Экологическое воспитание учащихся, формирование основ здорового образа жизни. Воспитание экологической культуры обучающихся материал на тему Экологической культуры для воспитания здорового поколения

Белова Ольга Алексеевна, заместитель заведующего

Азаматова Ольга Владимировна , старший воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

«Ни одно другое социальное окружение не оказывает

такое воздействие на формирование здоровой личности,

какое может осуществить образовательное учреждение…»

Американская Ассоциация Национального Здоровья

Актуальность

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, т.к. становится ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как непланируемое им производство губительных эффектов на природу, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения. Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Тема экологического воспитания не нова, но нам необходимо с полной серьезностью отнестись к такому вопросу, так как эта проблема является общей для всего населения Земли: глобальное изменение климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды. Всё это создает непрерывно ухудшающую среду обитания человека, а как результат – разные болезни, от которых страдают взрослые и дети. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации.

Формирование начал экологической культуры:

Это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, а также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и зависимости здоровья, от состояния окружающей среды;

Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

И именно формирование начал экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни воспитанников – одно из основных направлений образовательной деятельности в МАДОУ ЦРР – д/с № 146 города Тюмени.

Формирование представлений об основах экологической культуры дошкольников происходит на примере экологически безопасного поведения человека в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. И одним из ценностных методов, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, накоплению знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, является метод проектной деятельности.

Общесадовый детско - родительский экологический проект «Чистая вода – здоровая планета»

Вид проекта: коллективный, социально- познавательный.

Длительность: 3 месяца

Цель проекта : Формирование экологических представлений о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе, основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром через наблюдения, опыты, исследовательскую работу.

Задачи:

  • формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья,

формирование личности, живущей по законам ЗОЖ;

  • развитие чувства ответственности за сохранение и укрепление своего

здоровья;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к
  • формирование безопасного поведения в окружающей среде расширение

знаний и навыков по экологической культуре;

Целостность системы формирования экологической культуры и

здорового образа жизни воспитанников включила:

Создание развивающей среды;

Ориентацию на возраст;

Интеграцию и системность деятельности;

Преемственность и непрерывность, при тесном взаимодействии с семьей.

Вся деятельность проекта осуществлялась по трем направлениям:

  1. Создание развивающей среды.
  2. Познавательно-исследовательская деятельность.
  3. Творческая деятельность.

Модель «трех вопросов» помогла педагогам каждой возрастной группы спланировать свой проект.

Дети знают: вода нужна всем; все пьют воду, водой умываются; вода нам помогаем готовить, стирать, убирать; воды много в морях, реках, озерах; воду нельзя загрязнять; летом идет дождь, а зимой – снег и это все вода; вода прозрачная.

Дети хотели бы узнать: где еще вода помогает человеку; кому еще нужна вода и для чего; почему нельзя пить воду из моря, талую воду; где «живет» вода; воды много, но почему все говорят: «Берегите воду!» и как ее беречь; как очистить воду, если она уже грязная; куда исчезает вода из чайника; почему сахар в воде становится невидимым; откуда в кране берется вода и почему не кончается?

А чтобы проект был увлекательным, далее педагоги, объединившись в творческие группы (по параллелям: 3 младшие, 3 средние, 3 старшие, 3 подготовительные группы), объединив в одну творческую игру, разработали итоговые познавательно – творческие мероприятия, которые проходили в музыкальном зале в течение четырех дней (4 возраста).

Мир природы нельзя познать по картинке и для того, чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился устанавливать связи между объектами и явлениями природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. И чтобы настроить детей на новый проект, педагоги насытили развивающую среду природоведческой литературой. Именно произведения известных детских писателей природоведов помогли дать детям экологические знания, например, рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» или М. Пришвина «Живительный дождь» и др. Природа в этих произведениях выступает, как основа всего живого, соединяющая воедино все начала.

Оснастили группы иллюстрированным материалом, дидактическими играми и атрибутами, которые помогают сформировать представления у детей представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе. Созданы и использованы дидактические игры: «Воздух, земля, вода» (экологические цепочки); «Кто где живет?»; лото «Вода в природе», «Морские животные», «Кому и зачем нужна вода?»; «Морские обитатели» (пазлы); «Круговорот воды в природе»; «Календарь природы», «На рыбалке» и др.

Подобран наглядно-дидактический материал: «Планета Земля. Природа», «Что мы знаем о воде», «Какой бывает вода», «Природные и погодные явления», «Вода в природе», «Что происходит в природе», «Расскажите детям о морских обитателях», «Обитатели морей и океанов», «Экзотические обитатели водных просторов» и др.

Постепенно в группах появлялись разнообразные природные зоны: коллажи и макеты тайги, тундры, Северного полюса, разнообразных водоемов (морское дно, озеро, болото, их обитатели); плакаты, отражающие водоворот воды в природе, выставки рисунков, поделок, мини – огород, «сухие аквариумы», картотеки экспериментов и многое другое, оживилась работа в лабораториях.

Экологические макеты, изготовленные совместно с воспитанниками, используются на занятиях, и в самостоятельных играх. Они являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе. А педагогам, позволяет закреплять и систематизировать знания детей об окружающем мире и его особенностях.

И как показали результаты проекта, именно насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в каждой группе, стала основой для организации увлекательной, содержательной жизни каждого ребенка, основным средством формирования основ экологической культуры, источником его знаний и положительного социального опыта.

Очень велико значение природоведческой книги, через неё педагоги знакомят детей с окружающим миром, раскрывают тайны природы. Например, произведения известных детских писателей природоведов Пришвина «Живительный дождь», рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» обращают внимание на природу, как на основу всего живого, соединяющую воедино все начала.

Что вода – вещество привычное и необычное дети убедились в ходе исследовательской деятельности. В каждой возрастной группе проводились эксперименты водой. Благодаря практической деятельности самостоятельно делали выводы, что вода это единственное вещество, которое переходит в природе из одного состояния в другое (вода, пар, снег, лед). Убедились в том, что вода хороший растворитель - и именно поэтому, если в нее попадают вредные, ядовитые вещества, она тоже становится ядовитой и вредной для всего живого. С помощью экспериментов убедились в том, что загрязнить воду легко, а очистить очень сложно. А ведь людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Причем вода живым организмам нужна чистая, не испорченная посторонними загрязнениями.

