Пеппи длинныйчулок собирается в путь. Пеппи Длинный Чулок. Линдгрен Астрид Пеппи длинный чулок коротко


Pippi Langstrump

Цикл книг; 1945 - 2000


Цикл коротких и забавных рассказов о девочке-сироте, которая обладала огромной физической силой. События разворачиваются на вилле «Курица», где девочка Пеппи проживает с ручной обезьянкой мистером Нильсом и лошадью.



В цикл входят книги

Пеппи поселяется на вилле «Курица» (Pippi Langstrump ; 1945)

Взрослые жители маленького шведского городка, в котором поселилась Пеппи Длинныйчулок, долго не могли смириться с тем, что маленькая девочка живет без присмотра (ведь к ней легко могут забраться воры), не получает должного воспитания и образования. И хотя Пеппи так и не стала ходить в школу, она в конце концов завоевала всеобщие любовь и уважение, вытащив из горящего дома двух малышей.

Пеппи собирается в путь (Pippi Langstrump gar ombord ; 1946)

Пеппи, Томми и Анника день за днем проводят в увлекательных занятиях - участвуют в школьной экскурсии, веселятся на ярмарке и даже терпят «кораблекрушение» на необитаемом острове - и кажется, что идиллия никогда не кончится. Но однажды на пороге виллы «Курица» появляется капитан «Попрыгуньи» и негритянский король Эфроим Длинный чулок.

Пеппи в стране Веселии (Pippi Langstrump i Soderhavet; Пеппи Длинный чулок на острове куррекурредутов; Пиппи Длинныйчулок на острове куррекурредутов ; 1948)

Как говорит пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. Томми и Аннику корь уложила в постель на целых две недели, но зато родители отпустили их в плавание на шхуне «Попрыгунья» вместе с Пеппи и ее отцом Эфроимом, негритянским королем. Итак, прощай, строгая фрекен Розенблюм - и здравствуй, солнечная Веселия!

Разграблениерождественскойелки, или Хватайчтохочешь у Пиппи Длинныйчулок (Pippi Langstrump har julgransplundring ; 1979)

Всем известно, что Рождество - самый главный праздник в году, когда все дарят друг другу подарки и везде царит хорошее настроение. Пеппи не может обойти вниманием такое важное событие и, в результате, на Ёлке, близ виллы этой проказницы, чудесно «вырастают» конфеты, фрукты и маленькие сувениры..

Пеппи Длинныйчулок в парке Хмельники (Pippi Langstrump i Humlegården; Пеппи Длинныйчулок в Парке-где-растет-хмель ; 2010)

Написанный еще в 1949 году ко Дню Ребенка рассказ «Пеппи Длинныйчулок в парке Хмельники» был утерян, а затем спустя 50 лет в 1999 году обнаружен в архиве Королевской библиотеке Стокгольма. Сама писательница уже забывшая о нем после прочтения рассмеялась и разрешила «пробудить эту сказку к жизни от сна Спящей Красавицы». Рассказ поведает о неожиданном переезде Пеппи, Томми и Анники в парк Хмельники для наведения там порядка.

