Формы и методы постинтернатного сопровождения детей сирот. Постинтернатное сопровождение выпускников. Постинтернатное сопровождение детей-сирот

Внимание к проблеме постинтернатного сопровождения выпускников в Российской Федерации стало уделяться в конце 90-х гг. XX в. Несмотря на достаточно успешный процесс деинституализации воспитания детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, сегодня в детских домах и школах-интернатах России находится более 700 тыс. детей. Каждый год около 18 тыс. воспитанников выходят во взрослую жизнь. К характеристикам выпускников данной категории следует отнести: повышенный уровень виктимности, т.е. высокую вероятность стать жертвой насилия, обмана, жестокости и т.п.; социальную изоляцию, которая, в свою очередь, приводит к таким последствиям, как депрессия, низкая самооценка, инфантилизм, низкий уровень социальной компетентности, активности, конфликтности; отклонение в поведении - при несформированности моральных норм и ценностей, навыков самостоятельного планирования жизни повышается вероятность отклонения от принятых в обществе норм поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем в виде нарушения закона с целью повышения уровня жизни.

Круг проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, достаточно широк: получение жилья, поступление в учебные заведения, трудоустройство, влияние асоциальных компаний, неоднозначное отношение со стороны общества, боязнь неизвестного, одиночество и т.п.

Все это подтверждает востребованность постинтернатного сопровождения выпускников данной категории.

В современном российском законодательстве «постинтернатное сопровождение» выпускников государственных интернатных учреждений характеризуется как в широком, так и узком смыслах: в первом случае, как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускников учреждения для детей-сирот, их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами указанной категории, так и по отношению к ним; во втором случае, как деятельность постинтернатных воспитателей (специалистов) по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемого на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Под сопровождением в данном контексте понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию выпускниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней.

По своей сути, постинтернатное сопровождение предполагает взаимодействие сопровождающего специалиста(ов) и сопровождаемого - выпускника учреждения государственного попечения, направленное на разрешение его проблем.

Функции постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений следующие:

  • ? диагностическая (диагностика возникшей проблемы);
  • ? информационная (информирование сопровождаемых о существе проблемы и путях ее решения);
  • ? консультационная (консультация на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы самими клиентами сопровождения);
  • ? первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы.

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений наряду с правовыми, экономическими функциями, реализует целый комплекс социально-психолого-педагогических задач, которые направлены на реализацию социального и профессионального самоопределения и способствуют преодолению трудностей их социализации. Миссия постинтернатного сопровождения заключается в том, чтобы обеспечить успешную интеграцию детей-сирот в общество в качестве его полноценных членов, отличающихся самостоятельностью, мобильностью и ответственностью в соответствии с требованием времени.

Постинтернатное сопровождение выпускников учреждений государственного попечения можно рассматривать как с содержательной, так и организационной точки зрения.

С организационной точки зрения постинтернатное сопровождение выпускников - межведомственная система помощи, структурными элементами которой являются учреждения и службы, ответственные за данное направление работы с детьми-сиротами. Общей целью деятельности системы постинтернатного сопровождения детей-сирот является интеграция выпускников данной категории в общество в качестве его полноценных членов.

Постинтернатное сопровождение выпускников данной категории может иметь разный характер включенности.

  • 1. По степени участия сопровождающего: непосредственное и опосредованное. Целью непосредственного постинтернатного сопровождения, осуществляемого в процессе взаимодействия с выпускником детского дома или школы-интерната, является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Основная задача опосредованного постинтернатного сопровождения - стимулирование воспитанника к самостоятельному разрешению проблемы.
  • 2. По времени оказания: опережающее, актуальное (своевременное), предупреждающее последействие.

Суть опережающего сопровождения состоит в том, что воспитанник получает от субъекта постинтернатного сопровождения дополнительную информацию еще до того, как у него возникла подобная проблема. Актуальное (своевременное ) сопровождение осуществляется непосредственно в момент возникновения у выпускника интернатного учреждения потребности в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на него опасности физического или психологического плана. Характерная особенность этого вида сопровождения - вопросно-ответная форма обращенности к конкретному молодому человеку и при экстренной необходимости привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур).

Цель предупреждающего сопровождения, оказываемого после произошедшего события, способного вызвать проблему, - нивелировать первоначальный стресс, снять напряженность и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

3. По длительности: единовременное, пролонгированное, дискретное.

Единовременное сопровождение оказывается в том случае, когда сопровождающий специалист уверен, что выпускник способен самостоятельно справиться с возникшей трудностью, но он нуждается в психологической поддержке, вселяющей в него уверенность в собственные возможности. Пролонгированное сопровождение осуществляется в том случае, когда выпускник интернатного учреждения длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой и требует наблюдения со стороны взрослого человека. Дискретное сопровождение применяется при необходимости корректировать развитие ситуации.