Просмотр познавательного мультфильма «Откуда берется кислотный дождь» в группах старшего дошкольного возраста вызвал массу эмоций. Узнав, что до начала промышленной эпохи вода в естественных, природных условиях была чистой, но по мере развития цивилизации, техногенных катастроф люди стали загрязнять источники воды отходами своей деятельности. Совместно, пришли к выводу: что источниками загрязнения воды являются Промышленность, Нефтедобыча и транспортировка нефти и др. (Энергетика,бытовая сфера, сельское хозяйство).

Просмотр презентаций, познавательных фильмов и мультфильмов («Капля», «Приключение капельки», «Круговорот воды в природе», «Зачем нужно беречь воду», «Мир глазами капельки», «Что делают с водой животные», «Опустевшая река», «Драгоценная вода», «Свойства воды», «Как вода становится паром и росой», «Три состояния воды», «Секреты здоровья», «Вода, вода, кругом вода!», «Нужная и важная вода», «Что такое водопад», «Что такое болото», «Что такое река», «Что такое рыбы», «Животные морей и океанов», «Способы очистки воды в домашних условиях», «Безопасность на воде») не только углубил знания детей, но и позволил сделать их более яркими и эмоционально окрашенными и показать детям значение воды и научить беречь ее. Они даже стали предлагать решение проблем: «когда я стану

взрослым, посажу много деревьев»; «я придумаю современные фильтры для очистки рек и озер»; «открою современный мусоро-перерабатывающий завод для правильной переработки мусора». В результате полученных знаний, дети нашли свои собственные эффективные методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Демонстрационный опыт «Делаем облако и дождь» позволил детям убедиться в том, что в природе действительно происходит круговорот воды. Педагог, поставив на стол стеклянную банку с горячей водой, закрыла ее крышкой, на крышку положили кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, стал охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар начал конденсироваться, образуя капли воды, капли воды становясь тяжелыми, вновь падали в сосуд. С помощью элементарного опыта, дети узнали, что именно так и происходит в природе: крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются вверх, там охлаждаются и собираются в облака. Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде дождя или града и снега.

А наблюдая за снегопадом, обратили внимание, на то, какой белый снег и как легко дышится. Набрав снег в баночку, принесли в группу, понаблюдав за таянием снега, еще раз убедились, что вода становится мутной с мелкими темными точками. Педагог объясняет, что снег , падая на землю, захватывает с собой частички копоти, пыли и всяких вредных частиц, очищая тем самым воздух, и, несмотря на то, что он кажется белым - всё равно грязный. Еще раз убедившись, что снег – это вода, дети выстроитли экологическую цепочку: если загрязненная вода испаряется в облака, то и осадки в виде дождя и снега выпадают на землю загрязненными, вредными для растущих и живых организмов.

Просмотр мультфильма «Сколько воды на земле?» донес до сознания детей, что пресная вода - источник жизни, но ее на земле очень мало по сравнению с соленой, которая содержится в морях и океанах.

В каждой группе созданы «Лаборатории» постоянных наблюдений и опытов для установления взаимосвязей в природе. Дети подготовительной группы, экспериментальным путем, решили попробовать добыть пресную воду из соленой (морской) воды. Налили в таз воду, добавили соль, тщательно размешали, попробовав на вкус, определили - вода соленая. Взяли пластиковый стакан, для того, чтобы он не всплывал, положили на дно промытую гальку, и поставили стакан в середину таза с водой. Сверху натянули пленку, завязав ее вокруг таза. Продавили пленку в центре над стаканчиком и положили в углубление еще один камешек. Таз поставили на подоконник ближе к батарее. На следующий день дети увидели, в стакане накопилась несоленая, чистая питьевая вода, но ее очень немного. Дети еще раз убедились, что вода под воздействием тепла - испаряется, превращается в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан, а вот соль же не испаряется и остается в тазу. Дети пришли к выводу, что из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду. А эти, приобретенные знания помогут им, если они когда-нибудь окажутся в экстремальной ситуации. Этот эксперимент и просмотр мультфильма, очень впечатлили детей, теперь многие следят за тем, чтобы краны были закрыты.

Кроме того, опыты с водой проводились в семье. Дети готовили сообщения о воде на тему: «Как человек использует воду», «Круговорот воды в природе», «Можно ли жить без воды» и др. Из сообщения «Как вода попадает в дом», дети узнали, что мы пользуемся артезианской водой, ее очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решетки, дальше - фильтры, где становиться совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры – водопроводчики построили длинные пути к каждому дому, детскому саду, магазину.

Просмотр документального фильма о последствиях катастрофы нефтяного танкера (гибель рыб, птиц, млекопитающих), произвел на детей очень удручающее впечатление. На вопрос, какими дети хотят видеть и какими должны быть все водоемы на планете земля дети просто наперебой стали говорить: вода должна быть чистой, здоровой, вкусной; люди на всей планете, должны беречь и охранять водоемы, не строить заводы и фабрики на брегах рек, или нужно строить очистительные сооружения; нельзя мыть автомобили на берегах водоемов, следить за тем, чтобы корабли, танкеры, катера, были исправными. Конечно, эти выводы дети делали на основе полученных знаний.

Проведя с детьми старших групп, мозговой штурм о том, сможем ли мы хоть один день прожить без воды, выяснили, что вода необходима практически везде: для того, чтобы помыть пол, протереть пыль, помыть игрушки, полить цветы, помыть посуду и т.д. Зная о пользе растений, о том, что они выделяют кислород, которым мы дышим, а поглощают вредный воздух, обеспечивая им необходимый уход, дети сделали выводы, что без воды растения начинают погибать, значит, вода - это не только источник жизни человека и животных, но и растений. И сделали еще одно, неожиданное умозаключение - без воды невозможно приготовить никакую пищу, даже испечь хлеб! На вопрос, как они понимают выражение: «Чистота-залог здоровья!» дети объяснили, что именно вода помогает сохранить наше здоровье.

Организованная работа с детьми делала их не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными участниками. Каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды. И дети сами делали выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине и т.д.