ПЕППИ ПОСЕЛЯЕТСЯ В СВОЕЙ ВИЛЛЕ

На окраине очень маленького шведского городка был старый, запущенный сад. В этом саду стоял старый дом. В этом доме жила Пеппи Длинный чулок. Ей исполнилось девять лет, и, представьте, она жила там совсем одна. У нее не было ни папы, ни мамы, но, честно говоря, это имело свои преимущества: никто не гнал ее спать как раз в то время, когда лучше всего игралось, и никто не заставлял пить рыбий жир, когда хотелось есть конфеты.
Прежде у Пеппи был отец, и она его очень любила. Мама, конечно, у нее тоже когда-то была, но Пеппи ее уже совсем не помнила. Мама умерла давно, когда Пеппи была еще крошечной девочкой, лежала в коляске и так ужасно кричала, что никто не решался к ней подойти. Пеппи думала, что ее мама живет теперь на небе и сквозь маленькую дырочку смотрит оттуда на свою дочку. Поэтому Пеппи часто махала ей рукой и всякий раз приговаривала:
– Не бойся, я не пропаду!
Зато своего отца Пеппи помнила очень хорошо. Он был капитаном дальнего плавания, и его пароход бороздил моря и океаны. Пеппи никогда не разлучалась с отцом. Но вот однажды во время сильной бури огромная волна смыла его в море, и он исчез. Но Пеппи была уверена, что в один прекрасный день ее папа вернется, – она никак не могла себе представить, что он утонул. Она решила, что отец попал на остров, где жило много-много негров, стал их королем и день-деньской расхаживал с золотой короной на голове.
– Мой папа – негритянский король! Не у всякой девочки есть такой удивительный папа, – частенько с видимым удовольствием повторяла Пеппи. – И когда мой папа построит лодку, он приедет за мной и я стану негритянской принцессой. Гей-гоп! Вот будет здорово!
Этот старый дом, окруженный запущенным садом, отец купил много лет назад. Он собирался поселиться здесь с Пеппи, когда состарится и уже не сможет плавать по морям. Но после того, как папа исчез в море, Пеппи отправилась прямехонько в свою виллу, чтобы там дожидаться его возвращения. В комнатах стояла мебель, и, казалось, все было специально приготовлено для того, чтобы Пеппи могла здесь поселиться. Однажды тихим летним вечером Пеппи простилась с матросами на папином пароходе. Они так любили Пеппи, и Пеппи так любила их всех.
– Прощайте, ребята, – сказала Пеппи и поцеловала поочередно каждого в лоб. – Не бойтесь, я не пропаду!
Только две вещи взяла она с собой: маленькую обезьянку, которую звали господин Нильсен, – она получила ее в подарок от папы – да большой чемодан, набитый золотыми монетами. Матросы выстроились на палубе и глядели вслед девочке, пока она не скрылась из виду. Пеппи шла твердым шагом и ни разу не оглянулась. На плече у нее восседал господин Нильсен, а в руке она несла чемодан.
– Странная девочка, – сказал один из матросов, когда Пеппи исчезла за поворотом, и смахнул слезу.
Он был прав, Пеппи и в самом деле была странной девочкой. Больше всего поражала ее необычайная физическая сила, и не было на земле полицейского, который бы с ней справился. Она могла бы поднять лошадь, если бы захотела, и, знаете, она это частенько делала. Ведь у Пеппи была лошадь, которую она купила в тот самый день, когда поселилась в вилле. Пеппи всегда мечтала иметь лошадь. Лошадь жила у нее на террасе. А когда Пеппи хотелось после обеда выпить там чашечку кофе, она, недолго думая, выносила лошадь в сад.
По соседству с виллой находился другой дом, тоже окруженный садом. В этом доме жили папа, мама и двое маленьких милых ребятишек – мальчик и девочка. Мальчика звали Томми, а девочку – Аника. Это были славные, хорошо воспитанные и послушные дети. Томми никогда ни у кого ничего не выпрашивал и выполнял все мамины поручения. Аника не капризничала, когда не получала того, чего хотела, и всегда выглядела такой нарядной в своих чистеньких, аккуратно выглаженных ситцевых платьицах. Томми и Аника дружно играли в своем саду, но все-таки им не хватало товарища для игр, и они мечтали о нем. В то время, когда Пеппи еще плавала со своим отцом на пароходе, Томми и Аника иногда залезали на забор, отделяющий сад виллы от их сада, и говорили:
– Как жалко, что никто не живет в этом доме! Вот было бы хорошо, если б здесь поселился кто-нибудь с детьми!
В тот ясный летний вечер, когда Пеппи впервые переступила порог своей виллы, Томми и Аники не было дома. Они отправились на недельку к своей бабушке – погостить. Поэтому они и понятия не имели о том, что кто-то поселился в соседнем доме. На другой день после возвращения от бабушки они стояли у калитки и глядели на улицу, не зная еще, что так близко от них находится товарищ для игр. И как раз в тот момент, когда они обсуждали, чем бы им заняться, и не знали, сумеют ли они затеять какую-нибудь забавную игру, или день пройдет нудно, как всегда, когда не удается придумать ничего интересного, как раз в этот момент открылась калитка соседнего дома и на улицу выбежала маленькая девочка. Это была самая удивительная девочка из всех, которых когда-либо видели Томми и Аника.
Пеппи Длинный чулок отправлялась на утреннюю прогулку. И вот как она выглядела: волосы ее цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще он был весь в крапинку – от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. Она хотела, чтобы платье у нее было синим, но так как синей материи у нее не хватило, она то там, то здесь вшила в него красные лоскуточки. На ее тонких, худых ногах были длинные чулки, причем один коричневый, а другой черный. А ее черные туфли были раза в два больше, чем надо. Папа купил их в Южной Африке, на вырост, и Пеппи ни за что не хотела носить другие туфли.
Но когда Томми и Аника увидели, что на плече незнакомой девочки сидит обезьяна, они просто застыли от изумления. Это была маленькая мартышка, одетая в синие брючки, желтую курточку и белую соломенную шляпу.

Тут и познакомилась Пеппи с Томми и Аникой. Много презабавнейших историй произошло с ними. О некоторых их приключениях вы узнаете из следующих глав.

ПЕППИ ИГРАЕТ С ПОЛИЦЕЙСКИМИ В САЛОЧКИ

Вскоре в маленьком городке разнесся слух, что девятилетняя девочка живет совершенно одна в заброшенной вилле. И взрослые этого городка сказали, что так дальше продолжаться не может. У всех детей должен быть кто-то, кто бы их воспитывал. Все дети должны ходить в школу и учить таблицу умножения. Поэтому взрослые решили, что эта маленькая девочка должна быть отправлена в детский дом. Однажды после обеда Пеппи пригласила Томми и Анику к себе пить кофе с блинчиками. Она расставила чашки прямо на ступеньках террасы. Там было так солнечно, и с клумб доносился аромат цветов. Господин Нильсен карабкался вверх и вниз по балюстраде, а лошадь время от времени тянула морду, чтобы получить блинчик.
– Как все-таки прекрасна жизнь! – промолвила Пеппи и вытянула ноги.
Как раз в этот момент распахнулась калитка и в сад вошли двое полицейских.
– Ах! – воскликнула Пеппи. – Что за счастливый день! Больше всего на свете я люблю полицейских, не считая, конечно, крема из ревеня.
– И она двинулась навстречу полицейским, сияя счастливой улыбкой.
– Ты и есть та самая девочка, которая поселилась в этой вилле? – спросил один из полицейских.
– А вот и нет, – ответила Пеппи. – Я маленькая старушка и живу на третьем этаже в одном из домиков на другом конце города.
Пеппи ответила так потому, что хотела пошутить. Но полицейские не нашли эту шутку смешной, они строго сказали ей, чтобы она перестала дурачиться, а затем сообщили, что добрые люди решили предоставить ей место в детском доме.
– А я и так живу в детском доме, – ответила Пеппи.
– Что за вздор ты несешь! – вскричал полицейский. – Где же он находится, твой детский дом?
– Да вот здесь. Я дитя, а это мой дом. Значит, это и есть детский дом. А места, как видите, тут вполне хватает.
– О милая девочка, тебе этого не понять, – сказал другой полицейский и засмеялся. – Ты должна отправиться в настоящий детский дом, где тебя будут воспитывать.
– А в тот детский дом можно взять с собой лошадь?
– Конечно, нет! – ответил полицейский.
– Так я и думала, – мрачно сказала Пеппи. – Ну, а обезьянку?
– И обезьянку нельзя.
Ты же сама это понимаешь.
– В таком случае пусть другие отправляются в детский дом, я туда не собираюсь!
– Но ведь тебе нужно ходить в школу.
– Почему это я должна ходить в школу?
– Чтобы научиться разным вещам.
– Каким это таким вещам? – не унималась Пеппи.
– Ну, самым разным.
Всевозможным полезным вещам. Например, таблице умножения.
– Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь без этой таблицы уважения, – ответила Пеппи, – значит, и дальше проживу без нее.
– Ну, подумай, как тебе будет неприятно, если ты на всю жизнь останешься такой незнайкой! Представь себе, ты вырастешь большой, и вдруг у тебя кто-нибудь спросит, как называется столица Португалии. А ты не сможешь ответить.
– Почему это я не смогу ответить? Я ему вот что скажу: "Если тебе уж так нужно узнать, какой главный город Португалии, то напиши прямо в Португалию, пусть они тебе растолкуют".

