Ребенок 1 год говорит только звук к. Почему ребенок не разговаривает. Любимая буква «Ы»

Существует миф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждом детском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок не говорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когда бежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральным директором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.

Существует миф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждом детском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок не говорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когда бежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральным директором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.

По статистике "Яндекса" более двух тысяч человек в месяц ищут ответы по запросу «Ребенок не говорит в год». Олеся Станиславовна, действительно ли в это время уже надо начинать переживать?

Опасения, что у годовалого ребенка речь формируется с отставанием, обоснованны только в том случае, когда у малыша отмечается общая задержка психомоторного развития (например, при раннем органическом повреждении головного мозга) или есть подозрения в снижении слуха, нарушении зрения. То есть когда имеются косвенные подтверждения того, что задержка речевого развития может носить патологический характер. Если же ребенок хорошо слышит и видит, а в анамнезе нет заболеваний или причин, которые могли бы вызвать нарушения речевого развития, то нет ничего страшного в том, что к году ребенок не говорит. Лингвисты детской речи говорят, что в среднем отправная точка формирования активной словесной речи лежит приблизительно в возрасте от 1 года до 1,6 года. У всех детей эти сроки индивидуальны, кто-то может начать говорить чуть раньше года, кто-то – чуть позже полутора лет.

- Что должен уметь делать и говорить ребенок в год, в два, в три?

Ответ на этот вопрос неоднозначен… Врачи (невропатологи, педиатры) и педагоги (логопеды, дефектологи), оценивая развитие ребенка, пользуются так называемыми диагностическими таблицами. Речь никогда не рассматривается отдельно. Опытный специалист всегда оценивает созревание всех областей развития ребенка: социализации и навыков самообслуживания, развития крупной и мелкой моторики, познавательных навыков ребенка, предречевых (до года) и речевых навыков.

У нас в стране на сегодняшний момент разнятся данные, потому что нет единой шкалы нормативов развития ребенка, в отличие, например, от европейских стран. Многие отечественные специалисты пользуются переводом известных тестов – Гезелла, денверского скринингового теста. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства на протяжении многих лет проводил огромную работу, пытаясь определить среднестатистические параметры развития для жителей Северо-Западного региона. Для того чтобы вывести такие среднестатистические цифры, нужно провести анализ выборки исследований полутора-двух тысяч человек. Мы пользуемся усредненными, принятыми в отечественной педиатрии и неврологии, данными по развитию ребенка и критериям факторов риска нарушений развития. Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие простой фразовой речи после 3 лет.

Зависит ли начало речевой деятельности ребенка от пола, наследственности, от занятий с ребенком или от его личных особенностей?

Все играет свою роль. Даже генетика. В семьях, в которых есть предрасположенность к задержке речевого развития, она часто передается по наследству. По крайней мере, один из первых вопросов логопеда, когда к нему приходят родители с ребенком, который не говорит, – были ли подобные случаи в семье? Зависимость от пола тоже есть. Как ни странно, задержек речевого развития у мальчиков больше, чем у девочек. И по исследованиям, речь у некоторых мальчиков тоже чуть позже начинает формироваться, чем у девочек, однако это не повод думать, что «не говорит, потому что мальчик».

Теперь о роли родителей. Проводились исследования онтолингвистов, которые показали: быстрее начнет говорить ребенок у так называемой «продвинутой» мамы. Такая мама много разговаривает с малышом, голосом и интонацией выделяя слова, на которые ребенок должен обратить внимание. Малыши лучше реагируют на медленный темп речи взрослого, смену интонационной окраски голоса, эмоциональное поощрение ответных реплик самого малыша. Наоборот, в семьях, в которых есть депривация – ущемление условий развития ребенка, – часто наблюдается задержка его речевого развития. Познавательные способности ребенка, интеллект тоже играют свою роль в развитии речи. Поэтому у ребенка с задержкой психического развития, безусловно, речевое развитие тоже будет задерживаться.

- Дети учатся подражанием, повторяя звуки взрослых?

Не только – дети внимательно слушают речь и смотрят на губы говорящего. Те дети, у которых хорошо развит зрительный и слуховой контроль, а также способности к повторению этих артикуляционных движений, обычно более успешны в освоении речи.

Значит, речь родителей значительно влияет на речь ребенка. Но многие взрослые с детьми сюсюкаются. Это правильно?

