Традиции воспитания в православной семье. Воспитание детей в православных традициях. Православие и детский сад

Православное воспитание детей в семье объединяет сколько духовно-нравственное родство. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой...

Обращение к корням, о котором все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, невозможно без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.

Знать о традициях и следовать им – не одно и то же. Именно поэтому нужно понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это, прежде всего, следование нормам и канонам тысячелетней христианской веры.

Такое воспитание детей в семье базируются на трех основных положениях:

  • любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
  • ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но и в духовном смысле;
  • почитание родителей и вообще старших.

Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в ней необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненным испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творчество, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.

Строгость воспитания смягчается возвышенной любовью родителей к детям и детей к отцу и матери. Родители избегают гнева, сдерживают раздражение, и чадо видит в подчинении не наказание и унижение, а справедливость. Именно любовь смягчает запреты, не ломает личность ребенка, но позволяет малышу стать внутренне свободным, жить по тысячелетним нравственным законам добра и взаимоуважения.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Так, православное воспитание ребёнка с самого рождения строится на развитии, прежде всего, творческого мышления.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные ему по возрасту: кто-то убирает игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в приготовлении еды.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится . Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Все больше родителей сталкиваются с проблемой безнравственного поведения детей: молодое поколение не разделяет общечеловеческих ценностей, а пошлость и сквернословие стали обыденными явлениями.

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

Авторитетные мнения

В поисках истины родители часто обращаются к священнослужителям. Например, священник Даниил Сысоев в своих лекциях дал исчерпывающие ответы на множество вопросов о воспитании. Беседы с ним помогли не одному родителю найти подход к чаду и укрепиться в своей вере.

Для матерей и отцов, изучающих влияние церкви на детей, книга известного богослова Николая Евграфовича Пестова будет идеальным помощником. «Православное воспитание детей» можно приобрести как отдельное издание, так и в сборнике «Современная практика православного благочестия». В этом двухтомном труде доступно изложены основы построения христианской семьи, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться верующим в светском государстве.

Дорогие читатели! Вы хотите быть счастливыми, чтобы ваши семьи были крепкими и дружными, дети – добрыми и послушными? Значит, эта книга – для вас. Она расскажет и напомнит о традициях, обычаях Святой Руси. Здесь каждый найдет для себя нужное и полезное. Быть может, тогда семейный очаг и ваши дети согреют вас теплом и любовью?! Учиться никогда не поздно. Эта книга научит и подскажет вам на примере прошлых поколений, как воспитать детей в духе любви, послушания и уважения к родителям. Надеемся, что она станет добрым помощником в вашей семейной жизни.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиции православного воспитания (О. Ф. Киселева) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Православие – путь духовного возрождения

С чего начинается Родина?

Родина начинается для каждого человека с места, где он родился, семьи, где воспитывался и рос. Понятие «Родина» – это культура, язык, быт и, конечно, духовные начала. Наша Родина – Россия страна, испокон веков воспитанная в православной вере. Православная Церковь всегда укореняла в русском народе такие добродетели, как самоотверженность, жертвенность, отречение от своей воли, удобств и удовольствий во имя высших идеалов. Церковь благословляла на священный долг перед Отечеством – ее защиту. «Служить России, отвечать Богу» – таков был девиз наших предков, потому что для всех Отечество было понятием священным, т. к. всякому народу его даровал Сам Господь, поэтому его надо хранить и оберегать, не жалея своей жизни. Нам, русским, Он дал Россию.

Мы должны всегда твердо помнить, что мы – русские и обязаны относиться ко всему русскому с уважением и любовью, не допускать всяких насмешек и порицаний в наш адрес. У каждой нации есть свои достоинства и недостатки, но это наше Отечество, наш народ, наша общая семья. Мы сами должны критично относиться к себе, не позволять издеваться и допускать пренебрежение к нашей нации. Не надо забывать о том, сколько испытаний и бед выдержала Россия – и выстояла. Об этом, об истории России, о ратных подвигах, патриотах нашей страны следует рассказывать своим детям. Тогда и дети научатся любви, уважению, почтению и преданности к Родине.

Скажут, любви нельзя научиться. Да, чувству любви не научишься, но способу проявления этой любви приходится и должно учиться. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, того не уважают другие.

Славные и героические имена патриотов нашей земли, таких, как, например, Димитрий Донской, Александр Невский, навсегда останутся в русской истории. Это были не только храбрецы, а люди глубоко верующие – справедливость, бескорыстие, прямота, благородство и порядочность – вот черты, присущие им. Вера в Бога придавала силы быть бесстрашными и нравственными людьми; все они – воины-христиане.

Православная Церковь глубоко чтит своих верных сынов, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), а они отдали свои жизни за веру и Отечество. «Мы – русские! С нами Бог», – с такими словами шел в бой Александр Суворов, вселяя уверенность в своих «чудо-богатырей» – солдат, и одерживал победы. Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью.

Наш народ дорожил своим единством, власть считала своим долгом сохранять народные святыни и общественный покой – и Российская держава росла и крепла.

Всегда Родина для русских была не просто территорией проживания, а могучей и сильной державой, с богатым духовным опытом наших предков, соединенных единодушием, сплоченностью и непоколебимой верой. Подвижники Православия любовно пестовали душу народа, вкладывая в нее такие основы, как милосердие, незлобивость, смирение и мужество. Крепкой ячейкой государства-улья была семья с ее традиционным укладом, и она составляла основу державы Российской.

С чего же начинается наша сегодняшняя Россия, наша Родина? С пропаганды насилия, разврата, вседозволенности. Сейчас, в мирное время, вымирают целые области, деревни, стариков бросают на произвол судьбы, здесь позволено отбирать у престарелых убогие дома, квартиры – их выбрасывают просто на улицу «новые русские», обманом завладев их имуществом. Государство не защищает своих граждан, хотя и регулярно издает законы… Нет веры, нет надежды, нет любви. Исчезла государственная забота о собственном народе. Разрушается последний оплот государства – семья, традиционный уклад русской жизни.

И все же, вопреки всему, семьи пока еще создаются и существуют, но какие? Духовный кризис, охвативший все наше общество, отражается, как в малой капле воды, на основной ячейке государства – семье, и, конечно, на воспитании детей – будущем поколении нашей страны.

Великим русским ученым М.В. Ломоносовым в 1758 г. был составлен «Проект регламента Академической гимназии». Здесь хорошо видно, в каком духе он рекомендует вести воспитание детей, уже школьников, дабы в дальнейшем они стали добронравными гражданами своего Отечества – России, его защитниками и добрыми сынами.

§ 75. Каждому гимназисту при поступлении в Гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением. Кроме десяти заповедей и церковных заповедей, эти узаконения состоят в следующем.