– И тебе не будет стыдно, что ты сама не смогла ответить?
– Возможно, – сказала Пеппи. – И я не смогу долго заснуть в тот вечер, буду все лежать и вспоминать: ну, а в самом деле, как же называется главный город Португалии? Но я скоро утешусь, – тут Пеппи сделала стойку, прошлась на руках и добавила, – потому что я ведь была в Лиссабоне с папой.
Тогда вмешался первый полицейский и сказал, чтобы Пеппи не воображала, что она сможет поступать как хочет, что ей приказано отправляться в детский дом, и нечего больше болтать попусту. И он схватил ее за руку. Но Пеппи тут же вырвалась и слегка шлепнув полицейского по спине, крикнула:
– Я вас осалила! Теперь вам водить!
И прежде чем он успел опомниться, она вскочила на балюстраду террасы, а оттуда быстро вскарабкалась на балкон второго этажа.
Полицейским вовсе не хотелось лезть наверх таким способом. Поэтому они оба кинулись в дом, поднялись наверх по лестнице. Но, когда они очутились на балконе, Пеппи уже сидела на крыше. Она так ловко лазила по черепице, словно была обезьянкой. В одно мгновение она оказалась на коньке крыши, а оттуда перескочила на трубу.
Полицейские сидели на балконе и в растерянности чесали затылки. Томми и Аника с лужайки восторженно следили за Пеппи.
– До чего весело играть в салочки! – крикнула Пеппи полицейским. – Как мило с вашей стороны, что вы пришли поиграть со мной.
Поразмыслив с минуту, полицейские сходили за лестницей, прислонили ее к дому и друг за дружкой стали взбираться на крышу. Оскальзываясь на черепице и с трудом балансируя, двинулись они по направлению к Пеппи.
– Смелее! – крикнула им Пеппи.
Но когда полицейские почти доползли до Пеппи, она, смеясь и визжа, быстро спрыгнула с трубы и перебралась на другой скат крыши. На этой стороне рядом с домом росло дерево.
– Глядите, я падаю! – крикнула Пеппи и, прыгнув с карниза, повисла на ветке, покачалась на ней разок-другой, а затем ловко соскользнула вниз по стволу. Очутившись на земле, Пеппи обежала дом с другой стороны и отставила лестницу, по которой взобрались на крышу полицейские. Полицейские перепугались, когда Пеппи прыгнула на дерево. Но они просто пришли в ужас, увидев, что девочка унесла лестницу. Окончательно рассвирепев, они принялись кричать наперебой, чтобы Пеппи немедленно поставила лестницу на место, иначе они с ней не так поговорят.
– Чего вы сердитесь? – с упреком спросила их Пеппи. – Мы же играем в салочки, зачем же понапрасну сердиться?
Полицейские немного помолчали, и наконец один из них сказал смущенно:
– Послушай, девочка, будь добра, поставь назад лестницу, чтобы мы смогли спуститься.
– С удовольствием, – ответила Пеппи и тотчас же приставила лестницу к крыше. – А потом, если хотите, мы выпьем кофейку и вообще повеселимся вместе.

Но полицейские оказались коварными людьми. Едва ступив на землю, они кинулись к Пеппи, схватили ее и закричали:
– Вот теперь ты попалась, скверная девчонка!
– А теперь я с вами больше не играю, – ответила Пеппи. – Кто жулит в игре, с теми я не вожусь. – И, схватив обоих полицейских за пояса, она выволокла их из сада на улицу. Там она их отпустила. Но полицейские еще долго не могли прийти в себя.
– Одну минуточку! – крикнула им Пеппи и со всех ног бросилась на кухню. Вскоре она снова появилась, держа в руках по блинчику. – Отведайте, пожалуйста! Правда, они немножко подгорели, но это неважно.
Затем Пеппи подошла к Томми и Анике, которые стояли, широко раскрыв глаза, и только диву давались. А полицейские поспешили вернуться в город и сказали тем людям, которые их послали, что Пеппи не годится для детского дома. Полицейские, конечно, утаили, что сидели на крыше. И взрослые решили: раз так, пусть эта девочка живет себе на своей вилле. Главное, чтобы ходила в школу, а в остальном она вольна сама собой распоряжаться.
Что до Пеппи, Томми и Аники, то они прекрасно провели в тот день время. Сперва они допили кофе, и Пеппи, успешно справившись с четырнадцатью блинчиками, сказала:
– Все-таки это были какие-то ненастоящие полицейские: болтали что-то о детском доме, о таблице уважения и о Лиссабоне...
Затем Пеппи вынесла лошадь с террасы в сад, и дети принялись кататься верхом. Правда, Аника поначалу боялась лошади. Но когда она увидела, как весело скачут по саду Томми и Пеппи, она тоже решилась. Пеппи ловко посадила ее, лошадь помчалась по дорожке, и Томми запел во все горло:

Мчатся шведы грохоча,
Схватка будет горяча!