Есть понятие «язык нянь», или «лепетный язык». Когда мы говорим, например, «смотри, какая бибика поехала» или «аф-аф-аф по улице бежит» – в этом нет ничего плохого. Родители пользуются этими лепетными словами осознанно, добиваясь того, чтобы ребенок стал быстрее употреблять их в своей речи, а следовательно, говорить. Такими словами овладевают все дети, когда учатся говорить. Поэтому когда к нам приходят дети с задержкой речевого развития, мы тоже первым делом стимулируем у них попытки повторения звукоподражаний животных и птиц, других звуковых сочетаний (например, тук-тук, алё, бах).

И другое дело – сюсюканье, когда родители сознательно начинают, например, смягченно говорить: «Ути-ти, мой холёсенький», то есть кривляются, искажают звукопроизношение. Это разные вещи. И этого делать не надо, мы должны быть эталоном для ребенка. Хотя на самом деле сюсюканье – стопятидесятая причина, почему речь ребенка может быть нарушена.

Стоит ли ругать ребенка, если он показывает пальцем на что-то, не желая говорить? Или это нормальный этап развития?

Смотря в каком возрасте. Есть, например, естественные жесты – указательные – они есть у всех детей старше 6–8-месячного возраста. Сначала появляются жесты, а потом, вслед за ними, вербальная речь. И в этом смысле жесты естественны в значении «дай мне», «покажи мне» или «что это?». Но постепенно, к полутора-двум годам, нужно начинать стремиться к тому, чтобы жесты вытеснялись словами. Сами родители должны провоцировать у ребенка формирование вербальной (словесной) речи. Поэтому я всегда говорю взрослым: если у ребенка нет мотивации пользоваться речью, она и не будет формироваться. Если ребенок будет просто показывать пальцем на предмет или игрушку, а родители будут тут же это давать ребенку, ему как бы и не надо учиться это слово называть.

- Именно поэтому многие дети начинают хорошо говорить фразами, только когда идут в садик?

Да, это влияние социальной среды – ребенку приходится пользоваться речью. Сверстникам надо объяснить, чего он хочет, – надо игрушку попросить, вступить в диалог и так далее. Поэтому среда сама подталкивает ребенка к активному использованию речи и накоплению словарного запаса. Появляется мотивация, поэтому и речь у ребенка активизируется.

Часто приходится видеть, что многие дети ходят с соской и в два, и в три года. Это как-то может повлиять на формирование речи?

Долгое сосание соски может привести к нарушению прикуса и к тому, что у ребенка язык будет высовываться между зубами. А это повлечет за собой нарушение произношения, например свистящих звуков. Поэтому один из первых вопросов логопеда на осмотре, если у ребенка имеются нарушения произношения, долго ли он сосал соску.

- Как понять, что у ребенка что-то не так со слухом?

Нужно внимательно следить за реакцией ребенка на звуки бытовых приборов, окружающей среды, голоса людей. Если вы замечаете, что у ребенка нет реакции на вашу речь, когда он не видит ваших губ (вы закрываете их листком бумаги или стоите у него за спиной), что тот не понимает обращенную к нему речь, тогда на это стоит обратить особое внимание. Необходимы дополнительные обследования слуха у врача-сурдолога. Есть специальные методики обследования, например игровая или компьютерные аудиограммы. На сегодняшний момент приказом Министерства здравоохранения утверждено положение, согласно которому у всех детей с задержкой психомоторного и речевого развития должен проверяться слух. Иногда выявляется незначительное снижение слуха, которое не диагностируется родителями в быту, но оно может значительно осложнять формирование речи у малыша. Поэтому если у родителей возникли какие-то сомнения на этот счет или если у ребенка задерживается формирование речи, лучше пройти исследования и исключить в порядке дифференциальной диагностики снижение слуха у ребенка. На сегодня приборами для определения проблем со слухом у новорожденных оборудованы большинство роддомов в Санкт-Петербурге, проводится плановое обследование слуха малышей и в поликлиниках, для того, чтобы как можно раньше выявить эти проблемы.

Если оказывается, что ребенку нужна операция, кохлеарная имплантация, то каковы прогнозы для таких детей? Как скоро после операции они догоняют сверстников в речевом развитии, могут ли возникнуть в будущем проблемы?