Таким образом, постинтернатное сопровождение распространяется на всех выпускников детских интернатных учреждений и планируется на весь период постинтернатной адаптации, включая различные жизненные фазы и сферы деятельности выпускника. Планирование помощи должно основываться на учете индивидуальных и возрастных особенностей выпускника, уровня его готовности к самостоятельной жизни.

  • ? выпускники, испытывающие трудности в трудоустройстве (потерявшие работу, безработные, состоящие или не состоящие на учете в службе занятости);
  • ? одинокие матери-выпускницы, воспитывающие детей;
  • ? выпускницы, имеющие детей-инвалидов;
  • ? выпускники, имеющие инвалидность;
  • ? выпускники, отбывающие наказание или вышедшие из мест лишения свободы;
  • ? выпускники, склонные к асоциальному поведению;
  • ? выпускники, имеющие проблемы с обеспечением жильем (не имеющие закрепленного жилья; имеющие закрепленное жилье, которое пришло в негодность; проживающие с кровными родителями и (или) другими родственниками, ведущими асоциальный образ жизни).

Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений осуществляется на основе следующих принципов.

  • 1. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) бывших воспитанников детских домов.
  • 2. Принцип доброжелательности и безоценочности. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с выпускником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении сопроводительной деятельности, когда специалист (социальный педагог, педагог-психолог и т.п.) пытается услышать выпускника, понять его трудности и проблемы, не критикуя и не сравнивая его с другими.
  • 3. Принцип сотрудничества. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть постинтернатного сопровождения, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствий и помощь в конструктивном разрешении проблем.
  • 4. Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе доверительного общения с выпускником, бесед, консультаций, особенно при диагностическом обследовании, должна быть строго конфиденциальной, т.е. доступна лишь тем, для кого она предназначена. Только при полном доверии к специалисту, осуществляющему сопровождение, помощь будет не только принята выпускником, но и, став эффективной, приведет к его активной внутренней работе.
1

В данной статье рассмотрена проблема социальной адаптации детей-сирот – выпускников интернатных учреждений, а также раскрыты основные направления социальной работы с данной категорией. Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Сегодня, как никогда остро стоит вопрос о создании государственной системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений. Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений и осуществляется становление системы постинтернатного сопровождения. Это специальная работа, цель которой – помощь детям в восполнении дефицита общения, контактов и социальных связей, естественных для «обычных» детей.

постинтернатное сопровождение

дети-сироты

выпускники государственных учреждений

социальная адаптация

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

1. Диагностическая работа заключается в изучении уровня благополучия выпускник, а именно физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.

2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.

3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования, правовых отношений.

4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте государственных учреждений информации и материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.

5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения. Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений. Разработка программ по постинтернатному сопровождению.

Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных учреждений всегда существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно сегодня становится актуальной проблема разработки и реализации технологии постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.

Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются: содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период; повышение социального статуса выпускников государственных учреждений.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот понимается в широком и узком смыслах. В широком аспекте - как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.)

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам - в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных структур, направленных на социализацию выпускников.

Различные исследования отечественных социологов и других специалистов по данной проблеме (М.С. Астоянц, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, В.Н. Ефименко, Г.В.Семья, Н.В. Пустовойт, Т.В. Сизанова, И.А.Бобылева, Е.А.Ильина, Л.П. Ослопова, Н.П. Шеховцова, С.Б. Соломатова, А.О. Шарипова), а также многочисленные социологические опросы выпускников интернатов позволяют констатировать, что при любой воспитательной системе вне семьи (дома), созданная государственной системой модель не может создать адекватные современным условиям развития общества возможности для полноценного развития детей и заменить родительское воспитание .

Задачами постинтернатного сопровождения являются:

Содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, в защите имущественных и личных прав;

Обеспечение реабилитационной работы в постинтернатный период;

Повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов. Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.

В 2007 году в рамках инновационной программы «Дети-сироты» были разработаны концепции и рекомендации, с целью создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей-сирот.

Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.

Проблемы постинтернатного сопровождения нашли свое отражение в развитии отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения Президента РФ, где поднимались задачи разработки и реализации программ постинтернатовского сопровождения детей, выпускающихся из таких государственных учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

Однако до настоящего времени только незначительная часть регионов страны создали подобные модели и еще в меньших можно отметить практические позитивные результаты. Поэтому можно констатировать, что на сегодняшний день в большинстве регионов РФ отсутствуют практические модели межведомственного взаимодействия помощи выпускникам интернатов, а в других (где эти модели уже созданы), выявлены различные проблемы ее практической реализации.

Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:

Совершенствование нормативно-правовой базы;

Создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного взаимодействия;

Оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного социума.

Создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям .

Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в государственных учреждениях, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из таких учреждений, вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок по отношению к другим детям занимает негативную позицию.

Дети-сироты и приемные дети являются одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и социальным развитием .

В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник государственного учреждения состоял в «группе риска» (являлся бомжем, находился под следствием либо уже отбывал наказание и т. д.) .

Проблема социальной адаптации широко обсуждается в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. - не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.

Создание центров постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей-сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет. Нужно отметить, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, оставаясь в стенах детского дома, воспитанник-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.

Согласно статистике, на 2014 г. в Челябинской области находилось 55 интернатных учреждений и приютов. Необходимо отметить, что в области наблюдается разная степень развития методологии и организации данной формы.

Так, например, в Коркинском детском доме № 2 ведется работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает следующее: :

  1. Диагностическая работа заключается в изучении уровня благополучия выпускник, а именно физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.
  2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.
  3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования, правовых отношений.
  4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте государственных учреждений информации и материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.
  5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения. Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений. Разработка программ по постинтернатному сопровождению.

Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется следующим:

Созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;

Разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений, где необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы;

Развитием программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования;

Моделями постинтернатной адаптации, которые требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации, и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Совершенствованием законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру.

Таким образом, в настоящий момент становление системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Библиографическая ссылка

Алибаева Д.С., Маметьева О.С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18026 (дата обращения: 19.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Условия постинтернатного сопровождения

В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

Обеспечение эффективного постинтернатного сопровождения возможно при соблюдении следующих условий:

  • ? создание развивающей среды и благоприятного психологического климата, что предполагает демократичный способ выработки решений и распределение ответственности; создание для ребенка возможности влиять на события жизни сообщества путем участия в принятии решений, управлять событиями на основе договоренности;
  • ? создание событийной общности детей и персонала, позволяющей подготовить ребенка к выходу в социум, ориентация на принятие детьми ответственности за свою жизнь;
  • ? индивидуальный подход к ребенку;
  • ? межведомственное взаимодействие, обеспечивающее успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской.

Среда развития ребёнка - это комплекс материально - технических, санитарно - гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в учреждениях интернатного типа.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Материально - технические и санитарно - гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого учреждения интернатного типа.

Соответствие этих условий необходимым требованиям устанавливается в процессе лицензирования учреждения. Эти необходимые требования включают наличие помещений для пребывания детей в интернатом учреждении, проведение режимных моментов, организации питания, осуществлению медицинских процедур и реализации образовательного процесса. Вышесказанное распишем подробней.

Здания, помещения, оборудование.

  • 1. Месторасположение, планировка, размер и общее техническое обслуживание:
    • * наличие поблизости объектов образования, отдыха, и т.п., а также возможность поддержания связей с микросоциумом и семьями детей;
    • * наличие собственного участка, на котором располагается учреждение;
    • * соответствие размера учреждения и числа мест в нём индивидуальным потребностям детей;
    • * утверждённый порядок содержания учреждения, дворов, садов, вспомогательных сооружений, доступность детских площадок для местных детей.
  • 2. Жилые помещения:
    • * поддержание домашней обстановки в жилых помещениях учреждения;
    • * наличие площади и оборудования для игр и развлечений в соответствии с потребностями детей;
    • * наличие мест для уединения, хранения личных вещей, а также мебели и оборудования для приготовления уроков и любимых занятий;
    • * количество мест в спальне -- не более двух для подростков и четырёх для маленьких детей;
    • * наличие чётких письменных правил для персонала, руководства и детей в отношении доступа на личную площадь ребёнка.
  • 3. Наличие надлежащим образом оборудованных ванных комнат, туалетов, кухонь, бытовых помещений (количество таких помещений должно соответствовать числу мест в учреждении).
  • 4. Обеспечение учреждения надлежащими санитарно-гигиеническими условиями и условиями безопасности жизни детей и работы персонала:
    • * наличие письменно оформленных правил санитарии, гигиены и техники безопасности;
    • * обучение персонала по вопросам охраны труда в рамках программы введения в должность, включая правила санитарии, гигиены и техники безопасности в учреждении;
    • * наличие системы отчётности об опасностях, несчастных случаях и травмах;
    • * наличие системы ознакомления детей с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях;
    • * наличие ответственного в учреждении по вопросам оказания первой помощи (содержание аптечек регулярно проверяется на соответствие действующим нормам и правилам).

Питание и приготовление пищи в интернатом учреждении.

Наличие условий для обеспечения воспитанников качественным питанием в достаточном количестве с учётом их потребностей и пожеланий.

Наличие условий для охраны здоровья воспитанников.