§ 76. При наблюдении заповедей Божиих в десятисловии и заповедей церковных, коими обеими к Богу и ближнему и началам премудрости страха Господня научаемся, следует первая гимназистов должность, чтобы к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не внимать и не дать в уме усилиться, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело.

§ 77. Учителям оказывать себя весьма вежливо и уклонно, не упрямиться и ни в чем с ними не спорить, а особливо не досаждать грубыми словами, помня, сколько их за наставление почитать должны.

§ 78. Отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и от драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать.

§ 79. Весьма беречься, чтобы меж товарищами своими не смущать и не производить ссор и шуму.

§ 80. Не мешать другим в ученьи криком, играньем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и память в беспорядок приведены быть могут.

§ 81. Гордостию и грубостию никого не огорчать, но больше учтивостью и снисходительством привлекать к своему люблению.

§ 82. Пустых слов, подлых и содомских в разговоре остерегаться, зная, что довольно есть материи говорить о школьном учении и примечания о достопамятных вещах и приключениях.

§ 83. Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к сокрытию злых дел.

§ 84. Когда кто другого изобидит и за то наказан будет, а после снова тому же сделает обиду, показав знак неправедного мстительства, тот двойному наказанию подвержен.

§ 85. Хотя взаимная приязнь гимназистов похвальна и один то изъяснит, чего другой не разумеет, свободно может, однако, когда задана будет школьная экзерциция от учителя или экзаменатора для того, чтобы знать в успехах каждого разность, тогда никто друг другу помогать не должен. Равно как и в то время, когда по спросу учительскому говорит кто свой урок изусть и не знает твердо, близ его сидящий товарищ не должен ему тихонько подшептывать и тем помогать его лености. Такой помощник равному наказанию с незнающим подвержен.

§ 86. Чистоту наблюдать должно не токмо в делах беспорочных, но и при столе, в содержании книг, постели и платьях. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не токмо свою леность, но и подлые нравы.

§ 87. В церкви и в зале на молитве, также и у стола за кушаньем ничего не разговаривать и отнюдь не шуметь, но быть тихим и внимать прилежно пению и чтению.

§ 88. Без инспекторского позволения из Гимназии никуда не выходить и по отпуске приходить на показанный срок точно.

§ 89. Леность всего вреднее учащимся; того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением, терпением.

§ 90. Весьма должно блюстись лакомства и гулянья и больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку и, словом, терять золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность. (Опыты православной педагогики. С. 9–10).

Трудности супружеского счастья

Это началось еще в 1917 году. Для уничтожения церкви, православной веры большевистское правительство применяло все методы и средства. На пути стояла семья – уничтожить и ее. Во-первых, в семью был внесен раскол между старшим и младшим поколениями. Зачастую одурманенная молодежь на глазах стариков совершала надругательство над иконами, священниками, обрядами. Росло новое поколение – поколение атеистов. Но особый удар был нанесен по семье в области заключения и расторжения браков – открылась невиданная ни в одной стране мира свобода, дарованная правительственными актами. Женились и разводились по несколько раз в год. Так, в Петербурге в 1920 году на 10 тысяч браков коэффициент разводов достиг 92,2 % (в Париже 33,3, в Вене – 18,1), причем 22 % из них продолжались менее 2 месяцев. Одним из результатов такой половой вольности явилось громадное распространение венерических болезней, сифилиса – 5 % новорожденных в те годы были наследственными сифилитиками, 30 % населения были заражены.

Гибли во множестве верные Отечеству люди, разграблялось имущество и монастыри, осквернялись церкви, уничтожались и разграблялись богатства добрых людей, процветало предательство, мародерство – все самое низменное и недостойное человека, как образа Божия, одобрялось и обретало законную силу. Так открылась одна из самых страшных страниц нашей истории – «Великая» Октябрьская революция, положившая начало безверию и мраку России, разрушению до основания нравственных основ Святой Руси.

В нынешнее время, в условиях рынка, а наша Россия похожа сейчас на большой супермаркет, люди в своих взаимоотношениях напоминают продавцов и покупателей. Человек уже не личность, он – потребитель. Как правило, старается решать свои проблемы за счет других и в ущерб другим. Ныне действующая мораль предлагает быть настойчивыми в достижении цели и убирать конкурентов со своего пути. Например, если понравилась девушка друга, ее можно отбить у товарища, не испытывая при этом никаких угрызений совести. А затем, после легкой победы, просто забыть о ней. И считать случившееся мимолетным эпизодом своей жизни. Это так все просто.

Что стесняться, если целомудрие смешно?! Реклама, порнофильмы, порножурналы внушают постоянно развращающие начала; демонстрируют добрачные отношения, «естественность» интима даже малознакомых мужчины и женщины – это «как глоток воды».

Но скоро выяснилось: девушка ждет ребенка и не хочет от него избавляться. Так двое стали мужем и женой, и слава Богу, что это произошло, хоть и ребенок был нежданным. Конечно, наступили серые будни, надо было решать массу трудных проблем, и на семью со средним достатком (юноша работал в фирме, где регулярно платили зарплату) появление ребенка легло непосильным грузом. Ссоры, скандалы – в результате развод. Родители не смогли переубедить молодых перенести эти трудности, хотя и говорили, что их жизнь тоже была несладкой, но вместе, сообща, они все преодолели, потому что любили и жалели друг друга.

Сейчас бытует мнение, что только деньги делают семью крепкой и счастливой, от их количества зависит например, отношение жены к мужу.

С родителями жить не будем и не можем, говорят молодожены, – они диктуют, командуют, дают советы, лезут куда не надо. Поживем для себя, дети – обуза, бремя, зачем нам они, мы молодые, хотим радостной жизни, удовольствий, красивых нарядов, гостей, праздников и, вообще, делать то, что заблагорассудится. У нас свобода, демократия, если кто-то понравится, можно развлечься, потом снова семья и серые будни…

Если глава семьи, муж, не признает никаких авторитетов, если жена не почитает и не слушает мужа – два своевольных человека не могут вырастить послушного ребенка. В этом кроется одна из причин разрушения семей и непослушания детей. Вырастая в такой семье, дети не будут почитать авторитет власти и мудрость закона. Непослушные граждане, преступая закон и вступая в конфликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство. Подобные молодые люди, попадая в армию, не способны выполнять приказы командиров. Под угрозой становится жизнеспособность армии, а значит, безопасность государства.

Свобода, демократия – эти понятия сейчас сводятся ко вседозволенности, к своеволию – делай все, что хочешь, никаких авторитетов: ешь, пей, богатей. Но именно совесть мешает быть свободными в этом смысле. Свободный человек без совести – герой нашего времени. Он свободен от обязанности, от ответственности, от чести и порядочности, от совести, от Бога, Его законов, законов духовных и общечеловеческих.