Раннее проведение операции предопределяет прекрасные прогнозы, но это при условии, что после операции специалисты и родители занимаются с малышом, развивая его слух и речь. Недавно на конференции для специалистов говорилось о том, что провели операцию кохлеарной имплантации семимесячному ребенку. Нужно, конечно, понимать, что такая операция проводится для детей с большой потерей слуха (четвертой степени тугоухости и глухоте) и только после определенного опыта ношения слуховых аппаратов, когда специалисты и родители отмечают, что эти аппараты ребенку не помогают. У нас есть маленькая ученица, с которой мы начали заниматься после проведения операции в 1,3 года. Через девять месяцев (сейчас Соне 2 года и 2 месяца) у нее замечательная развернутая фразовая речь, развернутый словарь. Соня посещает обычный садик, хотя и продолжает заниматься со специалистами. На ее приме мы убедились: чем раньше произведена операция, тем лучше прогноз у такого ребенка – он быстро догоняет сверстников, может пойти учиться в хорошую, сильную школу.

- Как сказываются проблемы с речью на учебе в школе?

Эти вещи связаны напрямую. Дети, у которых в дошкольном возрасте были речевые нарушения (например, произношение), находятся в группе риска по возникновению нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии. Поэтому нарушения речи обязательно должны быть устранены в дошкольный период, иначе они обязательно перейдут на письмо и чтение ребенка.

- Считается ли нормальным, что плохо говорящий ребенок не умеет читать до школы? Лучше научить?

Методика развития речи детишек с речевыми нарушениями, особенно с задержками речевого развития, с так называемой алалией, включает и раннее обучение чтению, как меру профилактики возможных нарушений чтения и письма в школе.

У многих мам понимание того, как нужно разговаривать с ребенком, чисто интуитивно. Как дома заниматься с ребенком?

Смотря чего хотят добиться родители. Ведь многим хочется, чтобы их ребенок попал в гимназию с сильной программой, с углубленным изучением иностранного языка. Значит, упор нужно делать на развитие связной речи. Ведь все дальнейшее обучение в школе будет построено по принципу «запомни-перескажи», объясни, обоснуй свою точку зрения. А это требует богатой, развернутой фразовой речи, поэтому знакомство с новыми словами, обучение рассказыванию здесь важно в первую очередь. Если у ребенка есть проблемы с усвоением иностранных языков, что напрямую связано с развитием так называемого фонематического слуха, как способности различать звуки, фонемы языка (что, кстати, необходимо и для грамотного письма), то развиваем слуховое и фонематическое восприятие. В зависимости от разных направлений и задач, которые ставят перед ребенком родители, набор упражнений и рекомендаций будет разный. Но, во всяком случае, если даже особых проблем с речью у ребенка нет, его родители могут прийти к логопеду как к специалисту по развитию речи, чтобы он дал индивидуальные рекомендации по направлению развития отдельных сторон речи ребенка.

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш скажет свое первое слово, а далее и целое предложение. Конечно же, все начинают переживать, кода ребенок в 1 год не говорит слова, а вот соседский малыш уже вовсю на улице общается, пусть и не совсем внятно, со своими родителями. Что по этому поводу думают специалисты? Все ли дети должны начинать разговаривать в одном возрасте? Какие слова говорит ребенок в 1 год? Все это рассмотрим в дальнейшем содержании, а также ознакомимся с причинами, по которым малыш отказывается говорить, узнаем, как быстро научить чадо разговаривать.

Нормы развития речи

Нормально ли, когда ребенок не говорит в 1 год 2 месяца, а у друзей малыш в год уже знает много слов? В первую очередь нужно понимать, что не все малыши развиваются одинаково. Кто-то быстрее начинает ходить, другие - говорить, все дети индивидуальны. Но все же есть нормативы развития речи, и если имеются серьезные отклонения, то стоит начинать бить тревогу и обратиться к узким специалистам (невролог, психотерапевт, отоларинголог, логопед). Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Сейчас узнаем, но рассмотрим нормы речи с первых месяцев жизни, по ним тоже можно заметить отклонения.

  1. В возрасте 1-2 месяцев ребенок должен научиться выражать свои эмоции криком - разная интонация, по которой понятно, доволен малыш или нет.
  2. К лепету от крика речевой центр должен перестроиться до трех месяцев. Примерно в 2,5-3 месяца младенец начинает "гулить" и "агукать".
  3. С пяти месяцев до полугода в речи должны появиться слоги "ма", "ба", "па", "бу" и так далее, они могут повторяться, и многие думают, что малыш уже осознанно называет своих родителей, бабушку. Это не так, это просто повторяющиеся слоги, которым нужно учить (говорите чаще "ма-ма", "ба-ба", "па-па"). В этом возрасте появляются интонации.
  4. С семи до десяти месяцев начинается активное лепетание, много звуков повторяет за родителями, говорит повторяющимися буквами и слогами "ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба-ба, па-па-па-па, ма-ка, ба-ка а-а-а" и так далее.
  5. В 11 месяцев должен быть минимальный словарный запас: папа, баба, мама, дай, ав, на.
  6. Сколько слов говорит ребенок в 1 год? Имеются различные данные от разных специалистов, и диапазон составляет от 2 до 20. Здесь простые слова и звуки: мама, баба, тетя, папа, дай, на, мяу, гав, айда и так далее.