  • * обеспечение полезной и питательной пищей в надлежащих количествах (с учётом потребностей и пожеланий детей);
  • * информирование персонала по вопросам охраны здоровья детей;
  • * обеспечение непрерывности лечения детей;
  • * ответственность персонала за ежедневные мероприятия по охране здоровья детей и санитарному просвещению;
  • * включение воспитанников в программы санитарного просвещения;
  • * организация обязательной диспансеризации, плановых программ лечения, санитарно-курортного лечения воспитанников;
  • * наличие письменного плана профилактических мероприятий, осмотров

у стоматолога, окулиста и отоларинголога, коррекционных программ в отношении физического, эмоционального и психического здоровья детей;

  • * организация необходимого лечения детей (у терапевта, стоматолога, окулиста);
  • * соблюдение периодичности медицинских осмотров;
  • * проведение мониторинга состояния здоровья детей в учреждении и патронатной семье;
  • * проведение обучения персонала, в том числе патронатных воспитателей, по вопросам охраны здоровья детей и оказания первой медицинской помощи;
  • * наличие чётких правил, направленных на предотвращение формирования у детей аддикций;
  • * организация помощи нарколога в случае формирования аддикций.

Эргономические, эстетические и психолого-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса.

Требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трёх основных компонентов:

  • 1. требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в интернатном учреждении;
  • 2. требования к характеру взаимоотношений педагогов с детьми;
  • 3. требований к среде развития ребёнка.

Индивидуальный подход - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создаёт ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближнего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребёнка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие позитивных качеств личности ребёнка.

Межведомственное взаимодействие - это взаимодействие всех ведомств, участвующих в постинтернатном сопровождении. Цель заинтересованные ведомств - оказать реальную помощь каждому ребёнку в становлении его как личности, как гражданина. Межведомственное взаимодействие позволяет ускорить решение проблем выпускников интернатного учреждения и, в конечном счёте, повысить эффективность помощи им.

Таким образом, наиболее ёмкое по своему содержанию условие, это, безусловно, создание развивающей среды, так как в неё входит ряд следующих условий: материально - технические, санаторно-гигиенические, эргономические и психолого-педагогические условия. Немаловажным условием является индивидуальный подход, благодаря которому достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком. Постинтернатным сопровождением занимается ряд различных ведомств, и их взаимодействие, как условие, необходимо для построения качественной системы постинтернатного сопровождения.

Вывод по первой главе

Проанализировав теоретические аспекты постинтернатного сопровождения я пришел к выводу что, безусловно, вопрос постинтернатного сопровождения очень мало освещён в научной литературе.

Но сущность постинтернатного сопровождения нельзя недооценить, так как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выходящие из детского дома, со специфическими личностными качествами, не могут адаптироваться в социуме. Проанализировав психологическую и педагогическую литературу были выявлены отличительные черты детей -сирот, такие как: бедность конкретно - чувственного опыта, нет доверия к миру, агрессивная позиция по отношению к другим людям, неспособность самому справляться с душевными болями, иждивенческая позиция, низкая самооценка и.др. И постинтернатное сопровождение призвано сгладить, отнюдь не положительные личностные качества детей - сирот, для более успешной адаптации. А выявленные нами условия постинтернатного сопровождения помогут сделать этот процесс более эффективным.

постинтернатный сирота адаптация социум

6. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda . URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashhenija: 20.05.2017).

7. Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart nachal"nogo obshhego obrazovanija obucha-jushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdo-rov"ja . URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71254376/ (data obrashhenija: 20.05.2017).

8. Furjaeva T.V. Antropologicheskij podhod kak metodologicheskaja ramka sravnitel"nyh issledovanij // Pedagogika. 2015. № 3. C. 22-28.

9. E.M. Safronova, L.S. Beylinson, N.V. Zolotykh, T.Yu. Shevchenko. Gratefulnessasa Life Principle: Essenceand Diagnostics (Blagodarnost" kak zhiznennyj princip: sushhnost", diagnostika) // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Iss. 16. URL: http://www. ijese.net/makale/1139 (data obrashhenija: 20.05.2017).

Perechen" mul"tfil"mov

Neblagodarnyj kozlik . URL: https://www.youtube.com/watch?v=m_ssYePeR5A (data obrashhenija: 19.05.2017).

Pouchitel"nyj mul"tfil"m o tom, kak vazhno umet" byt" blagodarnym . URL: https:// www.youtube.com/watch?v=8v5YcLBfNQM (data obrashhenija: 19.05.2017).

Olen" i volk. . URL: https:// www.youtube.com/watch?v=BMn_Hoy-8M4 (data obrashhenija: 19.05.2017).

Blagodarnost". Detskaja ploshhadka . URL: https://www.youtube.com/watch?v=N-ca9bpy0aM (data obrashhenija: 19.05.2017).