Истинная свобода – это выбор между безнравственным и нравственным. Ведь каждый понимает, что поступает нехорошо – в каждом есть голос Божий. Его человек старается или заглушить, или следовать ему.

Истинная свобода, совершенная, она в том, чтобы идти добрым путем. И эту свободу человек должен в себе воспитывать, как силу воли. Это выработка духовного иммунитета – борьба с грехом, извращенной идеологией современного мира.

Современная «цивилизованная» жизнь настраивает супругов на то, чтобы в браке получать удовольствие. Каждый старается исполнять свои эгоистичные желания, относясь к другому, как к вещи, которая должна служить его благу. В семье царит ложь, лицемерие.

Или один из супругов – чаще всего мать, остается со всеми семейными проблемами и воспитанием ребенка одна. Отцам надоедают, мешают всякие заботы, обязанности – и они стараются поменьше бывать дома. Бывает, находят себе какую-то нетребовательную «подругу», готовую принимать бой-френда в любое удобное для него время. И скоро семья распадается, не успев стать еще по-настоящему семьей, а будущий маленький гражданин – ребенок несостоявшейся семьи – вместо полноценного родительского воспитания остается на попечении дедушек, бабушек… Ведь мама должна содержать, кормить свое дитя. А если нет старших, то ребенок скитается по рукам соседок, других случайных людей.

Бывает так, что мать и отец, во имя карьеры, профессионального роста почти не занимаются детьми; они начинают восприниматься как ненужная обуза. Роль семьи же в становлении личности исключительна, и никто не может заменить ее, никакие гувернеры, няни, частные учреждения. Кроме того, разрушение семейных связей негативным образом влияет на нормальное развитие детей, накладывает и неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Папа может быть занят бизнесом, карьерой – он почти не бывает дома, а мама занимается собой – нарядами, ездит в салоны красоты. Малыша воспитывает няня. Супруги редко бывают вместе, только на званых ужинах, они чужие друг другу.

Вот так идет и бежит время, и никто не заметит, как ребенок стал взрослым, но каким?.. Не было общих совместных дел вместе с ребенком, только его оценки в дневнике да компьютерные игры иногда с отцом. Все остальное – его духовный мир, интересы, как проводит свободное время и с кем их ребенок общается, – безразлично родителям. По их мнению, у них замечательный ребенок, успевает по всем предметам, хорошо владеет компьютером. А если не успевает – есть репетиторы.

Таким образом, одной из самых важных проблем нашего общества является сиротство при живых родителях, полнейшая бездуховность ребенка, отсутствие влияния семьи на его моральный облик. Воспринимается все только внешнее, но не обращается внимание на нравственные основы, возрастание его духовного роста. Недаром народная пословица гласит, что «истинный отец не тот, кто родил, но тот, кто хорошо воспитал и научил». Хуже всего, когда многие дети оказываются просто брошенными родителями, они заполняют улицы, живут в подвалах, воспитываются в приютах. Родителям вообще нет дела до своих детей, они заняты только собой, это, как правило, алкоголики или морально деградирующие элементы.

«Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.» Эти слова великого православного святого Иоанна Златоуста как нельзя больше подходят к современным родителям. На семью и брачные отношения, как показал социологический опрос, влияют добрачные связи молодых людей. Они способствуют неуважительному отношению супруга к своей жене. Потому что если девушка легко соглашается на интим, а также курит и пьет, то воспринимается молодым человеком как очередная подруга, с которой можно хорошо проводить время, и все.

Юноши высказывались по поводу таких девушек, что не хотели бы, чтобы их жены были похожи на них, т. к. доступность, испорченность и легкомыслие – качества, недопустимые для будущей спутницы жизни. Она должна быть надежной, серьезной, целомудренной, хорошо если бы умела шить, вязать, а не полировать ногти и ходить по барам. Многие, к сожалению, уже имеют добрачный опыт жизни, но, как выяснилось, хотят иных отношений в супружестве.

Церковь осуждает добрачные и внебрачные отношения, считая их тяжким грехом. Брак должен быть честен и «ложе непорочно». Нарушение нравственного закона влечет за собой страшные последствия. Грех никогда не останется ненаказанным. Вот почему сейчас столько больных, неполноценных детей. По слову апостола Павла, «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете от Бога» (1 Кор. 13, 19). «Если Бога нет – то все позволено», но и в прошлом, даже в мире язычества, например, император Гай Калигула своей развращенностью, попранием всяких человеческих законов, похотью был за это так ненавидим, что его убили трибуны преторианской гвардии, которые должны были обеспечивать его собственную безопасность.

Сейчас сама жизнь формирует «дух времени» – где все содержит и направлено на разжигание страстей, развращенной атмосферы, нравственной грязи.

Статистика свидетельствует о все повышающемся количестве разводов, высоком проценте детской преступности. И главной причиной распада семей, семейного кризиса является не материальный, а духовный аспект. Вступающие в брак очень легко относятся к такому серьезному шагу в своей жизни, считают, что семья существует лишь для удовольствия. Например, только в Ростове-на-Дону и Ростовской области в 2005 году 27,1 % младенцев родились вне брака. Большая часть семей, расторгнувших брак, – 56,5 % имели детей до 18 лет. В результате разводов 12 960 детей и подростков растут в неполных семьях. Число разводов в 2006 году составило 19 366, это на 5,2 % больше, чем в 2005 году.

Супруги не настраивают себя на семейную жизнь в единодушии, взаимопонимании, обоюдных уступках. Они не осознают, что семья – это общие заботы, обязанности, которые выполняются обоими, так облегчается тяжесть семейных проблем. Крайне важно понять, что любовь и уважение совершенно необходимы друг к другу, без них нет семьи.

Христианская семья прошлых веков

В наше время развод стал очень привычным делом, хотя это является большой трагедией для каждого человека, особенно для детей. Вступая в брак, молодые люди думают, что та радость, которую они получают при встречах друг с другом, продлится и далее, и, уже будучи супругами, они ничего не хотят делать, в частности, воспитывать себя, чтобы эта радость сохранялась и в браке. Многие супруги не хотят нести тяжелый «крест» в браке – обязанности, готовность поступиться чем-то ради другого, т. е. понести какие-то тяготы и неудобства, материальные лишения. Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях, оказывается, что они не готовы к этому, и молодые люди расходятся.

С глубокой болью Церковь допускает развод, в старину после развода в течение долгого времени – иногда до 7 лет, она не допускала следующего брака, считая разведенных не готовыми к созданию новой семьи. Они должны были пройти целую «школу» духовного воспитания, дабы понять свои прежние ошибки и вступить в брак зрелыми людьми.

Давайте обратимся к прошлому, попробуем ответить на вопрос: почему семьи были крепкими, многодетными, хоть и нелегкой тогда была жизнь, как семья сохранялась, каков был ее уклад?