Не путайте лепет со словами

Некоторые родители хвалятся, что ребенок до года - уже такой болтун, просто не умолкает. Но чаще родители путают лепет со словами. Лепет - это просто набор звуков, их ребенок только учится произносить, балаболит от скуки.

Другие же начинают переживать, что ребенку 1 год 1 месяц, не говорит ни слова, только лепечет. И здесь можно ошибаться. Слова, будь они и похожи на лепет (ка-ка, бу-ка, ап-ап и так далее), - это определенный смысл, и одно "слово" может означать многое. Например, "ка-ка" - это может быть как что-то неприятное, мусор, так и качели (не может сказать кач-кач, но зовет), или даже подражание вороне - "кар-кар" (нет еще звука "р"). Итак, одно "слово", похожее на лепет, может иметь целую кучу значений, а значит, это уже не одно, а несколько слов.

Стоит ли переживать, если в год малыш не говорит?

Услышав от родителей, что ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, или слов у него в запасе мало, педиатр начинает уделять данному аспекту повышенное внимание, что тревожит мам и пап. Но стоит отметить, что ни один опытный педиатр, логопед, дефектолог, не станет говорить об отставании в развитии, рассматривая только задержку речи. Стоит обращать внимание и на другие показатели.

Так, если малыш живо интересуется всем окружающим, у него хорошо развивается мелкая моторика (в частности, пинцетный захват), нет проблем со зрением, слухом, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. В любом случае, нужно обследоваться у невролога, и педиатр на основании выявленных показателей уже оценит комплексно развитие малыша.

Всем родителям стоит помнить, что самостоятельно малыш не начнет говорить, с ним нужно усердно заниматься. Сегодня, в связи с распространением гаджетов, которыми заняты дети вместо обучения разговору, проблема развития речи как никогда актуальна. Мамы и папы должны понимать, что лучше эту проблему предупредить, не допустить, чем потом бороться с последствиями, ведь сильная задержка развития речи влияет на полноценное развитие.

Если ребенок 1 года не хочет говорить, то стоит обратить внимание на следующие показатели:

  1. Реакция на свое имя, других людей, изменение обстановки. Если малыш не следит за предметами, не поворачивает голову в сторону раздавшегося шума (или своего имени), то нужно пройти комплексное обследование.
  2. Подражание звуков, движений.
  3. Наличие лепета, похожего на слова, общение с окружающими движениями, звуками.

Если у ребенка проблемы со слухом, зрением, детский аутизм, то обучение разговору должно производиться при помощи специалистов. Дома, конечно, тоже нужно заниматься, в этом помогут специализированные книжки. Если ребенок не относится к данным категориям, то могут быть иные причины отсутствия речи, и мы предлагаем их рассмотреть.

Генетика

Если ребенок 1 года ничего не говорит, но у него нет никаких отклонений и все остальное развитие протекает на "ура", то поинтересоваться нужно уже у бабушек и дедушек, во сколько же лет вы сами сказали первые слова. Если один из родителей в детстве был молчуном и начал разговаривать только в 2-3 года, то велика вероятность, что и его ребенок начнет общение позже прописанных норм.

Если дело в генетике, то это не означает, что можно спокойно ждать первых слов, нужно продолжать заниматься. Просматривайте вместе популярные видеоуроки "Учимся говорить" для детей от 1 года до 3 лет. Это доступная методика, ее можно бесплатно просматривать в Сети. Читайте книжки, просите ребенка называть персонажей сказки по картинкам (кот, собака, дядя и так далее), пусть малыш пока изучает элементарные слова.

Половая принадлежность

Принято считать, что девочки начинают говорить немного раньше, чем мальчишки, и это правда. Поэтому, если соседская годовалая Аленка уже знает несколько слов, а ваш ребенок 1 года 1 месяца не говорит так же внятно, то не стоит переживать. Разница в развитии речи есть, но в дальнейшем мальчики быстрее начинают складывать предложения, так как у них раньше формируется умение осознавать действия, движения (пойдем гулять, дай пить). У девочек в этом плане все иначе, они больше понимают предметы, и "пойдем гулять" может звучать как "качели", "горка", а "дай пить" - "сок" и так далее.