Вечером, когда Томми и Аника легли в свои кроватки, Томми сказал:
– А ведь здорово, что Пеппи приехала сюда жить. Верно, Аника?
– Ну, конечно, здорово!
– Знаешь, я даже не помню, во что мы, собственно говоря, играли до нее?
– Мы играли в крокет, ну и в тому подобное. Но насколько с Пеппи веселее!.. А тут еще лошадь и обезьянка! А?..

ПЕППИ ИДЕТ В ШКОЛУ

Конечно, и Томми и Аника ходили в школу. Каждое утро ровно в восемь, взявшись за руки, с учебниками в сумках они отправлялись в путь.
Как раз в это время Пеппи больше всего любила ездить верхом на лошади, или наряжать господина Нильсена, или делать зарядку, которая заключалась в том, что, стоя прямо на полу, она сорок три раза подряд, не сгибаясь, словно аршин проглотила, подскакивала на месте. Затем Пеппи устраивалась у кухонного стола и в полном покое выпивала большую чашку кофе и съедала несколько бутербродов с сыром.
Проходя мимо виллы, Томми и Аника с тоской глядели через ограду. Куда охотнее они свернули бы сейчас и весь день проиграли бы со своей новой подружкой! Вот если бы Пеппи тоже ходила в школу, было бы хоть не так обидно.
– Как весело нам было бы возвращаться домой, а, Пеппи? – сказал как-то Томми.
– Ив школу мы бы тоже ходили вместе, – добавила Аника.
Чем больше ребята думали о том, что Пеппи не ходит в школу, тем печальнее становилось у них на душе. И в конце концов они решили попытаться уговорить ее пойти туда вместе с ними.
– Ты даже представить себе не можешь, какая у нас замечательная учительница, – сказал однажды Томми, лукаво взглянув на Пеппи. Он и Аника прибежали к ней, после того как сделали уроки.
– Ты не знаешь, как весело у нас в школе! – подхватила Аника, – если бы меня не пускали в школу, я просто с ума бы сошла.
Пеппи, сидя на низенькой скамеечке, мыла ноги в огромном тазу. Она ничего не сказала в ответ и только принялась так брызгаться, что расплескала вокруг почти всю воду.
– Да и сидеть там надо недолго, только до двух часов, – снова начал Томми.
– Конечно, – в тон ему продолжала Аника. – А кроме того, бывают каникулы. Рождественские, пасхальные, летние...

Пеппи задумалась, но по-прежнему молчала. Вдруг она решительно вылила из таза остатки воды прямо на пол, так что замочила штаны господину Нильсену, который, сидя на полу, играл зеркалом.
– Это несправедливо, – строго сказала Пеппи, не обращая ни малейшего внимания ни на гнев господина Нильсена, ни на его залитые водой штаны, – это совершенно несправедливо, и я не стану с этим мириться!
– Что несправедливо? – удивился Томми.
– Через четыре месяца будет рождество, и у вас начнутся рождественские каникулы. А у меня что начнется? – голос Пеппи зазвучал грустно. – Не будет у меня никаких рождественских каникул, даже самых маленьких, – продолжала она жалобно. – Это необходимо изменить. Я завтра же отправлюсь в школу.
От радости Томми и Аника захлопали в ладоши.
– Ура! Ура! Так мы тебя будем ровно в восемь у наших ворот.
– Нет, – сказала Пеппи. – Это для меня рано. А кроме того, я поеду туда верхом.
Сказано – сделано. Ровно в десять часов утра Пеппи сняла свою лошадь с террасы, вынесла ее в сад и отправилась в путь. Несколько минут спустя все жители этого городка кинулись к окнам, чтобы взглянуть на маленькую девочку, которую понесла взбесившаяся лошадь. На самом же деле все было не так. Просто Пеппи торопилась в школу. Она галопом влетела в школьный двор, спрыгнула на землю, привязала лошадь к дереву. Затем с таким грохотом распахнула дверь класса, что Томми, Аника и их товарищи подскочили на своих местах от неожиданности, и что есть мочи крикнула: "Привет!" – помахав своей широкополой шляпой.
– Я, надеюсь, не опоздала на таблицу уважения?
Томми и Аника предупредили учительницу, что в класс должна прийти новая девочка, которую зовут Пеппи Длинный чулок. Учительница и без того уже слышала о Пеппи. В маленьком городке о ней было немало толков. А так как учительница была милой и доброй, то она решила сделать все, чтобы Пеппи в школе понравилось.
Не дожидаясь приглашения, Пеппи уселась за пустую парту. Но учительница не сделала ей никакого замечания. Наоборот, она сказала очень приветливо:
– Добро пожаловать к нам в школу, милая Пеппи! Надеюсь, что тебе у нас понравится и что ты здесь многому научишься.
– А я надеюсь, что у меня будут рождественские каникулы, – ответила Пеппи. – Для этого я и пришла сюда. Справедливость прежде всего.
– Скажи мне, пожалуйста, твое полное имя. Я запишу тебя в список учеников.