Желающие вступить в брак подходили к этой проблеме серьезно и осмотрительно, ведь это был союз на всю жизнь. Когда выбирали супругу или супруга, непременно обращали внимание на родителей, ведь «яблочко от яблоньки недалеко падает». Родительское слово при согласии на брак было решающим, молодые, в свою очередь, должны были заручиться родительским благословением. Считалось, что для жены важна не внешняя привлекательность, хотя это тоже играло свою роль, но ее добродетели: доброта, трудолюбие, умение хозяйствовать, кротость. Если жена богатая – это, конечно, хорошо, когда богатое приданое, но большой минус – она более госпожа, чем жена. Кто хотел взять себе жену – помощницу во всем, и чтоб в доме лад и согласие были, женились на равных или беднее себя. Жизненные трудности, нужда располагали ее слушаться во всем мужа, беречь его, и семья жила в единодушии, любви и мире.

Будущий муж должен был быть добрым, честным и благоразумным. Таким образом, в супружество старались вступать не по страсти, но по разуму и благоразумию. Будущие молодожены молились Богу, чтобы жизнь в браке была мирной и счастливой, ведь тогда люди были верующими – православными христианами.

Семья всегда строилась с благословения Божия, с венчания в церкви, и на всю жизнь.

В православном понимании в брак вступают, чтобы жить во взаимной любви, это жизнь «единой личности в двух лицах». Рождение детей – его составная часть. Дети являются не только продолжателями рода, но и всего духовного, внутреннего состояния, духа семьи, нравственных начал, присущих семье. В центре христианской семьи должна быть любовь, радость. Христианская – это означает такое отношение друг к другу, где один человек почитает, любит другого, считается с ним, жертвует чем-то ради другого. Детям тоже стараются внушить, что добро приносит радость, воспитывают их в правде и любви. Задача православной христианской семьи – стараться «жить всей правдой, чистотой души, жить всей истиной, которые в нас есть». Бог есть Свет, и христиане должны быть светом в этом мире, поэтому совершенно недопустимо унижать, оскорблять, раздражать окружающих. Труд каждого супруга по возделыванию семейной нивы весьма нелегок, но только так семья станет надежной пристанью для всех домочадцев, особенно детей. Мужчина и женщина созданы для их единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). Благословенный Богом союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода.

Для христиан брак всегда был не средством удовлетворения природных потребностей, но «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду было установлено еще в IX–XI веках в Византии, а затем перешло в Русь для лиц православного вероисповедания.

Таинство брака рассматривается как действие благодати Божией на супругов, через Божественное благословение брак становится делом честным во всех отношениях, и ложе его нескверное служит ко благу рождения детей и воспитания их в послушании Богу.

Когда будущие жених и невеста приходили к взаимному согласию создать христианскую семью, то свое решение открывали родителям. Родители жениха спрашивали у сына, по нраву ли ему невеста, образ поведения ее, и, получив утвердительный ответ, давали согласие на брак. Родители невесты также спрашивали ее, нравится ли ей жених и согласна ли она выйти замуж.

«На Руси издревле считалось, что честь невесты – это честь рода. Поэтому в старину отец невесты не сразу давал сватам ответ, но обещал подумать о том с женой и родичами. Совершив так называемый «совестливый разговор» с родственниками, отец объявлял согласие на брак дочери». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 147). Затем наступал период усиленных молитв к Богу родителей, чтобы их детям Господь даровал мудрость, чтобы брак был счастливым. Молитвы родителей о детях, о их браке – тот фундамент, без которого ни одна семья не устоит в моменты тяжелых испытаний: «благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9). Родители посылали своих детей получить также благословение священника-духовника или же к старцу, опытному в знании воли Божией. Только после этого назначался день свадьбы. До церковного венчания совершался брак в гражданской инстанции.

В самый день бракосочетания родители, помолившись Богу о благополучии детей в браке, благословляли детей: сына – иконой Господа Иисуса Христа, дочь – иконой Божией Матери. Все ехали в церковь. Первым входил в храм жених вместе с шаферами (друзьями жениха), а кто-то из детей нес впереди жениха икону Спасителя. Помолившись Богу, жених ожидал невесту. Она приезжала чуть позже, также в сопровождении подруг и с иконой Божией Матери, совершала поклонение Богу и отходила в левую часть храма, в правой стоял жених. Жениха и невесту обручали: вынеся кольца из алтаря, священник подводил жениха к невесте, соединив их руки, затем им вручались кольца. Священник трижды «назнаменовывал» кольцом жены голову жениха со словами: «Обручается раб Божий рабе Божией» и наоборот. Вручением колец, принесенных от святого алтаря, жениху и невесте выражается вера церкви «в непрерывность их союза, даруемого им благодати Божией». Отныне они входят в согласие во всех своих делах, тем самым полагая начало обмену мыслями и чувствами, заботами и трудами. Обручение скрепляло данное ими друг другу признание намерений и чувств.

В чине венчания отображена традиция церковного осмысления основ семейной жизни. Супружество – это «путь подвижничества», постоянного упражнения в заповедях Божиих.

«Семья является той средой, где ее члены. проводят время в непрестанном труде, молитве, упражняются в усвоенных главных христианских добродетелях: «христианской любви, умеренности во всем, послушании. Супружество – путь подвига», наука исключительная по трудности, «ибо ведению ее подлежит духовная природа человека и ее усовершенствование». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 150).

Чтобы жених и невеста осознали свою ответственность за создание семьи, Церковь, в лице священника, спрашивает каждого из них: «Имеешь ли (имя) произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жены (мужья) сию (сего).; «Не обещался (обещалась) ли иной (иному) невесте (жениху)?»

Через брак супруги входят в жизнь Церкви и Отечества «любовью истины». Они должны соблюдать строгую нравственную чистоту, быть достойными родителями для своих будущих детей, радоваться умножению семьи.

Самым главным в венчании является возложение венцов на голову жениха и невесты – это тайносовершительный момент – благословляя брачный союз во имя Триединого Бога, воздается честь жениху и невесте за их целомудрие, они провозглашаются родоначальниками новой христианской семьи – малой домашней церкви. У них «одно сердце и одна душа с Церковью; они позвали Бога», Истину в свою жизнь, и Его жизнью будут поверять свою совесть.

И вот все позади, молодожены возвращались в свой дом, чтобы начать новую для каждого из них семейную жизнь. Конечно, только единая в вере семья сможет возрастать в духовном совершенствовании, жить по Господним заповедям. А это значит – они должны любить и уважать друг друга.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов, ибо «что Бог сочетал, того человек разлучить не может» (Мф. 19, 6). Если муж, например, в христианской семье был пьяница, то жена молилась за него с верой и усердием св. Иоанну Предтече, мученику Вонифатию, чтобы Господь за молитвы святых угодников отвратил его от погибельного пути и возвратил на путь трезвой воздержанной жизни.