Познавательные способности

Любопытные и активные дети разговаривать начинают раньше, чем тихони, которые предпочитают не ползать в доме по всем малодоступным местам, а спокойно играть в кроватке с любимым мишкой. И рекомендации по обучению речи в данном случае тоже будут отличаться.

Если малыш активен, то будьте везде рядом с ним, показывайте и называйте предметы, движения. Когда малыш не так ативен, то купите книжки с голосовым сопровождением, сами на картинках показывайте героев, предметы, называйте их, а потом просите, чтобы малыш их называл. Например, на вопрос "Кто от бабушки ушел" ребенок должен сказать "Колобок" (если невнятно, но речь про Колобка, то тоже хорошо).

Взаимодействие малыша со взрослыми

Не все родители могут из-за своей занятости полноценно заниматься с малышом, и на помощь им в этом приходят планшеты, телефоны и прочие гаджеты. Мол, держи, сынок, дави по кнопкам или по экрану, это интересно. А потом удивляются, что ребенок в 1 год не говорит "мама", "папа" и прочие элементарные слова. С детьми нужно заниматься самостоятельно, ведь компьютер не заменит общения с человеком. Даже развивающие игры, где гаджет просит показать собачку и коровку, - это не разговор. Ребенок просто молча будет давить на изображения, которые были запрошены, но не назовет их. После такого воспитания очень тяжело научить малыша речи, она ему просто не интересна.

Уберите гаджеты, сами начните заниматься своим ребенком, ведь ничто не может заменить живого общения, маму, отца. Читайте книжки, просматривайте мультфильмы, видеоуроки, обучающие говорить малышей, вместе повторяйте слова за героями. Отменно помогают начать говорить новые предметы, вещи. Ходите в зоопарк, покажите живых зверей, это вызовет ряд эмоций, и ребенок будет пытаться назвать слона, тигра и прочих обитателей парка.

Мотивация

Мотивация - это реальный двигатель. Если ее нет, то ничего не получится. Сами подумайте, говорили бы вы, если бы вам все приносили по указанию руки? Вот и дети так же. Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит "дай", а указывает на сок пальчиком, то не нужно сразу бежать и нести. Важно мотивировать малыша, он намного умнее, чем вы думаете, просто лентяй. Например, показывает ребенок на сок, начинайте спрашивать "Что?", "Что это?", "Зачем сок?". Пришла бабушка, и малыш улыбается, показывает на нее пальчиком? Он ждет, что вы назовете, кто это. А вы спрашивайте: "Кто к нам пришел"? "Кто это принес гостинцы"? Напомните, что это "баба", и опять спросите, кто это.

Так же должно обстоять дело с подачей игрушек, книжек, походов на прогулку и так далее. Не делайте все по мановению пальчика ребенка, делайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Малышу нужна мотивация называть вещи и действия словами.

Занятия не по возрасту

Как учить ребенка говорить в 1 год? Нужно показывать картинки, называя в них предметы, называть вещи, действия, но не перегружать мозг малыша символами. Многие родители уверены, что если раньше начать учить ребенка счету, показывать буквы и цифры, то из него вырастет гений. Это все точно, но только вот наоборот. Мозг малыша в год и полтора не готов учить счет. Он запомнит буквы, цифры, покажет их на картинке по требованию, но все это молча. В год малыш должен учиться говорить, а не считать и запоминать азбуку, и это нужно знать всем.

Занятия должны состоять из общения, живого разговора, чтения, повторения слогов и звуков: ма-ма, ба-ба, киса, мяу, и так далее. Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда, но и не останавливайтесь на изучении только элементарных слов. Нужно учить объяснять словами действия: идем, дай, на, возьми, гулять, кушать, и так далее.

Пустышка - враг речи

Если ребенок в 1 год 1 месяц не говорит, но сосет постоянно пустышку, то не стоит удивляться отсутствию речи. С пустышкой малыш уходит в себя, ему сложнее что-либо объяснить, он мало запоминает, так как занят другим делом. Далее, если использовать пустышку после полутора лет, она станет причиной испорченного прикуса, что, в свою очередь, влияет не только на внешность, но и на речь, она будет менее внятной.