Итак, заключительным этапом работы над проектом во всех возрастных стали, итоговые детско – родительские познавательно – творческие мероприятия, которые проходили в музыкальном зале в течение четырех дней (4 возраста). Разученные в рамках темы проекта, поэтические тексты, танцы и песни, познавательные викторины (в соответствии с полученными знаниями), эксперименты с водой, игры, творческие задания и т.п., позволили сделать итоговые мероприятия познавательными, содержательными, интересными, захватывающими.

В младших группах и средних группах заключительным и логическим завершением проекта, стало развлечение «Волшебница Вода». Дети показали все свои знания и умения, представив их в творческом ключе, в эмоциональной форме «рассказав» о драгоценном даре природы - воде, и показав еще раз, что, загрязняя воду, мы загрязняем планету, тем самым, наносим вред всему живому.

В старших группах, в процессе развлечения инсценирован спектакль «Сказка о ручейке». Это сказка о том, как весной родился маленький жизнерадостный ручеек. Он креп и наполнялся водами, к нему прилетали насекомые, птицы, прибегали животные, и ни для кого он не жалел чистой прозрачной воды. Когда медведь и ежик «обидели» ручеек, он затянулся тиной и перестал весело журчать. Негде стало животным напиться водички в жаркие летние деньки и пошли они искать ручеек, чтобы помочь ему. В процессе подготовки к спектаклю дети осознали, что небрежное, расточительное отношение к воде, водоемам может привести к их исчезновению.




В подготовительных группах поставлен спектакль «Вода – главное чудо Земли» о том, как царь отправил своих сыновей походить по земле – Матушке, принести чудо - чудное. Злато – серебро, драгоценные камни принесли старшие сыновья, а один принес обыкновенную простую воду, и стали все над ним потешаться... И у царя это вызвало удивление: «Зачем простой воды мне принес?». И впечатлил рассказ третьего сына не только царя-батюшку, но и всех участников проекта:

«Встретил по дороге путника я, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху. Гибель леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел, страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства».

И объявил царь воду самым большим чудом земли. Повелел в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять!


Родители в ходе подготовки и реализации проекта приобрели опыт сотрудничества с педагогами и опыт взаимодействия со своим ребенком. Осознали важность своего участия в организации образовательной деятельности детей. Результативность проекта была отмечена родителями: дети стали больше проявлять инициативы, активно рассказывать о том, что узнали нового, стали больше интересоваться познавательными фильмами, мультфильмами, книгами, журналами на экологическую тематику, обсуждать их со сверстниками и взрослыми.

Вся вышеперечисленная деятельность была направлена на становление начал экологической культуры детей, формирование у них осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, т.е. к развитию у детей экологического природоохранного сознания.

Самый главный результат проекта «Чистая вода – здоровая планета» - у детей сформировались начальные представления о воде, как источнике жизни и здоровья.

Эко логическое воспитание в наше время вышло на первый план, и ему уделяют все больше внимания. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего возраст! .

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Воспитание экологической культуры, культуры здорового

и безопасного образа жизни.

Содержание

Введение.

1. Структура работы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни шестиклассников.

2. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

3. Деятельность классного руководителя по охране здоровья.

4. Просветительская работа с родителями

5. Результаты работы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Введение.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно–нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом, или только духовном благополучии, необходимость комплексного подхода.

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

1.Структура работы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни шестиклассников.

Цель: создание условий по охране и укреплению здоровья школьника, через использование педагогических технологий и методических приемов.

Задачи:

1.Активизировать участие педагогов в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в школьных программах.

2. Разнообразить формы работы по формированию у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

3. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня школьника.

Предполагаемый результат: эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

Нормативные документы.

Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ "Об образовании":

это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);

это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).

В Программе развития воспитания в системе образования России сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.

В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел "Образование и здоровье", где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.

2. Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Типы и классификация технологий

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, которые следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:

Учет возрастно-половых особенностей.

Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.

Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся.

Использование здоровье сберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
К ним можно отнести:

оптимальную плотность урока;

чередование видов учебной деятельности;

наличие физкультурной пуазы;

наличие эмоциональных разрядок;

правильная рабочая поза;

положительные эмоции.

3. Деятельность классного руководителя по охране здоровья.

1. Дни здоровья.

2. Спортивные школьные праздники.

3. Беседы о здоровье с учащимися (Приложение 1, Приложение 2).

4. Оформление классных и школьных уголков здоровья.

5. Проведение классных часов, конкурсов, викторин, экскурсий.

Одна из задач классного руководителя – формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно счи тать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем - самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здо ровьем.

При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером - перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

Самочувствие - чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.

В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бод рости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).

Боль - защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением содержания сахара в крови и др. При появ лении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна кон сультация врача) и принять необходимые меры.

Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.

В дневнике отмечают: вечером, перед сном - устал/не устал, пе реутомился; на следующий день - усталости нет, осталось чувство усталости и т. п.

Настроение - внутреннее душевное состояние. Обычно самочувс твие и настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними-удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т. п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.

В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворитель ное, плохое.

Сон - имеет исключительное значение для поддержания здоро вья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предуп реждает истощение нервных клеток, создает условия для восстанов ления их работоспособности.

Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9-10 час. В жизни младшего школьника важное значение имеет орга низация сна. Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2 - 3 часа до сна; полезна прогулка (20- 30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.

Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема - это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. Бессонница или повышенная сонливость часто являются од ним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывают продолжительность, качество сна, а также при чины его нарушения.

Аппетит - это один из признаков нормальной жизнедеятельнос ти организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной деятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает рабо ту пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.

В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, повышенный, плохой, отсутствует.

Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.

В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.

Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обыч ная, пониженная.

Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с уче никами о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику ре зультатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбе режению у учащихся.

4. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

Беседы (Приложение 3, 4), тесты (Приложение 5, 6,7), лекции по различным вопросам здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

Приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

Организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1-2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

Ответственность учителя за соблюдение санитарно-гигиенических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала нормам СанПиНа. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, завхозу школы. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью формирует у своих воспитанников это важное качество.

5. Результаты работы

Продолжена работа по созданию паспортов здоровья учащихся.