Developing a sense of gratitude

as the way of "healing" disabled students

The article deals with the research results re-gardingthe educational standards for students with disabilities and the analysis of the relevance of developing a sense of gratitude as the characteristics of moral education of a person. It specifies the essence of the phenomenon of "gratitude" as one of the learning results. The author describes the components and characteristics of its development, as well asthe original diagnostic material. The experience in the design and implementation of the educational project "Animation as a means of developing a sense of gratitude"is proposed and described in the article.

Key words: education, gratitude, morality, sense, ability, diagnostics, design.

(Статья поступила в редакцию 24.05.2017)

И.А. ПЛОХОВА, Н.В. БИБИКОВА,

Е.А. ГРИНЕВА

(Ульяновск)

модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отмечается необходимость разработки научно-методологического обоснования социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлена структурно-функциональная модель постинтернатного сопровождения данной категории детей. Обоснована авторская подпрограмма «Оп"Нпе Клуб Навигатор», которая составила практическую значимость исследования и позволила обеспечить ее эффективность.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники интернатных учреждений, модель, подходы, компоненты.

Вопросы сопровождения различных категорий населения на современном этапе является актуальной темой в связи с тем, что до сих пор в цивилизованных странах остается распространенным такое явление, как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. В рамках данной статьи рассматривается одна из проблем функционирования системы сопровождения - научно-методологическое обоснование постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В системе социальной работы России складывается особая культура поддержки и помощи выпускнику интернатного учреждения - сопровождение. Термин «сопровождение» в психологии, социальной педагогике, социальной работе употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Сопровождение означает идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности. Оно используется по отношению к тому, кому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей. В ходе развития человека сопровождение обеспечивает социальное взаимодействие с окружающи-

© Плохова И.А., Бибикова Н.В., Гринева Е.А., 2017

ми людьми в разнообразных личных и социальных ситуациях .

Современная трактовка понятия «сопровождение» позволяет уточнить специфику отношений между выпускниками детских домов и школ-интернатов и субъектами их постинтернатного сопровождения. Как показывает анализ литературы, чаще всего под сопровождением понимается комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих вхождение воспитанников интернатных учреждений в социальную жизнь. Постинтернатное сопровождение также рассматривается как форма воспитания и оказания социальной помощи и поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, являющимся выпускниками учреждений интернатного типа, во время обучения по очной форме в образовательных учреждениях после окончания получения профессионального образования до достижения возраста 23 лет на условиях договора .

В процессе анализа были выделены следующие базовые основания обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов:

1) реализация государственных гарантий по обеспечению прав подростков на социальную адаптацию в обществе;

2) формирование единой государственной системы постинтернатной адаптации выпускников детского дома;

3) ориентирование адаптационных мероприятий в интересах и во благо несовершеннолетнего;

4) адресность адаптационных мероприятий с учетом личностных особенностей выпускников .

Процесс организации сопровождения -это не хаотичное (время от времени) взаимодействие субъектов сопровождения. Этот процесс имеет свою логику и временные континуумы. Ядром процесса сопровождения является сама цель - адаптация выпускника в социуме, а структурными компонентами служат диагностический, программно-методический, технологический и организационный компоненты. каждый из них направлен на решение конкретных задач сопровождения.

Диагностический компонент отражает процедуры, которые необходимы для выстраивания процесса сопровождения. Специалисты опираются на результаты мониторинговых исследований, показывающие, какие объективные и субъективные факторы в определенный период влияют на результативность процесса сопровождения.

кие науки -

Технологический компонент служит для обеспечения технологичности процесса сопровождения. Наличие определенных технологий предполагает, что у специалиста есть возможность ориентироваться при реализации процесса сопровождения, выбирая технологии, которые обусловливают успешность адаптации именно той группы выпускников, которую он опекает. Это позволяет специалисту осуществлять оценку эффективности своих усилий.

Организационный компонент необходим для обеспечения взаимодействия всех участников процесса сопровождения. Структура управления процессом сопровождения дает представление об устойчивости, ресурс-ности, а также динамике процесса сопровождения .

Программно-методический компонент предполагает научную обоснованность реализуемых программ, включение в процесс сопровождения новых инновационных технологий, повышение профессионализма и компетентности работающих с выпускниками специалистов.

Технология постинтернатного сопровождения детей-сирот включает следующие этапы:

1) подготовительный - собирается вся информация о выпускнике, составляется карта социально-поддерживающей сети выпускника, индивидуальная программа сопровождения;

2) адаптационный - предусматривает оказание помощи выпускникам при решении актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием медицинской и юридической помощи;

3) постинтернатное сопровождение по индивидуальной программе - использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем .

в процессе проведения исследования была предпринята попытка уточнить сущность и содержание понятия «постинтернатное сопровождение». Постинтернатное сопровождение -это поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая заключается в выстраивании оптимальных социальных отношений; в оказании помощи данной категории детей в решении личностных проблем; в преодолении трудностей социализации на протяжении острого адаптационного периода.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот призвано создать условия, способству-

известия вгпу

ющие актуализации проблемы обретения смысла жизни и прогнозирования жизненных перспектив, а также формированию компетенций, необходимых для принятия ответственного решения и самореализации в соответствии с ним. Оно позволяет отследить жизнь воспитанника после выхода из детского дома, оказать различную помощь в решении текущих проблем, тем самым способствуя становлению личности.

в практике деятельности социальной работы неоднократно были предприняты попытки разработки и реализации модели постинтернатного сопровождения различных сфер жизнедеятельности выпускников детских домов. Под моделью понимается искусственно созданное для изучения явление, аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или невозможно. Модели зачастую выступают аналогами изучаемых объектов исследования, являются сходными с ними, но не равнозначными им .

С помощью моделей значительно облегчится возможность преодоления различных трудностей, возникающих на жизненном пути воспитанников детских домов. Можно выделить несколько моделей сопровождения выпускников интернатных учреждений: постинтернатный патронат; семейный патронат, модель семейного центра; стационарные отделения, центры временного пребывания, социальные гостиницы и пр.; предварительная подготовка на базе детского дома (интерната) и последующее сопровождение; сопровождение на базе учреждений начального и среднего профессионального образования; клубы выпускников интернатных учреждений; смешанная модель, предполагающая сочетание элементов из нескольких моделей .

таким образом, несмотря на многообразие моделей постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений, все их объединяют следующие особенности: во-первых, создание специальной социально-педагогической, социально-психологической комфортной, социально-правовой защитной среды; во-вторых, обеспечение индивидуальности сопровождения выпускника; в-третьих, мониторинг процесса адаптации выпускника и проведение необходимой коррекции.

До сих пор нет универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это вызывает потребность в создании эффективной модели постинтернатного сопровождения выпускников. В ходе иссле-

дования мы попытались создать структурно-функциональную модель постинтернатного сопровождения.

Апробация модели проходила на базе областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -Ульяновского специального (коррекционно-го) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» - Центра по развитию семейных форм устройства и сопровождению семей и детей с участием (далее - ульяновский детский дом «Гнездышко») детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

на основе анализа результатов диагностического исследования было получено целостное представление об исследуемом феномене и построена модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. рис. 1 на с. 25). Рассмотрим и обоснуем составляющие части представленной модели.

разработанная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя следующие компоненты:

1) целевой;

2) теоретико-методологический;

3) организационно-технологический;

5) результативный.

1. Компонент целеполагания является главным и системообразующим звеном модели, отвечающим потребностям современного общества и отражающим социальный заказ. Определение цели как главного компонента исследования является важным моментом, т.к. она выступает по отношению к остальным компонентам модели в качестве управляющей инстанции, имеющей образ будущего результата. В данном случае - разработка и реализация современной универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальный заказ обусловлен потребностью общества в развитии системы социальной адаптации и жизнеустройства воспитанников после выпуска из детского дома на основе инновационных форм.

педагогические науки

Рис. 1. Модель постинтернатного сопровождения (составлено авторами)

Создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детского дома продиктовано социальным заказом на:

Успешную социализацию выпускников учреждений государственной поддержки детства;

Предотвращение дублирования социального сиротства выпускниками детских домов;

Их профессиональное и личностное самоопределение, успешную конкуренцию на рынке труда.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ульяновском детском доме «Гнездышко» строилось на основе внедрения программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ульяновского детского дома «Гнездышко» «Поверь в себя». Целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Задачи программы - совершенствование системы социально-педагогической поддержки выпускников детских домов; обеспечение их непрерывного профессионального сопровождения и успешной социальной адаптации; обеспечение развивающей среды для выпускников; формирование правовой грамотности и психологической устойчивости; взаимодействие детского дома, органов опеки и попечительства, учреждений профессионального образования по обеспечению прав и социальных гарантий выпускников; развитие форм взаимодействия и общения выпускников.

2. Следующим по значимости в данном процессе является теоретико-методологический компонент модели, содержащий в себе системный подход. Данный подход позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. Критериями системного подхода к решению этой проблемы являются:

Реализация социально-педагогической поддержки лиц в возрасте до 23 лет, находившихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, в рамках государственно-общественной системы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Внедрение новых моделей постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов;

Оказание комплексной и систематической социально-педагогической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот с участием в этом процессе государственных, общественных структур.

Системный подход включает в себя ряд иных подходов.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества. рассматриваются направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.) не позволяют объективно оценить уровень подготовленности выпускников. ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. однако только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Деятельностный подход утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности; ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира; позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности. В деятельностном подходе личность, ее формирование и развитие рассматриваются с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, которым он наполняет эти виды деятельности .