По возможности вообще откажитесь от использования пустышки после года. Если есть необходимость, то давайте ее малышу только на время, пока он засыпает, а далее вынимайте изо рта, так быстрее ребенок отвыкнет от привычки сосать.

Двойняшки или тройняшки

Если вам посчастливилось стать родителями сразу нескольких деток, то не удивляйтесь более позднему развитию речи. Официально для близнецов не внесены нормы по развитию речи, но любой логопед, невролог, педиатр и дефектолог скажет, что малыши начнут говорить позже, чем детки одноплодной беременности. Почему так происходит?

Дело в том, что близнецы очень длительное время не нуждаются в общении ни с кем, кроме друг друга, а свое "улюканье" они и так понимают. Двойняшки, тройняшки, общаются меду собой на своем диалекте, и им этого достаточно, нет мотивации учить слова. Что делать?

Нужно максимально много времени уделять общению с детьми, и желательно чаще разговаривать с ними наедине. Например, пусть папа сидит в комнате с одним, читает книжки, учит говорить. А в это время мама в ванну понесла купаться другого ребенка. И в ванной тоже нужно заниматься, здесь много интересного: "уточка плавает", "куп-куп", "мыть", "водичка" и так далее. Потом меняем детей местами - хоть немного времени, но они проведут друг без друга, и появится мотивация к общению с другими людьми.

Стресс

Любые изменения - стресс для ребенка. Это может быть переезд, появление нового члена семьи или, наоборот, уход (развод родителей, подруга попросила пожить недельку и так далее), и все это влияет на развитие речи. Малышу нужно адаптироваться в новой обстановке, только потом стоит продолжить обучение.

Исключите ссоры при малыше, не ругайте животных при ребенке. Сильную обиду детям наносит несправедливое наказание: уронил что-то - поставили в угол, поругали, или просто у родителей плохое настроение, они ворчат, не обращают внимания и так далее.

В семье обстановка должна быть здоровой и спокойной, только так малыш будет развиваться вовремя и полноценно.

О том, что должен говорить ребенок в 1 год, мы поговорили. Также разобрались в причинах, по которым может произойти задержка развития речи. Теперь рассмотрим советы, которые помогут быстрее научить говорить малыша.

Ребенку проще запомнить не короткие слова, а уменьшительно-ласкательные. Например, кот - повторить сложно, а вот "киса" или "кыса" - проще. То же касается слова "вода", дети проще воспринимают "водичка".

Хорошо помогают в развитии речи развивающие коврики, где нужно давить на изображение, и появится звук. Но малыши привыкают к нему и начинают только слушать. Совет: через время достаньте батарейки. Ребенок нажмет на коровку (к примеру), а звука нет! Тогда он сам скажет "муу", а может и спросит: "Где муу?"

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго - своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп – вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален – у кого-то первое слово появляется в 8–9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100–200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1–2 месяца – появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5–3 месяца – гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4–5 месяцев – лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8–9 месяцев – появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев – примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы – это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи – общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» - все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом – профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд...). Какие у нее ушки? Маленькие (ма...). Какие у нее лапки? Большие (боль...)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

Мы дожили!

Мы выжили!

Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы - от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется - темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату - малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность - великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов - от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка .

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения .

Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?

Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.

Если в год ребенок не говорит: что важно знать

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год, может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  • от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
  • до выделения основных признаков предмета (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
  • и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме

Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.

И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать в cтатье А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится. Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми — я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!

Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того, в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.

Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:

  1. Понимает ли он обращенную к нему речь?
  2. С интересом Вас слушает?
  3. Узнает ли названия знакомых предметов (спросите малыша: «где киса / ляля / часики тик-так и т.д.» и посмотрите, выберет ли он их из других предметов)?
  4. Узнает ли он знакомых взрослых: «Где баба? Где деда? Где Вова?».
  5. Выполняет ли он Ваши простейшие словесные поручения, например, принеси ботиночки, дай, возьми, сядь и т.д. (в возрасте от года до полутора)?

Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.

Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д . Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.

Пятое. В последнее время в печати появились статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься с малышом речевыми играми бесполезно.

Что на это можно возразить:

1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало, проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!

2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.

Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.

Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.

Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад. Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были заговорить!

Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!

Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.

Создание развивающей речевой среды дома

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост — создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

  1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
  2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
  3. Рассматривайте с ребенком картинки. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
  4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
  5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
  6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Маме на заметку

  • Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
  • Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
    «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
  • Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
  • Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
  • Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
  • Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик- мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки: «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»