Освоен комплекс упражнений, которые используются при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз.

Ведется работа с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними.

Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

От нравственного здоровья к физическому

На доске надпись: «Каковы мысли человека и его сердце, таков и он сам».

Как вы понимаете слова древнего мудреца?

Если больной постоянно твердит себе, что он ни когда не поправится, скорее всего, так оно и будет, и он пронесет свои страдания до могилы. Тело глу по, и об этом не стоит забывать.

Что является «контролером» человека?

Единственным контролирующим фактором чело века является разум. Тело не может само думать за себя, поскольку управляется инстинктами, и разум должен постоянно командовать телом.

С чего же стоит начать? Давайте начнем с распорядка дня.

Кто из вас все успевает делать: гулять, учить уро ки, помогать по дому, ходить в музыкальную или спортивную школу, в кружки, развлекаться?

(Ответы детей.)

Помогает ли вам в организации такой активной жизни распорядок дня? Расскажите о своем распо рядке дня.

(Ответы детей.)

Примерный режим дня учащихся, посещающих школу в I смену (при начале занятий в 8 ч 30 мин)

Подъем 7.00

Туалет, гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели 7.00-7.35

Завтрак 7.35-7.50

Дорога в школу 7.50-8.20

Занятия в школе (уроки, внеклассная, общественная работа)

8.20-13.30

Дорога домой 13.30-14.00

Обед 14.00-14.30

Пребывание на воздухе, прогулка, подвижные игры

14.30-17.00

Приготовление уроков 17.00-19.00

Ужин и с вободные занятия 19.00-20.30

Приготовление ко сну 20.30-21.00

Сон 21.00-7.00

Кто в этом году не болел гриппом? Кто хочет не болеть гриппом? Для этого следует закаляться. Каж дое утро после гимнастики делай холодное обтира ние или принимай прохладный душ. Это укрепит твою нервную систему, убережет от простуды.

Начинать обтирание лучше всего летом. Темпе ратура воды сначала должна быть 30-32С. Посте пенно ее нужно понизить до 16-18°С.

Обтирание должно занимать не более 4-5 минут. Для обтирания подойдет жесткое махровое полотенце из льна и рукавичка, сшитая из старого махрового полотенца.

Порядок обтирания

Окуни рукавичку в таз с водой. Слегка ее ото жми, но не досуха. Оботри одну руку от пальцев к плечу. Сейчас же крепко разотри влажную руку су хим полотенцем от пальцев к плечу. То же самое проделай со второй рукой. Грудь и живот, а также и спину, обтирают водой и вытирают полотенцем бы стрыми круговыми движениями и обязательно до суха. Ноги обтирают и вытирают от пальцев вверх. После душа вытираются в том же порядке: руки от пальцев к плечу; живот, грудь и спину - круговыми движениями; ноги - снизу вверх. После такого обтирания телу должно быть тепло и приятно. Если же во время обтирания ты чувствуешь легкий оз ноб - значит, вода для тебя еще слишком холодна. Лучше всего с вечера налить в таз воды и пусть она постоит до утра. Водой комнатной температуры и обтирайся, если дома нет душа. При обтирании форточку прикрывай, особенно зимой.

Осанка

- Правильная ли у тебя осанка? Правильная осанка характеризуется хорошо вы раженными естественными изгибами позвоночника (в области шеи, груди, поясницы), при этом голова и туловище находятся на одной вертикали, конеч ности выпрямлены.

- Разделимся на пары. А теперь посмотрим друг на друга со спины. Симметрично ли расположены у нас плечи? Если нет - одно несколько выше другого - насторожимся! Это один из признаков боково го искривления позвоночника - сколиоза.

- Какие неприятности несет нам искривленный

позвоночник?

Слабость мышц брюшного пресса. Живот быстро становится дряблым, уменьшается объем грудной клетки, значит, страдает дыхание.

Проверяем свою осанку

Встаем спиной вплотную к стене. Если осанка правильная, лопатка, ягодицы и пятки будут ка саться стены. Если же стены касаются только ло патки и пятки, осанка неправильная.

Чтобы определить, устраним этот дефект или уже зафиксировался, встаем по стойке «смирно», вытягиваясь. Вот уже коснулись стены и ягодицы!
Значит, в данном случае еще нет анатомических от клонений, а есть небрежность, невнимание к себе. Теперь запоминаем правильную позу и следим за тем, чтобы сохранить ее во время сидения и ходь бы. Иначе эти нарушения перейдут в анатомические
изменения, а в этом случае команда «смирно» уже не поможет.

Что же тогда делать?

А тогда, к сожалению, поможет только лечение у хирургов-ортопедов, ношение специальных аппара тов, иногда - сложная операция.

Поэтому, конечно, лучше вовремя начать заниматься специальной гимнастикой, следить за собой.

А какие все-таки упражнения полезны? Понадобится гимнастическая палка (можно взять мамину кухонную скалку).

Держим палку в опущенных руках, ноги на ширине плеч. Выдыхаем и наклоняемся вперед с прямой (!) спиной, а прямые руки поднимаем как можно выше, «тянем» себя. Делаем вдох и энергич но выпрямляемся.

Держим палку за головой на лопатках. Делаем
вдох и резко поворачиваем туловище вправо; воз вращаемся в исходное положение (выдох).

3. Держим палку над головой. Опускаем ее на лопатки, выдыхаем, поднимаем над головой и вды хаем.

4.Держим палку внизу. Делаем шаг вперед пра вой ногой и приседаем на ней, поднимаем палку вверх (вдох). Возвращаемся в исходное положение и выдыхаем.

5. Поднимаем палку вертикально перед собой.
Приседаем с прямой (!) спиной.

Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, ды шим ритмично. Берем коврик.

Встаем на четвереньки, сгибаем и разгибаем руки, стараясь коснуться грудью пола.

Стоя на четвереньках, сгибаем руки, а потом быстро выпрямляем и руки, и ноги,

Ложимся на живот, отжимаемся от пола рука ми, медленно касаясь носками головы (кольцо).

А теперь встаем и ходим по комнате, постепенно замедляя темп ходьбы и углубляя дыхание.