Развод осуждается Церковью как грех, т. к. он приносит душевные страдания супругам (или одному из них), и особенно детям. Вместе с тем развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг другу, то Церковь старается сберечь целостность всеми присущими ей средствами – назиданием, молитвой, участием в таинствах. Допустимое основание для развода – прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности.

Жена в христианском браке должна повиноваться своему мужу, потому что «муж есть глава жены, как Христос глава Церкви.», «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».

«Мужья, любите своих жен, – обращается апостол Павел к супругам, – как и Христос возлюбил Церковь. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 22–33).

В христианском браке муж – глава семьи, и всю заботу о материальном устроении берет на себя, жена же во всем его помощница и друг. Супруги едины во всех своих устремлениях. «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; жена. наблюдает за домом, но кроме этого занятия у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царствия Божия». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 143)

Обращаясь к Господу за помощью, они не позволяют приблизиться к семейному очагу раздорам, вражде, ненависти. Таковы условия, при которых брак бывает счастливым для обоих супругов.

В энциклопедии семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – «Домострое», книге, написанной известным церковным и государственным деятелем священником Сильвестром во времена Иоанна Грозного, в середине XVI века, помещено «Послание и наставление отца сыну». В нем, в частности, говорится о том, какие взаимоотношения должны быть между мужем и женой.

И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди Господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам Господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону – во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог. Что сам, чадо, делаешь, тому и жену учи, всякому страху Божию, разному знанию и ремеслу и рукоделию, всяким делам и домашнему обиходу, и всем порядкам: сама бы умела и печь, и варить, и любое дело домашнее знала, и всякое женское рукоделие умела – когда сама все знает и умеет, сможет и детей и слуг всему научить, ко всему пристроить и наставить во всем. И сама бы хмельного в рот никогда не брала, и дети и слуги у нее не брали бы тоже, и никогда бы жена без рукоделия и сама ни на час не оставалась, разве что заболеет… Если же в гости пойдет или если у нее гости, никогда бы сама не была пьяна, а с гостями беседовала о рукоделье и о домашнем хозяйстве, и о праведном христианском житии, а не насмешничала бы и не болтала ни с кем ничего; в гостях и дома песен бесовских и всякого сквернословия и блудливых речей и грубых слов сама бы не произносила и того ни от кого бы не слушала… Если же этого не понимает, сурово ее накажи, страхом спасая, но не сердись, ты – на жену, а жена – на тебя. Наедине поучай, а поучив – успокой, пожалей, приласкай ее. Если станете жить по нашему поучению, по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими. Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого. Если, чадо, закон соблюдаешь по заповеди Господни… и добродетельно проживешь, как все богобоязненные люди, тогда помилует Бог тебя и люди почтут, и наполнит Господь твой дом всякою благодатью» (Домострой. С. 167–168; 170–171).

Глава семейства должен не о себе одном заботиться, – поучает отец сына, – но и о жене и о детях своих и обо всех остальных – до самого последнего домочадца, ибо все мы связаны единою верою в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь всем. (Домострой. С. 4).

Семейные традиции сохранялись веками и передавались от поколения к поколению, а Православная Церковь всячески поддерживала и охраняла нравственные устои, духовное начало в русском человеке-христианине.

Вот каков был, например, семейный уклад последнего русского царя Николая II (вся царская семья – это мученики: сам император, царица Александра, царевны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и царевич Алексей. Их называют так потому, что они были зверски убиты в ночь с 17 на 18 июля 1918 года. Без суда и следствия их расстреляли большевики, добив выстрелами в затылок). Будущий царь Николай и принцесса Алекс ждали долгих 10 лет благословения родителей, чтоб вступить в брак. Семья государя была истинно верующей, православной. День Николая II начинался с молитв в его домовой церкви. Вся семья регулярно ходила на богослужения в церковь. Его дочери хорошо знали смысл церковных служб, принимали в них участие – пели на клиросе.

Воспитание детей императора Николая II было очень строгим. Например, все они спали на жестких кроватях, почти без подушек, по утрам принимали холодный душ. Одевались все очень просто: во время войны никому не было сшито ничего нового. И деньгами их не баловали. Государыня следила, чтобы дети не бездельничали. Они должны были либо читать, либо заниматься рукоделием. Все ее дочери умели вышивать, вязать, дарили свои изделия своим близким. П. Жильяр, воспитатель детей царской семьи, в своих воспоминаниях пишет: он никогда не видел детей императора скучающими.

По свидетельству его окружения, любовь к Богу, простота, непритязательность в быту, любовь и сострадание к ближним были главными семейными добродетелями.

Пьер Жильяр писал о том, что все заботились друг о друге, дети с любовью и вниманием относились к родителям. Например, когда государыня была больна, дочери решили организовать дежурство у ее постели. Они, сменяя друг друга, неотлучно находились при ней. Отец для всей семьи был сердечным другом, перед которым преклонялись и которого почитали.

Во время Первой мировой войны царица Александра Федоровна, великие княжны Ольга и Татьяна прошли курсы сестер милосердия и ухаживали за ранеными в госпитале в Царском Селе. И даже царевич Алексей, которому было только двенадцать лет, в 1916 году был вместе с отцом в ставке и разъездах. Он говорил, что хотел бы видеть всех счастливыми, и чтоб не было несчастных и бедных.

Следует упомянуть еще об одной замечательной черте царских детей. Все они были горячими патриотами, любили Россию и все русское, говорили только по-русски. Отец их, император Николай II, подавал им в этом пример: он прекрасно знал русский язык, отмечал любые погрешности в правописании и не терпел употребления иностранных слов.

Царская семья была проста в обращении. Государь не терпел высокомерия, кичливости и учил детей тому же. Он очень любил своих детей и воспринимал очередное появившееся дитя как дар Божий его семейству.

Духовные истоки Святой Руси

На каком фундаменте была построена наша Родина и в отдельности каждая семья, кто питал и укреплял в трудные минуты русский народ? Православная вера. Вся жизнь наших предков строилась и вдохновлялась ею. После принятия Русью христианства все воспитание, культура и искусство воздвигались на базе православной веры.

Кто сохранил наш народ в течение стольких веков, после стольких переворотов, посреди врагов, посягавших на нее и с востока, и с запада, и с севера, и с юга? Православная вера. Именно она составила живую и крепкую связь между народами всей Руси, укрепила любовь к родной земле.

С Божьей помощью отражались неприятельские атаки, сохранялась и приумножалась, крепла вся Российская держава. Люди мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, не по преуспеванию, а по святости угодников Божиих, людей, живших праведной жизнью, более духом, чем плотью. Этот идеал служил примером и вдохновлял русских следовать их примеру на протяжении целых веков. Поэтому наше Отечество и называется Святой Русью!