– Меня зовут Пеппилотта-Виктуалия-Рульгардина-Крусминта, дочь капитана Ефраима Длинного чулка, "Грозы морей", а теперь негритянского короля. Собственно говоря, Пеппи – это уменьшительное имя. Мой папа считал, что Пеппилотта произносить слишком долго.
– Ясно, – сказала учительница. – Тогда мы тоже будем звать тебя Пеппи. А теперь давай поглядим, что ты знаешь. Ты уже большая девочка и, наверное, многое умеешь. Начнем с арифметики. Скажи, пожалуйста, Пеппи, сколько будет, если к семи прибавить пять.
Пеппи взглянула на учительницу с недоумением и недовольством.
– Если ты сама этого не знаешь, то неужели думаешь, что я стану считать за тебя? – ответила она учительнице.
У всех учеников глаза на лоб полезли от удивления. А учительница терпеливо объяснила, что так в школе не отвечают, что учительнице говорят "вы" и, обращаясь к ней, называют ее "фрекен".
– Простите, пожалуйста, – сказала Пеппи, смутившись, – я этого не знала и больше так делать не буду.
– Надеюсь, – сказала учительница. – Вот ты не хотела считать за меня, а я сосчитаю за тебя: если к семи прибавить пять, получится двенадцать.
– Подумать только! – воскликнула Пеппи. – Оказывается, ты сама можешь это сосчитать. Зачем же ты у меня спрашивала?.. Ой, я опять сказала "ты" – простите, пожалуйста.
И в наказание Пеппи сама сильно ущипнула себя за ухо.
Учительница решила не обращать на это никакого внимания и задала следующий вопрос:
– Ну-с, Пеппи, а теперь скажи, сколько будет восемь и четыре?
– Думаю, шестьдесят семь, – ответила Пеппи.
– Неверно, – сказала учительница, – восемь и четыре будет двенадцать.
– Ну, старушка, это уж слишком! Ты же сама только что сказала, что пять и семь будет двенадцать. Какой-то порядок в школе тоже должен быть! А если уж тебе так хочется заниматься всеми этими подсчетами, то стала бы себе в уголок да считала бы на здоровье, а мы бы тем временем пошли во двор играть в салочки... Ой, я снова говорю "ты"! Простите меня в последний раз. Я постараюсь в другой раз вести себя лучше.
Учительница сказала, что она готова и на этот раз простить Пеппи. Но что сейчас, видно, не стоит продолжать задавать ей вопросы по арифметике, она лучше будет спрашивать других детей.
– Томми, реши, пожалуйста, такую задачу. У Лизы было семь яблок, а у Акселя – девять. Сколько яблок было у них вместе?
– Да, сосчитай-ка, Томми, – вмешалась вдруг Пеппи, – и, кроме того, скажи: почему у Акселя живот болел сильнее, чем у Лизы, и в чьем саду они нарвали эти яблоки?
Фрекен снова сделала вид, что ничего не слышала, и сказала, обращаясь к Анике:
– Ну, Аника, теперь ты сосчитай: Густав пошел со своими товарищами на экскурсию. Ему дали с собой одну крону, а вернулся он с семью эре. Сколько денег потратил Густав?
– А я хочу знать, – сказала Пеппи, – почему этот мальчишка так сорил деньгами? И что он купил на них: лимонаду или еще чего-нибудь другого? И хорошо ли он помыл уши, когда собирался на экскурсию?
Учительница решила сегодня больше не заниматься арифметикой. Она подумала, что, быть может, чтение у Пеппи пойдет лучше. Поэтому она вынула из шкафа картонку, на которой был нарисован ежик. Под рисунком стояла большая буква "Ё".
– Ну, Пеппи, сейчас я покажу тебе интересную вещь. Это Ё-е-е-е-жик. А буква, которая изображена вот тут, называется "Ё".
– Ну да? А я всегда думала, что "Ё" – это большая палочка с тремя маленькими поперек и двумя мушиными крапинками наверху. Скажите мне, пожалуйста, что общего имеет ежик с мушиными крапинками?
Учительница не ответила Пеппи, а вынула другую картонку, на которой была нарисована змея, и сказала, что буква под картинкой называется "3".
– О!! Когда говорят о змеях, я всегда вспоминаю, как я дралась с гигантской змеей в Индии. Это была такая страшная змея, что вы даже представить себе не можете, – четырнадцати метров длиной, и злая, как оса. Каждый день она пожирала по пять взрослых индийцев, а на закуску лакомилась двумя маленькими детьми. И вот однажды она решила полакомиться мною. Она обвилась вокруг меня, но я не растерялась и со всех сил стукнула ее по голове. Бах! Тут она как зашипит. А я ее еще раз – бац! И тогда она – ух! Да, да, вот точно так это было. Очень страшная история!..
Пеппи перевела дух, а учительница, которая к этому времени окончательно поняла, что Пеппи –трудный ребенок, предложила всему классу нарисовать что-нибудь. "Наверное, рисование увлечет Пеппи, и она хоть немного посидит спокойно", – подумала фрекен и раздала ребятам бумагу и цветные карандаши.
– Вы можете рисовать все, что захочется, – сказала она и, сев за свой столик, принялась проверять тетради. Через минуту она подняла глаза, чтобы посмотреть, как дети рисуют, и обнаружила, что никто не рисовал, а все смотрели на Пеппи, которая, лежа ничком, рисовала на полу.
– Послушай, Пеппи, – с раздражением сказала фрекен, – почему ты не рисуешь на бумаге?
– Я давно уже ее всю изрисовала. Но портрет моей лошади не уместился на этом крошечном листке. Сейчас я рисую как раз передние ноги, а когда дойду до хвоста, мне придется выйти в коридор.
Учительница на минуту задумалась, но решила не сдаваться.
– А теперь, дети, встаньте, и мы споем песню, – предложила она.
Все дети поднялись со своих мест, все, кроме Пеппи, которая продолжала лежать на полу.
– Валяйте пойте, а я немного отдохну, – сказала она, – а то, если я запою, стекла полетят.
Но тут терпение у учительницы лопнуло, и она сказала детям, чтобы они все вышли погулять на школьный двор, а ей необходимо поговорить с Пеппи наедине. Как только все дети вышли, Пеппи поднялась с пола и подошла к столику учительницы.
– Знаешь что, фрекен, – сказала она, – я вот что думаю: мне было очень интересно прийти сюда и посмотреть, чем вы тут занимаетесь. Но больше мне сюда ходить неохота. А с рождественскими каникулами пусть будет, как будет. В вашей школе для меня слишком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружилась. Ты, фрекен, я надеюсь, не будешь этим огорчена?
Но учительница сказала, что она очень огорчена, и больше всего тем, что Пеппи не хочет вести себя как следует.
– Любую девочку выгонят из школы, если она будет себя вести гак, как ты, Пеппи.
– Как, разве я себя плохо вела? – с удивлением спросила Пеппи. – Честное слово, я этого и не заметила, – печально добавила она. Ее нельзя было не пожалеть, потому что так искренне огорчаться, как она, не умела ни одна девочка в мире.