Информационный подход следует рассматривать как сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием информационно-коммуникационных технологий, так и без них.

Компетентностный подход предполагает не усвоение человеком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование личностного ответственного отношения к результатам выполняемой деятельности (учебной, поисковой, проектной и т.д.).

3. Организационно-технологический компонент предусматривает поэтапное теорети-

Рис. 2. Сравнительная диагностика уровней (по блокам) до и после эксперимента (составлено авторами)

12 10 5 6 4 2 Сравнительная диагностика

Социально-психологический блок Социально-правовой блок Социально-бытовой блок

Н После 11 9 10

ческое и графическое моделирование в данной работе. На подготовительном этапе были изучены теоретические аспекты постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опыт работы по постинтернатному сопровождению; проведен анализ моделей постинтернатного сопровождения, мониторинг банка данных выпускников; анкетирование с целью сбора и систематизации информации о проблемах выпускников. В процессе организационно-деятельностного этапа была реализована подпрограмма «On line Клуб Навигатор» программы «Поверь в себя».

Аналитический этап включал анализ результатов исследования, проверку эффективности подпрограммы «On"line клуба Навигатор». Проводилась оценка изменения исследуемых индикативных показателей - уровней правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков.

В процессе исследования проводилась работа по повышению правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков с помощью интернет-технологий. Выделены следующие индикативные показатели:

1) уровень правовой грамотности, необходимый для поддержания или изменения право-

вого статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов;

2) уровень психологической устойчивости, направленный на содействие в улучшении психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности;

3) уровень социально-бытовых навыков, направленный на поддержание или обеспечение жизнедеятельности в быту.

Подпрограмма «Online Клуб Навигатор» программы «Поверь в себя» была представлена в сети Интернет (в социальной сети «Вкон-такте»). Подпрограмма организована в виде виртуальной группы, которая функционирует в настоящее время и носит открытый характер, т.е. любой человек может вступить в нее и принять участие в ее развитии и совершенствовании, а также в непосредственном общении между участниками.

On"line Клуб предусматривает две формы общения: онлайн и анонимное. Специальное приложение предоставляет возможность задать любой интересующий вопрос анонимно . Очевидное преимущество приложения состоит в том, что ответы на вопросы могут видеть все участники группы, а значит, могут найти что-то полезное и интересное для себя. On"line Клуб представляет собой сбор структурированной, отобранной, полезной информации в виде картинок, видеороликов, аудиофайлов и кратких заметок.

5. Итоги целенаправленной и систематической работы представлен в результативном компоненте в виде разработанной и реализованной универсальной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот и де-

тей, оставшихся без попечения родителей. Для определения эффективности реализуемой подпрограммы была проведена контрольная диагностика, которая выявила положительную динамику в повышении уровня правовой грамотности, психологической устойчивости и социально-бытовых навыков выпускников интернатного учреждения (см. рис. 2 на с. 27).

Как показало проведенное исследование, разработанная и реализованная модель имеет значение для решения социальных и психологических проблем постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует улучшению качества жизни и повышению уверенности в своем будущем у выпускников интернатных учреждений.

список литературы

1. Бибикова Н.В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. 2015. № 1(31). С. 213-217.

2. Гринёва Е.А., Макаров Д.В., Давлетши-на Л.Х. [и др.]. На пути к новой России: духовно-нравственный аспект социально-экологического образования молодежи: кол. моногр. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2015.

3. Курилко Л.В. Постинтернатный патронат -современная форма социализации выпускников детских домов // Социальная работа. 2008. № 3. С. 52-57.

4. Лугина Е.Н. Жизнеустройство и сопровождение в постинтернате московских выпускников: метод. пособие. Пенза, 2012.

5. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-10.

6. Плохова И.А. Социальное сопровождение: понятие и классификация // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2015. С. 386-393.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожнико-ва Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: метод. пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.

9. Шмидт В. Модели сопровождения выпускников интернатных учреждений // Беспризорник. 2008. № 1. С. 10-14.

10. On"line Клуб «Навигатор» [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/klub_navigator (дата обращения: 15.01.2017).

1. Bibikova N.V. Social"no-psihologicheskie i duhovno-nravstvennye aspekty razvitija tvorcheskoj lichnosti // Vektor nauki Tol"jattinskogo gosudarst-vennogo universiteta. 2015. № 1(31). S. 213-217.

2. Grinjova E.A., Makarov D.V., Davletshina L.H. . Na puti k novoj Rossii: duhovno-nravstvennyj aspekt social"no-jekologicheskogo obrazovanija molo-dezhi: kol. monogr. Ul"janovsk: FGBOU VPO «UlGPU imeni I.N. Ul"janova», 2015.