Помни! Все эти упражнения действительно хоро шо укрепят мышцы спины, брюшного пресса и улуч шат осанку, если ими заниматься каждый день. Причем не просто делать для галочки, а со старанием, сознательно, получая «мышечную радость» от каж дого движения.

Только при этом условии, но не сразу, а через несколько месяцев можно заметить улучшение.

Гимнастика

Все в спортивных костюмах, с ковриком. - Хотите иметь красивую фигуру?

Ложимся на коврик, кладем на живот доволь но тяжелый предмет (например, два учебника). Вы дыхаем животом, как бы выталкивая предмет вверх, при этом задерживаем дыхание на 3-6 сек. Повто ряем 10 раз.

Разбрасываем по полу спички (у нас курящих нет, поэтому спички приносит классный руководи тель), а затем собираем по одной, каждый раз энер гично выпрямляясь. Колени не сгибать! Уже через
месяц после такой ежедневной систематической тре нировки живот «подберется», а талия сузится.

3. Разбиваемся на пары. Один ложится на пол, другой садится ему на ноги. Упругим движением поднимаем тело и наклоняем вперед. Пятки не под нимать! Медленно опускаемся на спину. Заметьте: чем медленнее выполняем упражнение, тем оно эф фективнее. Выполнять его надо не менее 10 раз. Дома ложимся на коврик у шкафа так, чтобы стопы мож но было закрепить за его край.

Упражнения трудноваты, но действенны. А если выполняемая работа как бы безразлична мышцам, то не будет того тренирующего эффекта, ради которого ты занимаешься. А мышечных болей можно не опасаться. Они пройдут через несколько дней. Когда читаешь или смотришь телевизор

Поднимаем руки вверх, поднимаемся на нос ки, подтягиваемся.

Наклоняемся поочередно вправо и влево.

Встаем спиной к столу, опираемся ладонями о его край и максимально прогибаемся в позвоноч нике.

В этом же исходном положении приседаем.

Перед телевизором

Упираемся руками в спинку дивана, на кото ром сидим, поднимаем поочередно согнутые в коле нях ноги и стараемся достать ими лоб.

Ложимся на живот, обхватываем руками голе ностопные суставы, согнув ноги в коленях, и как бы «приподнимаем» себя с дивана.

Вытягиваем ноги вперед, выпрямляем спину и делаем круговые движения головой в каждую сто рону.

Лежа на диване на спине, поднимаем прямые ноги, а потом касаемся ими дивана за головой.

Проделываем круговые движения плечами впе ред и назад.

Каждое упражнение повторяем 4-5 раз, и уста лости как не бывало.

Но так долго смотреть телевизор, чтобы пришлось делать гимнастику, детям не рекомендуется.

Твоя походка

Шаг должен быть легким, ритмичным. При ходьбе не надо «приседать», а наоборот, как бы тянуть кор пус вверх, колени выпрямлять. Пусть руки свобод но двигаются в такт шагам, а плечи будут разверну ты, чтобы воздух без препятствий! поступал в лег кие. При ходьбе «подбираем живот», а спину всегда держим прямо. Смотрим перед собой и не втягиваем голову в плечи, иначе будет развиваться суту лость. Чтобы всегда быть бодрыми и молодыми, не уставать при длительной ходьбе, занимаемся специ альными физическими упражнениями, которые координируют положение туловища и делают поход ку красивой и легкой:

Поднимаемся на носки, энергично отводим руки назад, прогибаемся, теперь садимся на стул.

Поднимаем мяч прямыми руками и хорошо подтягиваемся.

Наклоняемся с мячом к полу.

Обеими стопами перекатываем по полу мяч.

Захватываем стопами мяч и вместе с ним под тягиваем колени к груди.

Лежа на спине делаем «угол» прямыми нога ми и задерживаем их в таком положении.

Этими упражнениями достаточно заниматься 3-4 раза в неделю. Занятие начинаем и заканчиваем ходьбой перед зеркалом, которое поможет нам об наружить недостатки походки.

Небо желтеет - к дождю, человек - к болезни.

Неосмотрительный в яму падает.

Нога споткнется, а голове достается.

От радости старики молодеют, от печали молодые худеют.

От сладкой еды жди беды.

От умеренной еды - сила, а от обильной - могила.

Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял.

Посочувствовать больному - вернуть ему половину здоровья.

Правильное дыхание также необходимо, как и пища.

Про болезни говорить, себе вредить.

Работай сидя, отдыхай стоя.

Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.

Самая острая боль та, что беспокоит сейчас.

Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, как ты утомляешься.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Соблюдай режим труда и быта - будет здоровье крепче гранита.

Совершать после еды прогулку лучше, чем держать у себя аптеку.

Союзник болезни - уныние.

Спорт сочетаешь с делом - здоров душой и телом.

Средство к исцелению - передвижение.

Съеденное вечером впрок не пойдет.

Тяжелую болезнь хорошая пища лечит.

Ужин не нужен, был бы обед дружен.

Укоротить ужин - это удлинить жизнь.

Ум да здоровье всего дороже.

Умеренный в еде - всегда здоров.

Ученику удача, а учителю радость.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Хорошо прожеванное - наполовину переваренное.

Царапина была - не лечил, стала язвой - вылечить хочет.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Человек, проглатывая пищу неразжеванной, проглатывает мно гие годы жизни не прожитыми.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Чесал царапину - расчесал до кости.

Шутка - минутка, а заряжает на час.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Формы внеклассной работы

в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий

Беседы (учителя, санитарного актива, медицинских ра ботников, родителей).

Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов, стихот ворений).

Праздники здоровья.

Классные часы: «Экология и мы», «Экологический калейдоскоп», «Здоровье – это…», «Путешествие по экологической тропе», «Жизнь без алкоголя и табака», «Воспитай себя»

Игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены и т. д, ( «Светофор», «Ученическая скорая помощь»),

Устные журналы («Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Если хочешь быть здоров - закаляйся!», «Почему мы здоровы)»).

Санитарные рейды по школе.

Организация санитарного уголка, выпуск бюллетеней
(«Советы доктора Айболита», «Про тебя самого»).