С минуту Пеппи молчала, а потом сказала, запинаясь:
– Понимаешь, фрекен, когда мама у тебя ангел, а папа – негритянский король, а сама ты всю жизнь проплавала по морям, то не знаешь, как надо вести себя в школе среди всех этих яблок, ежей и змей.
Фрекен сказала Пеппи, что она это понимает, что она больше не сердится на нее и что Пеппи сможет снова прийти в школу, когда немножко подрастет. При этих словах Пеппи засияла от счастья и сказала:
– Ты, фрекен, удивительно милая. И вот тебе, фрекен, от меня подарок.
Пеппи вынула из кармана маленький, изящный золотой колокольчик и положила его на столик перед учительницей. Учительница сказала, что не может принять от нее такой дорогой подарок.
– Нет, ты должна, фрекен, должна! – воскликнула Пеппи. – А то я завтра снова приду в школу, и удовольствия никому это не доставит.
Тут Пеппи выбежала на школьный двор и вскочила на свою лошадь. Все дети окружили Пеппи, каждому хотелось погладить лошадь и посмотреть, как Пеппи выедет со двора.
– Вот я, помню, в Аргентине ходила в школу, так то была школа! – сказала Пеппи и поглядела на ребят. – Если бы вам туда попасть! Там через три дня после рождественских каникул начинаются пасхальные. А когда кончаются пасхальные, то еще через три дня начинаются летние. Кончаются летние каникулы первого ноября, и тут-то, правда, приходится здорово поработать, потому что рождественские каникулы начинаются только одиннадцатого. Но в конце концов с этим можно справиться, потому что в Аргентине не задают уроков. В Аргентине строго-настрого запрещено готовить дома уроки. Правда, иногда случается, что какой-нибудь аргентинский мальчик тайком залезет в шкаф и, чтобы никто не видел, немножко учит уроки. Но ему здорово влетает от мамы, если она это заметит. Арифметику там вообще не проходят, и если какой-нибудь мальчишка случайно знает, сколько будет пять и семь, и проговорится об этом учительнице, то она поставит его на весь день в угол. Чтением там занимаются только в свободные дни и то, если найдутся книги для чтения, но таких книг обычно ни у кого не бывает...
– Что же они там делают в школе? – с изумлением спросил маленький мальчик.
– Едят конфеты, – ответила Пеппи. – Поблизости от школы находится конфетная фабрика. Так вот от нее прямо в класс провели специальную трубу, и поэтому у детей нет ни минуты свободного времени, – только успевай жевать.
– А что же делает учительница? – не унималась другая девочка.
– Глупышка, – ответила Пеппи, – учительница там подбирает конфетные бумажки и делает фантики. Уж не думаешь ли ты, что там фантиками занимаются сами ребята? Нет уж, дудки! Ребята там даже сами в школу не ходят, а посылают младших братишек... Ну, привет! – радостно крикнула Пеппи и помахала своей большой шляпой. – А вы уж сами как-нибудь сосчитайте, сколько яблок было у Акселя. Меня вы здесь не скоро увидите...
И Пеппи с шумом выехала за ворота. Лошадь скакала так быстро, что камни летели у нее из-под копыт, а оконные стекла дребезжали.

Перевела со шведского Л. Лунгина.
Рисунки Е. Ведерникова.

Аудиосказка Пеппи Длинный Чулок произведение Астрид Линдгрен. Сказку можно слушать онлайн или скачать. Аудиокнига «Пеппи Длинный Чулок» представлена в mp3 формате.

Аудиосказка Пеппи Длинный Чулок, содержание:

Веселая аудиосказка Пеппи Длинный Чулок просто создана для того, чтобы слушать онлайн всей семьей!

На шведскую виллу «Курица» приехала необычная девочка - Пеппи. Ее отец-капитан исчез в море, а мать умерла совсем давно. Она знакомится с ребятами Анникой и Томми, угощает их и подкупает своими выдумками. На протяжении всей онлайн-аудиосказки они играют в самые увлекательные игры, а однажды им даже удалось спасти маленькую девочку от хулиганов.

Когда к Пеппи Длинный Чулок приходят полицейские, чтобы оформить маленькую хулиганку в детский дом и заставить ее посещать школу, она ловко дает им отпор, не покидая своего родного дома.

Между тем, в школу все-таки она решает пойти, причем объясняет это довольно интересным образом – ведь если она не пойдет учиться то у всех ребят будут каникулы, а у нее нет! Она очень старается демонстрировать правильное поведение, но терпит неудачу и ей приходится уйти из школы.

Пеппи настолько добра и харизматична, что даже несмотря на совершенное отсутствие светских манер и сумасбродность, вызывает восторженное отношение своих преданных друзей, готовых слушать ее невероятные рассказы день и ночь!

Анника с Томми очень расстраиваются, когда за Пеппи приезжает ее папа – негритянский король, собираясь забрать ее на остров Веселию. Пеппи тоже не настроена прощаться с друзьями, и убеждает их родителей отпустить их с ней на остров. Ребята мечтают никогда не взрослеть, чтобы не растерять способности верить в сказки и никогда-никогда не расставаться!

Трилогия о приключениях Пеппи Длинныйчулок создавалась Астрид Линдгрен с 1945 по 1948 годы. Невероятная история о девочке с рыжими косичками принесла писательнице мировую известность. Сегодня ее Пеппилотта является одним из самых узнаваемых персонажей мировой культуры. История о Пеппи просто не могла быть плохой, ведь изначально она придумывалась для самого дорого человека – для дочери.