По преданию, когда князь Владимир послал своих подданных выбирать веру для русского народа, то послы поехали в Константинополь. Вошли они в Софийский храм и почувствовали себя, как на небе, такая красота дивная им открылась, и после этого к язычеству невозможно было возвратиться. Вот так Русь крестилась – через Божественную, неописуемую красоту. Это было в IX веке. С этого времени большинство русских стало православными.

В России всегда жил единый русский народ, он включал в себя более 150 национальностей. Православие на протяжении более 1000 лет являлось общегосударственной и культурообразующей конфессией всего русского народа. Оно скрепляло собой все в единое государство, единый духовный организм.

Русский – это не прилагательное, а существительное. Быть русским означало жить по многовековым традициям Святой Руси. Отличительными чертами русского народа являлись не только принадлежность к православной вере, но и особые человеческие качества – добродетели, они отличали и выделяли его как русского человека. Недаром во всем мире любого выходца из России, независимо от его национальности, называли русским.

Слово «Православие» является переводом с греческого языка «ортодоксия». Православие в прямом смысле слова есть, в отличие от ложного, правильное (правое) вероучение. Именно в этом значении оно употребляется с эпохи Вселенских Соборов (IV–VIII вв.), когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей, доктрин, формулировали положения изначальной веры. Эти формулировки выражали смысл православного учения, православными были и церкви, содержащие его.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание ее и христианского учения в целом различно у христиан разных ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является слово Папы, для протестантов – убеждения основателя данного вероисповедания, того или иного богослова или даже личное мнение самого верующего. Для православных единственно достоверный критерий – Священное Предание, т. е. истинное понимание Библии основано на традиции, преданиях, преемственно передаваемых от апостолов через их учеников, их преемников.

Традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение и из века в век, соответствующее ей толкование Библии, всех основных истин веры и принципов христианской веры называется Священным Преданием. Священное Предание позволило Православию сохранить верность изначальному христианству.

В XI веке Римско-католическая церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры принципиально новое утверждение о Святой Троице. Это явилось одной из причин Великого раскола. «Восточные церкви с того времени» стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-католической или просто католической церкви.

Православная вера – это вера в любовь, в добро, милосердие, она за правое дело стоит, доброе прославляет и учит жить в любви, терпении друг к другу. Еще совсем недавно, каких-то сто лет назад, все жили по-православному, сам правитель нашей Руси – Царь, был первым православным христианином, подававшим пример христианской жизни. Например, государь Николай I считал, что «Закон Божий есть единственное твердое основание всякому полезному учению», дети обязательно в школах должны были знать молитву Господнюю, Символ веры, 10 заповедей, стих «Богородице, дева, радуйся.». И в школах, и в гимназиях, и в лицеях христианская вера составляла главнейший предмет учения».

Хотя и раньше большинству людей жилось очень трудно: приходилось много работать, много людей болело и умирало, но переживать свои тяготы, невзгоды помогала вера. Жить по вере Христовой – это значит своими добрыми делами исполнять волю Божию. Добрые дела – это выражение нашей любви, а любовь – основа всей христианской жизни.

Отечество, как мать родную, не выбирают. Не достойны уважения ни сын, отказавшийся от матери своей, ни мать, бросившая своего ребенка. Истинная любовь не столько в дни расцвета проявляется, сколько в минуты роковые.

Сейчас, в дни нестроения Отечества, весь русский народ терпит скорби, лишения, утраты вместе со своей Родиной, разграбленной, обманутой и затоптанной «друзьями России».

Нам всем выпало трудное время, когда надо подставить свои плечи и руки и поддержать Россию, несущую свой тяжкий крест. Нет ничего более великого, чем разделить судьбу Отечества, своего народа – и в радости, и в горести!

Вера в Россию жива. Валерий Балабанов – заведующий одной из кафедр ИЗО Академии славянской культуры несколько лет назад побывал в США с миссией духовной помощи русским беженцам. В православных храмах он видел стариков, по несчастью покинувших родину. Они сохранили в себе истинную русскую культуру, сохранили чистоту русского языка. Они живут думой и памятью о России. И богатые, и бедные – все собирают деньги для создания фонда «Возвращение в Отечество». Они хотят вернуться, чтобы «умереть в России!». Как же и нам, русским людям, не верить в Отечество?!

Образ Святой Руси, с ее 1000-летней русской национальной идеей, российской государственностью, складывался из трех начал: Православие – Самодержавие – Народность. Вспомним, что российские солдаты воевали за Веру, Царя и Отечество. Именно это гармоничное российское триединство является ключом к пониманию исторических процессов в России XX века.

Огромный многовековой опыт Отечества показал, что все чужеродные модели устройства общества, не соответствующие гармоничному российскому триединству, освященному Божественной благодатью, обречены на отторжение и гибель. Мы должны вернуться к идее соборности, духовного и гражданского единства, вновь зажечь свечу веры православной, спасать не тело, а душу, творить добро в любви друг к другу и воспитывать наших детей в этом духе.

«Отнимите от нашего русского народа, от нашей русской жизни Православие, и от нее ничего своего родного не останется», – как справедливо писал Ф.М. Достоевский.

В Киево-Печерской лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями. Эта молитва была составлена нашими предками, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IX веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными, нашими отцами по вере.

Ф.И. Тютчев в 1848 г. писал: «… Россия прежде всего Христианская Империя; русский народ-христианин не только в силу Православия своих убеждений. он – христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его христианской природы».

А старец Оптинский, преподобный Макарий, в этом же году восклицал, что «сердце обливается кровью при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится?.. Нам надо, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь, и каяться о прошедшем увлечении в оные, быть твердыми в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем».

Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский в 1907 году указывал, как «безумны и жалки интеллигенты наши, утратившие по своему легкомыслию веру отцов своих, веру – эту твердую опору жизни нашей во всех скорбях и бедах, этот якорь твердый и верный, на котором незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейских и – отечество наше!»

Митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский, умерший в 1995 г. в приемной бывшего мэра Собчака, так и не дождавшийся, когда его примут, всю свою жизнь был печальником Земли Русской. Он служил Святой Руси, хотел ее возрождения из хаоса и мрака. Его оружием было слово – слово правды, горькой истины, сказанное с любовью. По его благословению было создано издательство «Царское дело», оно осуществляло программу «Духовное возрождение Отечества». Вышли труды владыки Иоанна – 5 томов, среди них «Самодержавие духа», «Стояние в вере», «Русь соборная». Девизом его жизни было «Во славу Божию жить для России».