Конкурсы: рисунков «Пусть тебя не назовут неряхой», плакатов «Здоровые зубы - здоровью любы», конкурс детских стихотворений, сочинений «Свет мой, зеркальце, скажи», «Секреты здоровья», загадок «Угадайка», посло виц и поговорок «Мудрое слово о здоровье» и др.

Практические занятия по уходу за волосами, ногтями,
зубами, по уходу за телом, по уходу за одеждой и обувью и др.(конкурсы)

Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть», «Легко ли быть чистюлей», «А ты не забыл носовой платок?», «Сти раю сам», «Одеваюсь по погоде» и т.д.

Юмористическая разминка «Смешинка».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Тематика бесед с родителями:

Забота государства о здоровье подрастающего поколения.

Каков он - здоровый ребенок?

Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обу чении и воспитании учащихся начальных классов.

Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья.

Формирование навыков личной гигиены в семье.

Общественная гигиена.

Радиационная гигиена.

Гигиена мальчиков и гигиена девочек.

Личная гигиена в режиме дня.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

Гигиена питания.

Гигиена помещения и предметов домашнего обхода.

Здоровые и вредные привычки.

Гигиенические требования к организации учебной работы
школьников в домашних условиях.

От чего зависит работоспособность школьников

Об утомляемости школьников.

Воспитание правильной осанки. Роль корригирующей
гимнастики в лечении нарушений осанки.

Физическое воспитание детей в семье (утренняя гимнас тика, игры, прогулки, экскурсии, походы).

Предупреждение близорукости у младших школьников.

Режим просмотра телепередач для младших школьников.

Растить детей закаленными. Правила поведения детей на свежем воздухе, на воде.

Активный отдых школьников.

Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

Состав пищи и рациональное питание школь ников.

Роль семьи в предупреждении неврозов у детей.

Профилактика бытового травматизма.

Профилактика пищевых отравлений.

Профилактика уличного травматизма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Письмо родителям шеститиклассников

Уважаемые родители!

Ваши дети на уроках в школе знакомятся с основными правилами здоровьесбережения. Учеников учат бережно относиться к обществен ному имуществу, соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в своем дворе, доме, подъезде, лифте.

Пожалуйста:

1. Поговорите с Вашим ребенком, для чего очень важно соблю дать чистоту и порядок в общественных местах.

2. Обратите внимание Вашего ребенка на состояние вашего дво ра, дома, подъезда, их стен.

3. Научите Вашего ребенка:

соблюдать чистоту и порядок в общественных местах, в
своем дворе, доме, подъезде;

не мусорить в общественных местах, дворе, подъезде ;

не писать, не рисовать на стенах домов, подъезда, не пачкать их;

следить, чтобы младшие дети не совершали эти дейс твия;

Выполняет ли Ваш ребенок эти требования.

4.Организуйте генеральную уборку подъезда, двора! Вымойте
окна, очистите стены от рисунков и надписей, повесьте, если это
возможно, цветы.

5.Личным примером научите Вашего ребенка не мусорить в лесу
при прогулках за грибами, ягодами, не бросать обертки, банки, бу тылки.

6.Чтобы Ваш ребенок всегда выглядел опрятно, научите его:

чистить зубы ежедневно не менее 2 раз в день;

ежедневно мыться под душем;

содержать в порядке ногти;

ухаживать за своей одеждой и обувью;

менять ежедневно нижнее белье, чулки, носки;

стирать ежедневно свои носки, носовые платки;

всегда иметь при себе чистый носовой платок, зеркаль це, расческу;

не реже одного раза в неделю мыть волосы;

содержать в порядке свою прическу.

Мы благодарим Вас и просим продолжать обучение вашего ре бенка основным правилам личной и общественной гигиены.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тест «МОЖНО ЛИ ВАШ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАЗВАТЬ ЗДОРО ВЫМ?»

(для педагогов и родителей)

Пометьте выбранный вами ответ

1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?

а) непривычная утомляемость

б) зимняя простуда

в) хроническое несварение в желудке.

2. Как вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стерео
наушники?

а) не включаю на полную громкость;

б) в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;

в) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.

3. Как часто Вы меняете зубную щетку?

а) два раза в год

б) каждые 3 - 6 месяцев

в) как только она обретет потрепанный вид.

4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?

а) частое мытье рук

б) противогриппозная прививка

в) отказ от прогулок в холодную погоду.

5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначе ния, чтобы избежать перехода времени?

а) ранним вечером

б) с восходом солнца

в) в середине дня.

6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компью тером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного вни мания?

а) каждый час;

б) каждые полчаса;

в) каждые 10 минут.

7. Какое из утверждений соответствует истине?

а) можно загореть даже в облачный денек

б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солн цезащитными средствами с фактором ниже 10

в) смуглым людям не нужна защита от солнца.

8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбро сить вес?

а) отказ от завтрака, обеда или ужина

б) сокращение потребления алкоголя

в) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов,

9. Как правильно дышать:

а) ртом

б) носом

в) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.

10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?

а) химическая завивка

б) сушка волос феном

в) обесцвечивание волос.

Подведите итог. Запишите себе по 1 очку за каждый из следую щих правильных ответов 1(6), 2 (в), 3 (б), 4 (в), 5 (а), 6 (в), 7 (а), 8 (б), 9 (б) и 10 (б). Сложите полученные очки.

8-10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.

5-7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое- какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти.

4 и менее баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Тест «В ХОРОШЕЙ ЛИ ВЫ ФОРМЕ?» (для педагогов и родителей)

1. Часто ли Вы садитесь за руль (или в машину, автобус), чтобы
доехать туда, куда можно дойти пешком?

а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

2. Часто ли Вы принимаете участие в спортивных или иных
соревнованиях, например, по теннису, футболу, плаванию или
танцам?

а) никогда или очень редко;

б) несколько раз в месяц;

в) раз в неделю или чаще.

3. Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли Вы идете
пешком?

а) никогда или лишь в том случае, если лифт сломан

б) когда чувствую себя особенно энергичным

в) всегда.

4. Даете ли Вы себе хотя бы 20-минутную физическую нагрузку,
вызывающую небольшую одышку (например, езда на велосипеде
или быстрая ходьба)?

а) никогда или редко

б) от одного раза в неделю до одного раза в месяц

в) чаше чем один раз в неделю.

5. Если Вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус,
сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придет в
норму?