3. Kurilko L.V. Postinternatnyj patronat - sovre-mennaja forma socializacii vypusknikov detskih do-mov // Social"naja rabota. 2008. № 3. S. 52-57.

4. Lugina E.N. Zhizneustrojstvo i soprovozhdenie v postinternate moskovskih vypusknikov: metod. po-sobie. Penza, 2012.

5. Mardahaev L.V. Social"no-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka cheloveka v zhiznennoj situacii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 6. S. 4-10.

6. Plohova I.A. Social"noe soprovozhdenie: po-njatie i klassifikacija // Social"no-pedagogicheskij kon-tekst obrazovanija: problemy i tendencii: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Ul"janovsk, 2015. S. 386393.

7. Rozhkov M.I., Bajborodova L.V., Sapozhni-kova T.N. Vzaimodejstvie sub#ektov postinternat-nogo soprovozhdenija detej-sirot: metod. posobie. Kaliningrad: Izd-vo RGU im. I. Kanta, 2010.

9. Shmidt V. Modeli soprovozhdenija vypuskni-kov internatnyh uchrezhdenij // Besprizornik. 2008. № 1. S. 10-14.

10. On"line Klub «Navigator» . URL: http://vk.com/klub_navigator (data obra-shhenija: 15.01.2017).

Model of post-residential support of orphans and children without parental care

The article deals with the necessity of development of scientific and methodological basis of social support of orphans and children without parental care. The structural and functional model of post-residential support of this category of children is represented in the article. The authors describe theprogramme"On line Club Navigator", which contributed to the practical significance of the study and ensured its effectiveness.

Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники интернатных учреждений после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются: проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития; затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность; затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки; правовая некомпетентность; возврат в кризисные условия после выпуска. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ не содержат норм, устанавливающих и регулирующих механизм сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Таким образом, правовое регулирование института постинтернатного сопровождения на федеральном уровне отсутствует.

Основа постинтернатного сопровождения выпускников заключается, в том числе в межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов юстиции.

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия позволит обеспечить создание условий для действенной работы с выпускниками по защите их прав, социализации и адаптации.

В различных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются программы психолого-педагогического и социального сопровождения, но, как правило, успех которых зависит от заинтересованности администрации учреждения или отдельных воспитателей.

Предлагаю ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» разработать региональную программу подготовки к самостоятельной жизни воспитанников учреждений для детей-сирот, направленную на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе. Начать с личного знакомства с каждым.

С целью поддержки выпускника в процессе жизнеустройства на базе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы 3 социальные гостиницы.

Содействие в социализации и адаптации выпускников интернатных учреждений и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в формировании и развитии навыков, необходимых для их самостоятельного проживания, оказывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в Тульской области функционирует 12 детских социозащитных учреждений.

Сотрудники учреждений оказывают помощь указанной категории граждан в решении жилищных вопросов и проблем адаптации в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при устройстве на работу, в предоставлении мер социальной поддержки, а также восстановлении семейных отношений с родными. За истекший период 2017 года различные социальные услуги получили 502 человека.

В Тульской области в 2016 г. стартовал и реализуется в настоящее время проект «Наставничество», целью которого является поддержка детей в трудной жизненной ситуации (в том числе детей-сирот, детей из неблагополучных семей и детей-инвалидов) через механизмы индивидуальной социальной адаптации детей силами волонтеров, профессиональных психологов и социальных работников.

В 2017 году в проекте «Наставничество», реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Старшие Братья Старшие Сестры» совместно с ГУ ТО «Региональный центр «Развитие» при поддержке правительства Тульской области и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив», приняли участие 15 воспитанников ГОУ ТО «Новомосковский областной центр образования», ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Кроме того, в 2017 году начал свою реализацию проект «Наставничество» Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» при поддержке уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. Фонд помогает сиротским учреждениям Тульской области уже более 6 лет, а в 2018 годе в формате проекта «Наставничество». По результатам прошлого года наставниками для детей стали 7 человек. Охваченные учреждения: ГОУ Барсуковская школа-интернат, Головеньковский детский дом-интернат, ГУ ТО «Одоевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

К каждому наставнику прикрепляется один ребенок, встречи с которым проходят регулярно - волонтеры приезжают в гости, проводят вместе с детьми свободное время, занимаются творчеством, делают уроки или совершают поездки. Кураторы и психологи оказывают непосредственную поддержку и сопровождение.

По мнению Уполномоченного, в рамках реализации указанного проекта, между детьми и наставниками будут выстроены доверительные отношения, что в конечном итоге позволит обеспечить несовершеннолетним полноценную поддержку, поверить в свои силы, ощутить уверенность в себе, ощутить желание быть счастливым и дарить добро своим близким.