Часть первая: Пеппи приезжает на виллу «Курица»

Жизнь детей одного маленького шведского городка шла спокойно и размеренно. По будням они ходил в школу, на выходных гуляли во дворе, засыпали в своих теплых постелях и слушались папу с мамой. Так жили Томми и Анника Сеттергрены. Но иногда, играя в своем саду, они все же с грустью мечтали о друзьях. «Как жаль, – вздыхала Анника, – что в доме по соседству никто не живет». «Как здорово, – соглашался Томми, – если бы там поселились дети».

В один прекрасный день мечта юных Сеттергренов сбылась. В доме напротив появился весьма необычный жилец – девятилетняя девочка по имени Пеппи Длинныйчулок.

Пеппи была очень необычным ребенком. Во-первых, она приехала в городок одна. Компанию ей составили лишь безыменная лошадь и мартышка Господин Нильсон. Мать Пеппи умерла много лет назад, ее отец – Эфроим Длинныйчулок – бывший мореплаватель, Гроза Морей – во время корабельного крушения пропал без вести, однако Пеппи убеждена, что он царствует на каком-нибудь негритянском острове. Полное имя Пеппи – Пеппилотта Виктуалия Рольгардина Крисминта Эфраимсдоттер, до девяти лет она путешествовала с отцом по морям, а теперь решила обосноваться на вилле «Курица».

Уходя с корабля, Пеппи ничего не взяла, кроме двух вещей – мартышки Господина Нильсона и ящика золота. Ах, да! Пеппи обладает огромной физической силой – так что тяжеленный ящик девочка несла играючи. Когда тоненькая фигурка Пеппи удалялась, весь корабельный экипаж едва не плакал, но гордая малышка не оборачивалась. Она завернула за угол, быстрым движением смахнула слезу и отправилась покупать лошадь.

Когда Томми и Анника впервые увидели Пеппи, то были очень удивлены. Она нисколько не походила на других девочек городка – волосы цвета морковки, заплетенные в тугие торчащие косички, веснушчатый нос, самодельное платье, сшитое из красно-зеленых лоскутов, высокие чулки (один черный, другой коричневый – какие нашлись) и черные туфли на несколько размеров больше (как позже поясняла Пеппи, отец покупал их на вырост).

Брат и сестра столкнулись с Пеппи, когда та по своему обыкновению пятилась задом наперед. На вопрос «почему ты пятишься?» рыжеволосая девочка авторитетно заявила, что она недавно приплыла из Египта, а там все только и делают, что пятятся. И это еще не страшно! Когда она была в Индии, чтобы не выделяться из толпы, ей приходилось ходить на руках.

Томми и Анника не поверили незнакомке и уличили ее во лжи. Пеппи не обиделась и честно призналась, что немного приврала: «Иногда я начинаю забывать, что было и чего не было. Да и как ты можешь требовать, чтобы маленькая девочка, у которой мама – ангел на небе, а папа – негритянский король, говорила только правду… Так что если я вам когда-нибудь случайно совру, вы не должны на меня сердиться». Томми и Аннику ответ вполне удовлетворил. Так началась их удивительная дружба с Пеппи Длинныйчулок.

В тот же день ребята впервые побывали у новой соседки в гостях. Больше всего их удивило, что Пеппи живет одна. «Кто же тебе говорит по вечерам, чтобы ты ложилась спать?» – недоумевали ребята. «Я говорю себе об это сама» – отвечала Пеппилотта. Сперва я говорю ласково, но если не слушаюсь, то повторяю строже. Если и это не помогает, то мне от себя здорово влетает!

Гостеприимная Пеппи печет для ребят блины. Она подбрасывает яйца высоко вверх, два попадают на сковородку, а одно разбивается прямо на рыжей шевелюре Длинныйчулок. Девочка тут же придумывает историю о том, что сырые яйца очень полезны для роста волос. В Бразилии бить яйца о голову – закон. Всех лысых (то есть тех, кто яйца ест, а не размазывает по голове) забирают на полицейской машине в участок.

На следующий день Томми и Анника встали пораньше. Им не терпелось повидаться с необычной соседкой. Они застали Пеппи за выпеканием лепешек. После того как домашние дела были завершены, желудки набиты, а кухня полностью запачкана мукой, ребята отправились на прогулку. Пеппи рассказала брату с сестрой о своем любимом хобби, которое вполне возможно перерастет в дело всей жизни. Вот уже много лет Пеппи занимается дилекторством. Люди выбрасывают, теряют, забывают массу полезных вещей – терпеливо поясняла Длинныйчулок – задача дилектора – отыскать эти вещи и найти им достойное применение.

Демонстрируя свое мастерство, Пеппи сперва находит великолепную банку, которая при правильном обращении может стать Банкой-из-под-пряников, а затем пустую катушку. Последнюю было решено повесить на веревочку и носить в качестве шейного ожерелья.

Томми и Аннике не так везло, как Пеппи, но она посоветовала им заглянуть в старое дупло и под пенек. Вот чудеса! В дупле Томми нашел потрясающий блокнотик с серебряным карандашом, а Аннике посчастливилось отыскать под пеньком удивительной красоты шкатулку с разноцветными улитками на крышке. Возвращаясь домой, дети были твердо убеждены, что в будущем станут дилекторами.

Жизнь Пеппи в городке налаживалась. Понемногу она устанавливала контакты с местными жителями: отколотила дворовых мальчишек, которые обижали маленькую девочку, одурачила полицейских, что пришли забирать ее в детский дом, забросила на шкаф двух воров, а потом заставила их всю ночь танцевать твист.

Вместе с тем в свои девять Пеппи абсолютна неграмотна. Когда-то один из отцовских матросов пытался научить девочку писать, но она была плохой ученицей. «Нет, Фридольф, – обыкновенно говорила Пеппилотта, – уж лучше я заберусь на мачту или поиграю с корабельным котом, чем учить эту глупую грамматику».