Он писал о том, что одной из важнейших задач сегодня является возвращение россиянам понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства. В связи с этим необходимо возрождение идеологии Великой России, основанной на древних православных святынях и традиционных народных идеалах…

«Многие напасти и беды сумела одолеть наша страна за десять веков своей суровой истории благодаря великой приверженности русского народа Святому Православию. Именно Церковь, скрепив Русь прочным союзом благодатных Заповедей Христовых, не позволила Русской нации раствориться.» (Митрополит Иоанн. Русь соборная. – С. 183).

Духовной добродетелью благочестивого христианина было любить «врагов своих», сокрушать врагов Отечества, гнушаться врагами Божиими. Святая Русь служила опорой «небесным» добродетелям, надежным заслоном на пути мировой злобы. Ей всегда были свойственны преданность «возвышенным» идеалам, готовность «положить душу свою за други своя». Она всегда была самобытна, ей была свойственна традиционная русская духовность, основанная на тысячелетних святынях Православия.

Ольга Федоровна Киселева

Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия

Православие – путь духовного возрождения

Серафим Роуз, видный публицист, американец, живший в XX веке (1934–1982), после долгих духовных поисков, искания смысла жизни принял Православие, был пострижен в малую схиму – стал иеромонахом и наречен Серафимом (его мирское имя Юджин). Он был инициатором и прямым участником устроения православного монастыря в память преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии. По его мнению, в нашем современном мире, «лежащем во зле», спасение можно найти только в Боге и Православии. Только так есть возможность вести плодотворную, нормальную жизнь и воспитать добропорядочных детей.

Вера, надежда, любовь озаряют путь каждого православного христианина, с Божией помощью он преодолевает жизненные невзгоды и всегда знает, что Господь с ним.

Вот что пишет иеромонах Серафим о православном воспитании и окружающем мире.

Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания… Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, почти на любой аспект нашей современной культуры, – подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу – и в религии (это легко разглядеть в распространении уродующих душу культов, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни человек сегодня сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. (Иеромонах Серафим Роуз. Православное воспитание и окружающий мир. См.: Опыты православной педагогики. – М., 1993. – С. 203–204.)

Среди тяжких испытаний жизни последних лет, среди этого беснующегося моря неверия, безнравственности, страстей и пороков, когда горем и ужасом сжимается сердце, среди тяжелых дум, среди горестных предчувствий – есть святая надежда на обновление и возрождение жизни, на великое ожидающее нашу

Родину будущее. Ведь обновление и возрождение – в силе жизни духа, а не во внешних реформах государственного и общественного строя.

На протяжении многих столетий Россия была православной державой, и здесь формировались и крепли христианские традиции воспитания, а главной их хранительницей всегда являлась семья. Здесь жили наши благочестивые предки, завещавшие беречь бесценное сокровище – семью, а теперь мы должны брать пример с них и учиться тем духовным истинам, которые они нам завещали.

С чего начинается Родина?

Родина начинается для каждого человека с места, где он родился, семьи, где воспитывался и рос. Понятие «Родина» – это культура, язык, быт и, конечно, духовные начала. Наша Родина – Россия страна, испокон веков воспитанная в православной вере. Православная Церковь всегда укореняла в русском народе такие добродетели, как самоотверженность, жертвенность, отречение от своей воли, удобств и удовольствий во имя высших идеалов. Церковь благословляла на священный долг перед Отечеством – ее защиту. «Служить России, отвечать Богу» – таков был девиз наших предков, потому что для всех Отечество было понятием священным, т. к. всякому народу его даровал Сам Господь, поэтому его надо хранить и оберегать, не жалея своей жизни. Нам, русским, Он дал Россию.

Мы должны всегда твердо помнить, что мы – русские и обязаны относиться ко всему русскому с уважением и любовью, не допускать всяких насмешек и порицаний в наш адрес. У каждой нации есть свои достоинства и недостатки, но это наше Отечество, наш народ, наша общая семья. Мы сами должны критично относиться к себе, не позволять издеваться и допускать пренебрежение к нашей нации. Не надо забывать о том, сколько испытаний и бед выдержала Россия – и выстояла. Об этом, об истории России, о ратных подвигах, патриотах нашей страны следует рассказывать своим детям. Тогда и дети научатся любви, уважению, почтению и преданности к Родине.

Скажут, любви нельзя научиться. Да, чувству любви не научишься, но способу проявления этой любви приходится и должно учиться. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, того не уважают другие.

Славные и героические имена патриотов нашей земли, таких, как, например, Димитрий Донской, Александр Невский, навсегда останутся в русской истории. Это были не только храбрецы, а люди глубоко верующие – справедливость, бескорыстие, прямота, благородство и порядочность – вот черты, присущие им. Вера в Бога придавала силы быть бесстрашными и нравственными людьми; все они – воины-христиане.

Православная Церковь глубоко чтит своих верных сынов, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), а они отдали свои жизни за веру и Отечество. «Мы – русские! С нами Бог», – с такими словами шел в бой Александр Суворов, вселяя уверенность в своих «чудо-богатырей» – солдат, и одерживал победы. Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью.

Наш народ дорожил своим единством, власть считала своим долгом сохранять народные святыни и общественный покой – и Российская держава росла и крепла.

Всегда Родина для русских была не просто территорией проживания, а могучей и сильной державой, с богатым духовным опытом наших предков, соединенных единодушием, сплоченностью и непоколебимой верой. Подвижники Православия любовно пестовали душу народа, вкладывая в нее такие основы, как милосердие, незлобивость, смирение и мужество. Крепкой ячейкой государства-улья была семья с ее традиционным укладом, и она составляла основу державы Российской.

С чего же начинается наша сегодняшняя Россия, наша Родина? С пропаганды насилия, разврата, вседозволенности. Сейчас, в мирное время, вымирают целые области, деревни, стариков бросают на произвол судьбы, здесь позволено отбирать у престарелых убогие дома, квартиры – их выбрасывают просто на улицу «новые русские», обманом завладев их имуществом. Государство не защищает своих граждан, хотя и регулярно издает законы… Нет веры, нет надежды, нет любви. Исчезла государственная забота о собственном народе. Разрушается последний оплот государства – семья, традиционный уклад русской жизни.

И все же, вопреки всему, семьи пока еще создаются и существуют, но какие? Духовный кризис, охвативший все наше общество, отражается, как в малой капле воды, на основной ячейке государства – семье, и, конечно, на воспитании детей – будущем поколении нашей страны.

Великим русским ученым М.В. Ломоносовым в 1758 г. был составлен «Проект регламента Академической гимназии». Здесь хорошо видно, в каком духе он рекомендует вести воспитание детей, уже школьников, дабы в дальнейшем они стали добронравными гражданами своего Отечества – России, его защитниками и добрыми сынами.

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ , В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ .

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств .

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать .

В воспитании огромную роль играет семья . И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака . По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» , в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры , в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.

То, что понятие «семья » имеет и нравственную , и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре - заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей .

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» , содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни .

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как :

Крещение;

Миропомазание;

Причащение;

Воцерковление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре , и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания : напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта , и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей . Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях , где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка , развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем . Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог - Творец мира - нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого , но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том , чтобы в душе ребенка «изобразился Христос » , чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам .

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству . Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев , передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции - это принятые в семье нормы , манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину . Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни .

Вера и благочестие - основание нравственного воспитания детей .

Нравственное воспитание :

Отзывчивость (сострадание , сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок ).

Условия нравственного воспитания :

Атмосфера любви

Атмосфера искренности

Разумное наказание

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения .

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях , в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху , пекут куличи, отмечают Рождество Христово , многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день .

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи , во время такой традиции как трапеза . Во многих семьях соблюдают эту традицию , восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир , тепло и любовь. Отец – глава семьи , послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом . А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому , что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей , что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей . Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым . Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций , при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения , Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств , всей нравственно-эстетической культуры человека . Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье , так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья .

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания .

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо , но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

Список литературы.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры : Науч. - метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ - Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность . – М., 1994

6. Интернет источники.

На чтение 5 мин.

Большинство современных родителей считают, что православное воспитание детей не влияет на развитие сильных качеств. Однако, глядя на нынешнее поколение можно понять, что границы “хорошего” и “плохого” начинают стираться. Почему же важно воспитывать детей по православным законам? С какого возраста знакомить малыша с религией?

Воспитание в православии

Важно понимать, что православное воспитание это не только вера в Бога и полное погружение в веру. Православное воспитание включает в себя знание и следования традициям, почитание родителей и безграничная любовь.

Современные мамы задумываются о нравственном состоянии своих детей, когда видят “падение нравов” нынешней молодежи. В надежде обойти стороной хамство, лицемерие, агрессию родители знакомят малышей с верой. Православное воспитание детей дошкольного возраста должно быть не навязчивым, малышу достаточно видеть родительский пример. Посещение воскресных школ при церкви дают немало знаний, однако поступки мамы и папы играют огромную роль в правильном восприятии православия.

Христианская семья

В православной христианской семье первое место в жизни занимает, собственно, семья. Православие дает понять, что семья будет всегда рядом и в счастье и в горе. Никакие друзья и работа не заменят близких людей, детей и родителей. Главное отличие православной семьи от других является любовь к людям и вера в добро. Православные родители учат детей не обижаться на окружающих, а принимать ситуацию как испытание и преодолевать ее.

Отношения между верующими родителями уважительные, выяснение отношений происходит без детских ушей и глаз. Проявление неуважения отца к матери подрывает авторитет у подрастающего поколения.

Воспитание детей в православной семье подразумевает послушание детей, соблюдение традиций. Однако, исключается ведение поста детьми любого возраста. Возможно воздержание от сладкого, только малыш это должен делать осознанно, а не по решению родителей.

Православие детям

Для малышей, воспитываемых в христианской семье, православие является частью жизни. Восприятие детьми вечерних и утренних молитв должно быть как обычный разговор с Богом, оценка своих поступков. Воспитывая детей в православии родители с малых лет знакомят с христианскими обычаями, законами, нормами поведения. Не стоит забывать, что главный учитель — правильный пример родителей.

Малышей от года до трех лет стоит приводить в церковь и рассказывать о происходящем там (соответственно тихим тоном), покажите своему чаду иконы, дайте все рассмотреть ему. Объясните, что шуметь в церкви нельзя, а если малыш устал и не может устоять спокойно, просто выйдите на улицу. Православные христиане никогда не будут “шикать” на крох в церкви, только могут помочь отвлечь его или проигнорируют.

Детсадовские дети готовы принять информацию о христианстве. В некоторых садах проходят беседы на тему религии и веры. В крупных городах России стали открывать православные сады, в которых с самых малых лет знакомят деток с православием.

Проблемы православия

Самой главной проблемой в вопросе религии, является вера. Точнее ее отсутствие, имеется ввиду не только вера в Бога, а вообще вера людям, правительству, близким. Современное поколение скептически относится к нравственности, обманутые не раз люди перестали доверять.

Еще одной проблемой являются, так называемые, “трудные подростки”. Каждому родителю хотелось бы видеть свое чадо искренне верующего в Бога, почитаемого традиции, нравственного. Однако, в подростковом возрасте, когда гормоны берут верх над разумом, некоторые дети выбирают ложный путь. Задача родителей разобраться в причине изменений в поведении, стать еще ближе и заслужить доверие. Посещение службы в церкви, а также причастие пойдет только на пользу Вашему подростку. Не оставляйте без внимания любые увлечения, старайтесь быть в курсе ближайших планов, познакомьтесь с друзьями.

Помните, что мама и папа — это крепость, за которой малыш должен чувствовать себя защищенным.

Традиции православного воспитания детей в семье

Конечно, главным источником информации является семья. Сын или дочь не будет следовать традициям, если дома никто их не соблюдает.

В каждой семье должны быть свои традиции, помимо общественных. Если в семье малыш воспитывается в духовно-нравственной обстановке, то повзрослев он сможет отличить добро от зла, и выбрав добро сможет устоять от соблазнов. Чтобы прививать детям добро, необходимо брать их на службы, вместе помогать больным.

Можно выделить главные традиции, которые можно укоренить в каждой семье:

  • крещение;
  • посещение храмов;
  • оказание почтения церковным праздникам;
  • совместная трапеза;
  • почитание взрослых;
  • уход за маленькими и больными;
  • обсуждение семейных вопросов, совместное решение проблем.

Раньше, православие начиналось с крещения, которое считалось чуть ли не обязательным. Посещение церкви, участие в семейных молитвах, исповедь, причастие тоже считалось неотъемлемой частью жизни каждого мальчика и девочки. Все это было частью духовно — нравственного воспитания детей.

Современному человеку необходимо возрождать забытые традиции и знакомить с православными традициями, культурами, обычаями с самого раннего возраста. Ведь одной из главных причин утраты знаний, является несоблюдение связи между поколениями.

Ядро духовного воспитания закладывается в семье, поэтому духовно — нравственное воспитание детей возможно при условии правильного духовного и нравственного состояния семьи в целом.

Семейное воспитание — тяжелый труд для родителей и детей. Дети должны восприниматься как семя, которое необходимо вырастить в хорошей, спокойной, счастливой среде. Дети не бывают виноваты в чем-то, всему виной неправильное воспитание или его отсутствие.

Любите своих детей такими какие они есть и старайтесь давать правильные знания, вводите свои традиции и следуйте церковным ежегодным праздникам.