а) 3 минуты или больше;

б) меньше 3 минут;

в) дыхание вряд ли будет учащенным.

6. Часто ли Вы за один раз проходите пешком 3 км?

а) никогда или нечасто; б) один или два раза в месяц;

в) один раз в неделю или чаще.

7. Как обычно Вы проводите свой день?

а) в основном малоподвижно

б) когда как, но, в общем, довольно активно

в) всегда в движении.

8. Сколько часов в неделю Вы, в среднем, смотрите телевизор?

а) 24 часа или больше;

б) от 10 до 24 часов;

в) менее 10 часов.

9. Часто ли Вы занимаетесь тяжелой физической работой -
перекапыванием огорода, генеральной уборкой?

а) никогда или редко

б) несколько раз в месяц

в) один раз в неделю или чаще.

10. Как Вы обычно проводите воскресный день.

а) сплю или смотрю телевизор

б) слоняюсь по дому или в саду

в) гуляю или занимаюсь спортом.

Подведите итог. За каждый ответ (а) - Вам начисляется 0 очков; за ответ (б) - 1 очко; за ответа (в) - 2 очка.

Сложите полученные очки.

14 - 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы Вы были в хорошей форме,

7 - 13 - Вероятно, Вы находитесь в довольно приличной физи ческой форме, но Вам еще далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.

6 или меньше - Похоже, у Вас не очень активный образ жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Тест «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ?» (для педагогов и родителей)

Проверьте себя, ответив на один из предложенных вопросов, а затем подсчитайте количество набранных очков.

1. Где в доме установить детектор дыма?

а) на каждом этаже;

б) на кухне;

в) под лестницей.

2. Как долго следует проветривать комнату после того, как Вы
постелили туда новый ковер?

а) несколько дней;

б) несколько часов;

в) одну ночь.

3. Какая вода опаснее для здоровья?

а) мутная вода из-под крана

б) поступающая по свинцовым трубам

в) с добавками фтора.

4. Каков риск заболевания астмой у ребенка, у которого один или
оба родителя курят?

а) никакого;

б) риск большой, но не такой, чтобы стоило беспокоиться;

в) риск удваивается.

5. Кто наименее вероятный разносчик микробов в доме?

а) мыши;

б) тараканы;

в) муравьи.

6. Что делать, если Вас застигла гроза?

а) спрятаться в машине;

б) встать под высоким деревом;

в) распластаться на земле.

7. Что уменьшит загрязнение окружающей среды вашей ма шиной?

а) регулярное техобслуживание

б) работа двигателя вхолостую, пока машина стоит в пробке
(чтобы избежать выключения или включения зажига ния)

в) установка шин радиального типа.

8. Какое из этих распространенных растений ядовито?

а) амариллис;

б) фиалка африканская;

в) фикус каучуконосный.

9. Что обеспечивает наилучшую защиту при автомобильной ава рии.

а) ремни безопасности;

б) подушка безопасности;

в) ремни безопасности и надувная подушка одинаково эффективны.

10. Каково должно быть оптимальное расстояние от экрана при работе с компьютером?

а) 15 - 36 см;

б) 36 - 61 см;

в) 61 - 76 см.

Подсчитаем баллы. 1 (а), 2 (а), 3 (б), 4 (в), 5 (в), 6 (а), 7 (б), 8 (а), 9 (а), 10 (б) - правильные ответы. За каждый из перечисленных здесь ответов вы заработали одно очко. Теперь сложите их и посмотрите, что получится.

8-10 баллов - Вы достаточно хорошо осведомлены об опасностях современной жизни и, по-видимому, бережно относитесь к окружа ющей среде и собственному здоровью.

7 и меньше - Ваших знаний о себе и окружающем Вас мире явно недостаточно.

Список использованной литературы

Казин Э.М., Блинова Н.Г, Литвинова НА. Основы индивидуального здо ровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. - М., 2000.

Ковалёв А.Г. Психология личности. - М., 1970. - С. 352 - 353.

Коменский Я.А.Великая дидактика. - Избранные пед.сочинения.- М., 1982.- Tl .- c .329.

Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тыся челетий. - М., 2001.

Кучма В.Р., Сердюковская ПН., Демин А.К. Руководство по гигиене и охра не здоровья школьников. - М., 2000.

Лебедева Н.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье уча щихся. // Физическая культура и здоровье. - 2000. - № 2 - с. 90-96.

Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт примене ния/ Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.

Назаренко ЛД. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АП-КиПРО, 2003

Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2000

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.-272с.

Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор/ автор-составитель Г.Н.Петровский.-Мн.:НИО, 2000.- 92с.

Здоровье - состояние физич,психич и соц благополучия человека.

ЗОЖ - совокупность,присущих личности способов жизнедеят-сти,способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Культура ЗОЖ личности проявл в осознании ценности здоровья, стремлении и готовности следовать ЗОЖ. В культуре ЗОЖ личности выделяют 3 компонента:

1. Потребностно- мотивационный(-убежденность в ценности здоровья, ответств отношение к здоровью своему и будущ поколений(своих детей);- потребность сохранять и укреплять свое здоровье;- потребностьв регулярной физич активности;-интерес к разным видам спорта);

2. Знаниевый/ интеллектуальный (-значение ЗОЖ для человека;- знания о режиме дня;- знания о правильн питании;- знания о гигиене и ее нормах;- знания о значении физ-ры и нормах ее организации;- знания о закаливании; - знания о правилах безопасн поведения(н-р за столом);- знания о влиянии эмоц состояния на здоровье;

3. Поведенческий (-двигательные умения и навыки(ходьба,бег,прыжки,…);- навыки, привычки зож(гигиена,режим дня,правильное питание);- навыки безопасного поведения;- способность преодолевать стрессовые состояния.

Формирование ЗОЖ - целенаправл процесс организации и стимулир-я физкульт-оздоровит и познават деят-сти уч-ся, направленной на их здоровье, физич развитие и приобщение к зож.

Цель - физич развитая здоровая личность.

Задачи - сформировать устойчивую потребность в зож, расширение знаний об основах зож; развитие умений, навыков и привычек зож, а так же физич задатков и способностей; профилактика вредн привычек.

