморальное поведение, но иногда и в формально благополучных. Дети склонны к вредным привычкам, асоциальному поведению, правонарушениям, агрессивному поведению.

  2. Воспитание по типу гиперопеки . Ребенок в изнеживающих, «оранжерейных условиях», окружен чрезмерной заботой и тревогой за его здоровье. Такой тип воспитания приводит к пассивности, безволию, инфантильности и формированию тревожно-мнительных черт характера.

  3. Воспитание по типу «кумир семьи» . Ребенок в семье является центром внимания, когда постоянно восхищают его качества. Чаще это бывает в семье с одним ребенком, который окружен вниманием многих взрослых. Допускается вседозволенность, излишняя свобода, выполняются все требования и капризы. У ребенка формируются такие качества, как эгоизм, завышенная самооценка, демонстративность и т.п.

  4. Воспитание по типу золушки . Родители проявляют излишнюю жестокость, чрезмерную требовательность к ребенку, требуют беспрекословного послушания, унижая и оскорбляя ребенка, нередко публично. У ребенка формируется неуверенности в себе, нерешительности, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость. В некоторых случаях – вспыльчивость, возбудимость, агрессивность, жестокость.

  5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Вопросы:


  1. Дайте определение семьи. Какие признаки отличают семью от других групп?

  2. В чем отличие семьи от брака ? Дайте определение брака.

  3. Какими понятиями описывается структура семьи?

  4. Что такое жизненный цикл семьи? Перечислите стадии жизненного цикла.

  5. Перечислите и охарактеризуйте типы семейного воспитания.

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  2. Психология семьи. (Серия «Психология семейных отношений»). ХРЕСТОМАТИЯ. Редактор-составитель – Д. Я. Райгородский. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». – URL:http://psymania.info/femil/raigorod/sem.php . Дата обращения 17.12.2012.

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.


Семья – социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью. Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семья – это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга.


Исследование семьи науками: Этнография – описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаевю Этнография – описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаевю Социология – изучает функционирование семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Социология – изучает функционирование семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи – изучение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Экономика семьи – изучение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства.


Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, заключения и расторжения брака. Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, заключения и расторжения брака. Демография – анализирует семейную структуру населения, статистику о размере и составе семьи. Демография – анализирует семейную структуру населения, статистику о размере и составе семьи. Педагогика – изучает вопросы воспитания детей в семье. Педагогика – изучает вопросы воспитания детей в семье.












Функции семьи Репродуктивная Репродуктивная Воспитательная Воспитательная Хозяйственно-экономическая Хозяйственно-экономическая Эмоционально-психологическая Эмоционально-психологическая Рекреационная Рекреационная Социально-статусная Социально-статусная Сексуальная Сексуальная


Семейные взаимоотношения Муж –жена Муж –жена Родители -дети Родители -дети Дети -дети Дети -дети Дети -бабушка (дедушка) Дети -бабушка (дедушка) Супружеская семья -родительские семьи каждого из супругов Супружеская семья -родительские семьи каждого из супругов






Гендерное поведение Пол – совокупность биологических отличий мужчин и женщин. (гены, определяющие половую принадлежность, половые хромосомы и т.д.) Пол – совокупность биологических отличий мужчин и женщин. (гены, определяющие половую принадлежность, половые хромосомы и т.д.) Гендер – психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин. Гендер – психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин.


Цели воспитания Привитие гигиенических навыков Привитие гигиенических навыков Привитие бытовых умений Привитие бытовых умений Привитие культуры общения Привитие культуры общения Физическое развитие Физическое развитие Интеллектуальное развитие Интеллектуальное развитие Развитие способностей Развитие способностей Подготовка к определенной профессии иили сфере деятельности Подготовка к определенной профессии иили сфере деятельности


Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Стили воспитания в зависимости отношений поддержки родителей ребенка и особенности контроля за его поведением. Высокий контроль Высокий контроль АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ АВТОРИТАРНЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Низкая поддержка Высокая поддержка Низкая поддержка Высокая поддержка ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА ГИПООПЕКА ГИПЕРОПЕКА Низкий контроль












Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Стиль воспитательных отношений: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива Учет возрастных особенностей, потребностей, нужд. Доброжелательность открытость, открытость, инициативность. инициативность.Заботливость,ответственность, самостоятельность. самостоятельность.Уверенность,трудолюбие. Равноправие. Особенности воспитания: Учёт интересов и желаний. Формирующиеся черты характера: Поддержка,помощь. Взаимная забота и ответственность.


Девиз воспитания« ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Девиз воспитания: « ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Стиль воспитательных отношений:АВТОРИТАРНЫЙ Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька. козел отпущения, Золушка, паинька. Ограничение свободы выбора, выбора,самостоятельности. Тревога, одиночество, комплексы неполноценности, комплексы неполноценности, вины за что-то. Лживость,подобострастие, угодничество, забитость. угодничество, забитость.Мстительность, агрессивность, обида, озлобленность. озлобленность. Игнорирование нужд, желаний,Потребностей. Особенности воспитания: Высокие требования, много обязанностей, отсутствие поддержки. Формирующиеся черты характера: Деспотизм, тирания, эмоциональноеОтвержение. Жесткая система запретов, запретов, санкций, наказаний. санкций, наказаний.


Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Роль ребенка в семье: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный маменькин сынок, болезненный Освобождение от трудностей и неприятных обязанностей Иждивенчество,нетребовательны к себе. Капризность, нерешительность, нерешительность,Безынициативность.Эгоцентризм,агрессивность,жесткость. Не регламентируется поведение. поведение. Особенности воспитания: Преувеличениеталантов и способностей Формирующиеся черты характера: УдовлетворениеприхотейПокровительство


Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА Роль ребенка в семье: козел отпущения, путающийся под ногами, беспризорник. путающийся под ногами, беспризорник. Отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике. Воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий. Грубость, гневность, агрессивность,мстительность. Отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость. Игнорированиепотребностей, желаний, интересов, нужд. Особенности воспитания: Эмоциональное равнодушие, равнодушие, холодность, отвержение. Формирующиеся черты характера: Упрёки во всех своих бедах. Вседозволенность;или жесткие требования.


Стиль воспитательных отношений: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; равноправие; взаимная забота и ответственность; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь и т.п. поддержка, помощь и т.п. Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА


Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Особенности воспитания: Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования; высокие требования; много обязанностей; много обязанностей; отсутствие поддержки; отсутствие поддержки; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткая система запретов, санкций, наказаний; жесткое обращение; жесткое обращение; деспотизм, тирания; деспотизм, тирания; эмоциональное отвержение. эмоциональное отвержение. Формирующиеся черты характера: чувство тревоги, одиночества, комплексы, чувство тревоги, одиночества, комплексы, неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. неполноценности, вины за что-то, лживость, подобострастие, угодничество, забитость, пессимизм, демонстративность, бунтарство, мстительность, агрессивность, обида, нерешительность, озлобленность, безынициативность, недоверчивость, неуверенность, формирование невротических расстройств у подростков. Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.


Стиль воспитательных отношений: ГИПЕРОПЕКА Особенности воспитания: удовлетворение прихотей удовлетворение прихотей покровительство покровительство освобождение от трудностей и неприятных обязанностей освобождение от трудностей и неприятных обязанностей преувеличение талантов и способностей преувеличение талантов и способностей слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. слабо или совсем не регламентируется поведение и т.п. Формируются черты характера: эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, эгоцентризм, иждивенчество, тунеядство, потребительство, требовательность, потребительство, требовательность, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.


Стиль воспитательных отношений: ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность) Особенности воспитания: отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; отсутствие заботы о здоровье, нуждах, внешнем облике, успешности; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; игнорирование потребностей, желаний, интересов, нужд; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; эмоциональное равнодушие, холодность, отвержение; попустительство в сфере контроля за поведением; попустительство в сфере контроля за поведением; вседозволенность; вседозволенность; жесткие требования; деспотизм, тирания; жесткие требования; деспотизм, тирания; упреки во всех своих бедах. упреки во всех своих бедах. Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: воровство, праздность, бродяжничество, поиск удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики, секс), грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает жалость, дает обещания, прикинется дурачком или обворожительным, красноречиво раскаивается) и т.д. «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ» Роль ребенка козел отпущения, Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья путающийся под ногами, мальчик для битья.
















ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Введение

1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.

1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» , где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей.Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпае ый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются ос овы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Комисаренко А. Семья. Матрица… – // lito.ru//read.php?id=60132. – 04.05.07.

4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

План урока. 1. Особенность семьи как малой группы. 2. Функция семьи. 3. Гендерное поведение. 4. Воспитание в семье.

1. Особенности семьи как малой группы. o Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом, взаимной ответственностью.

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану): o o первобытное состояние (неупорядоченные половые связи); кровно родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми); парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие) парная демократическая патриархальная традиционная

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная o Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной.

Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная o Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи o В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, o в матрилинеальных - по матери;

В) Патриархальные и матриархальные семьи o В патриархальных семьях главой является отец, o в матриархальных - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

Г) Гомогенные и гетерогенные семьи o В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, o в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

Д) По количеству детей: o малодетные (1- 2 ребенка), o среднедетные (3- 4 ребенка) o многодетные семьи (5 и более детей).

Е) Полные и неполные семьи Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками дедушками).

Традиционная или патриархальная семья o o o предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей.

Современные семьи: нуклеарные и расширенные o нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т. д. – относятся к периферии семьи. o Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3 4 поколения родственников).

Партнерская или эгалитарная семья (Семьи равных) можно отнести: o справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, o взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений.

воспитательная функция o новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей

Хозяйственно-экономическая функция o o охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

Эмоциональнопсихологическая функция o семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, o создает чувство безопасности и психологического комфорта, o обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса

Рекреационная функция o включает в себя духовно эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени.

Социально-статусная функция o семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества

Кризис семьи проявляется: o в росте числа разводов; o в увеличении количества добрачных и внебрачных детей; o во взаимном отчуждении членов семьи; o в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей; o в увеличении числа неполных семей.

Гражданский брак: o Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор. Обсуждение проблемы по вопросам: o Кто и почему вступает в гражданский брак? o Когда такой брак уместен? o Каковы издержки такой формы брачного союза?

Гражданский брак: за или против? Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) o o o Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5 7 лет распадаются. Отрицательные стороны гражданского брака o o o Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. Они лишены определенного социального статуса. Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права суп ругов и детей

3. Гендерное поведение Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens - род): o во первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями), o во вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендерное поведение o Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения

Стили воспитания o o o Диктат в семье характеризуется: стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Стили воспитания o o Опека в семье - это система отношений, при которых: родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе

Стили воспитания o Невмешательство - система межличностных отношений в семье, строящаяся на: o признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей. o Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию

Стили воспитания o o o Сотрудничество характеризуется: стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самосто ятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.