Средства воспитания ЗОЖ : 1. Природа (солнце,воздух и вода). 2 . Гигиена. 3 . Физкультурно оздоровительная деят-сть.

Направления работы:

1. Организация здоровья сберегающей среды(-соблюдение санитарно-гигиенич норм;-соблюдение режима дня, труда,питания;- психологич климат в коллективе;- использ в учебном процессе здоровьесберегающ технологий(поддержание высокого интереса детей к предмету, учет индивид возможностей);- использ искусства (муз и др средств), благоприятно влияющих на психич состояние.

2. Ознакомление уч-ся с нормами ЗОЖ. Формирование представлений, знаний о ЗОЖ.Реализация ,как и в др видах деят-сти (физ-ра,человек и мир) и на факультативных занятиях (ЗОЖ), воспитательная работа (кинолекторий, круглые столы,турниры,викторины, встречи со специалистами).

3. Организация физкультурно- оздоровит деят-сти. Сформировать физич умения, навыки,привычки. Реализация в учебн деят-сти (физ-ра), факультативах (час здоровья и спорта) ; динамические (подвижные) переменки; утренняя зарядка; разнообразн формы воспит работы(спортландия, эстафета, дни здоровья, походы, экскурсии на природу).

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «экологическая культура личности», знать и уметь охарактеризо­вать ее структурные компоненты, взаимосвязи между ними;

□ знать и уметь обосновать приоритетность экологического воспитания, его цель, задачи, педагогические условия и пути осуществления;

□ знать и уметь охарактеризовать технологии формирования экологической культуры школьников, уметь рас­крывать возрастные особенности этого направления воспитательной работы;

□ знать и уметь раскрывать содержание понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая куль­тура»; уметь обосновать пути и педагогические условия формирования здорового образа жизни;

□ знать и уметь характеризовать основные направления и средства формирования здорового образа жизни школьников.

Основные вопросы

1. Экологическая культура личности: сущность, структура.

2. Технологии, возрастные особенности воспитания экологической культуры школьников.

3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности.

4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся.

Понятия темы

Экология, экологическая культура личности, здоровье, здоровый образ жизни, валеология, валеологическая культура личности .

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь от З0.12,2006 г № 8/15613) // Зборнiк нарматыўных дакументаў МА Рэспублiкi Беларусь. - 2007. - № 2. - С. 9-40.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - М. : Прометей; Юрайт, 1999. - С. 287-291; 355-362; 367-371.

3. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л. И. Маленкова. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - С. 246-269.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 314-315; 322-323; 325-328.

5. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. -С. 329-360.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов, - Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 445-453.

1. Экологическая культура личности: сущность и структура

Экологическая направленность образования - один из важнейших принципов политики государства в об­ласти образования. Это обусловлено тем, что на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком переросли в глобальную экологическую проблему. Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - наука) - комплекс наук, исследующих различные аспекты отношений живых организмов и условий среды.

Экологическое образование и воспитание школьников является в настоящее время одним из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Цель экологического образования и во c -питания - формирование экологической культуры школьников. Что понимают под экологической культурой? В педагогической литературе (А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачев и другие) встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом общие аспекты.

Экологическая культура личности - уровень сформированности системы научных знаний о взаимодей­ствии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нравственно-эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

В структуре экологической культуры выделяют: 1) систему экологических знаний; 2) экологическое сознание, ценностное отношение к природе, 3) экологическую деятельность (см. схему 65).

Экологические знания являются содержательно-смысловой основой экологической культуры. Их усвоение предполагает не только информирование учащихся о проблемах экологии, но и осознания ими самих себя как носителей экологических норм и ценностей. В системе современных экологических знаний реализуются следующие ключевые экологические идеи: целостность природы в биосфере и взаимосвязь всех ее компонентов; многообразие видов в природе и необходимость их охраны; зависимость здоровья человека от действия факторов окружающей среды; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности. Экологическое сознание порождает установку личности на сохранение природной среды как условия благополучия будущих поколений. Экологические ценности, заключающиеся в эстетическом, познавательном, этическом и практическом отношении к природе, влияют на поведение личности. Ценностное отношение к природе означает осмысление личностью экологических проблем и готовность включиться в различные практические действия по сбережению и сохранению природной среды.

Экологическая деятельность способствует осознанию школьниками своих возможностей по сохранению природы. Эта деятельность не только актуализирует имеющиеся у них экологические знания, но и вызывает потребность в приобретении новых.

Воспитание экологической культуры (экологическое воспитание) - это целенаправленная работа педагогов по формированию у школьников системы знаний о природе и о правилах взаимодействия с ней, по созданию условий для осознания учащимися ценности природы для общества и человека, по стимулированию, мотивации и организации экологической (природоохранной) деятельности учащихся, по овладению ими опытом эмоционально-волевого, нравственно-эстетического отношения к природе.

Определены задачи воспитательной работы в этом направлении: помощь учащимся в усвоении системы знаний о природных явлениях и процессах, в осознании последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность; формирование ценностных ориентации экологического характера, гуманного, ответственного отношения к природе; формирование готовности к природоохранной деятельности.

Основными критериями сформированности экологической культуры учащихся являются: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек - общество - природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экономических проблемах; ответственность за сохранение природного окружения, соблюдение норм экологически безопасного поведения, участие в разнообразных видах деятельности в области природоиспользования и охраны окружающей среды.

В качестве условий воспитания экологической культуры школьников выделяют: сочетание разных форм, методов, средств экологического образования; повышение экологической культуры педагогов и родителей; практическую деятельность учащихся по охране природы; взаимодействие учреждений образования с предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями, субъектами природоохранной деятельности; непрерывность экологического образования и воспитания.

Наиболее эффективными путями формирования экологической культуры являются: экологизация учебных предметов, факультативные занятия, внеклассное и внешкольное воспитание.

Культура здорового образа жизни в структуре экологического воспитания

Охрана окружающей среды - принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Но если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

И для этого в детских садах необходимо создавать проекты основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка, системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Цель экологического воспитания воспитать у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

Список использованной литературы:

  1. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Консультация для родителей "Воспитание культуры здорового образа жизни дошкольников как психолого-педагогическая проблема."