И сейчас юную Пеппилотту абсолютно не тянет идти в школу, однако тот факт, что у всех будут каникулы, а у нее – нет, очень задел Пеппи, потому она отправилась на занятия. Учебный процесс занимал юную бунтарку недолго, а потому со школой Пеппи пришлось расстаться. На прощание она подарила учительнице золотой колокольчик и вновь вернулась к привычному образу жизни на вилле «Курица».

Взрослые недолюбливали Пеппи, не были исключением родители Томми и Анники. Они считали, что новая соседка негативно влияет на детей. С Пеппи они постоянно попадают в переделки, слоняются где-то с утра до ночи и возвращаются грязными и чумазыми. А что уж говорить об отвратительных манерах этой юной особы. Во время обеда у Сеттергренов, на который Пеппи была приглашена, она постоянно болтала, рассказывала небылицы и съела целый сливочный торт, не поделившись ни с кем ни кусочком.

Но запретить общаться с Пеппи взрослые не могли, ведь для Томми и Анники она стала настоящим другом, которого у них никогда не было.

Часть вторая: возвращение капитана Эфроима

Пеппи Длинныйчулок прожила на вилле «Курица» целый год. С Томми и Анникой она практически не разлучалась. После школьных занятий брат с сестрой тут же бежали к Пеппи, чтобы делать уроки у нее. Маленькая хозяйка не возражала. «Может, и в меня войдет немного учености. Не могу сказать, чтобы я так уж сильно страдала от недостатка знаний, но, может, действительно нельзя стать Настоящей Дамой, если не знаешь, сколько готтентотов живет в Австралии».

Закончив с уроками, ребята играли в игры или усаживались возле печки, пекли вафли и яблоки и слушали невероятные истории Пеппи, произошедшие с ней, когда она плавала по морям с отцом.

А в выходные развлечений было еще больше. Можно было пойти по магазинам (денег у Пеппи куры не клюют!) и купить сто кило леденцов для всей городской детворы, можно вызывать привидение на чердаке, а можно отправиться в старой лодке на необитаемый остров и провести там целые сутки.

Однажды Томми, Анника и Пеппи сидели в саду виллы «Курица» и рассуждали о будущем. Как только Длинныйчулок вспомнила об отце, у калитки показался рослый мужчина. Пеппи со всех ног бросилась ему на шею и так и повисла, мотая ногами. Это и был капитан Эфроим.

После кораблекрушения Эфроим Длинныйчулок в самом деле попал на необитаемый остров, местные жители сперва хотели взять его в плен, но как только он вырвал пальму с корнем, они тут же передумали и сделали его своим королем. Их жаркий остров находится посреди океана и называется Веселией. В первой половине дня Эфроим правил островом, а во второй строил лодку, чтобы вернуться за своей любимой Пеппилоттой.

В последние две недели он принял множество законов и надавал массу поручений, так что на время его отсутствия должно хватить. Но медлить не стоит – им с Пеппи (теперь уже настоящей негритянской принцессой) нужно возвращаться к своим подданным.

Волшебная сказка Астрид Линдгрен Волшебная сказка Астрид Линдгрен расскажет вам о необычной судьбе усыновленного мальчика, который впоследствии находит своих настоящих родителей и становится наследником престола.

Следующая сказка Астрид Линдгрен под названием показывает нам жизнь мальчика Расмуса, который сбежал из детского дома в поисках счастья и о том, что поменялось в его жизни позже.

Часть третья: путешествие в Веселию и возвращение домой

Томми и Анника были рады, что Пеппи вновь встретилась с папой Эфроимом, но очень грустили от того, что близилось расставание с их лучшим другом. Теперь они не представляли себе жизни без Пеппи. Провожая Пеппилотту в порту, Томми едва сдерживал слезы, а Анника рыдала взахлеб. Не желая, чтобы кто-то плакал из-за нее, Пеппи в последний момент сходит с корабля. «Папа Эфроим, – поясняет Пеппи, – Я не хочу причинять боль Томми и Аннике. Тем более, дети в моем возрасте должны вести размеренную жизнь, а не плавать по морям. Да, дети должны вести размеренную ими самими жизнь».

Все же Пеппи удается уговорить родителей Томми и Анники отпустить детей в Веселию на каникулы. Путешествие оказалась необыкновенным, ребята завели новых друзей среди островитян и вернулись домой полные впечатлений.

Близилось Рождество. Томми и Анника мечтали о будущем. Они никогда-никогда не станут взрослыми, вечно будут жить здесь, играть с Пеппи, а летом плавать в Веселию. Но из всех путешествий они всегда будут возвращаться домой, очень приятно знать, что тебе есть, куда вернуться.

Как Пеппи празднует свой день рождения
Однажды Томми и Анника получили письмо, они вынули его из почтового ящика на двери своего дома.

На конверте стояло:

«ТММИ и АНКЕ»

А когда они вскрыли конверт, то нашли в нем кусочек картона, на котором были старательно выведены неровные буквы:

«ТММИ и АНКЕ»

Тми и Анка должны прити к Пеппи на пир в день рождения в завтра посли обеда

Адежда любая

Томми и Анника так обрадовались, что начали прыгать и кружиться по комнате. Они прекрасно поняли, что там было написано, хотя письмо и выглядело несколько странно. Пеппи было очень трудно написать это приглашение. Она, например, нетвердо знала, как пишется буква «И». Но так или иначе, она все же смогла написать, что хотела. В те годы, когда она еще плавала по морям, один из матросов пытался по вечерам научить Пеппи писать, но особенно усердной ученицей Пеппи никогда не была.

— Нет, Фридольф (так звали того матроса), я уж лучше залезу на мачту и погляжу, какая завтра будет погода, — говорила она обычно, — или пойду поиграю с корабельным котом.

Всю ночь просидела она, сочиняя пригласительное письмо. А когда стало светать, и погасли последние звезды, Пеппи опустила конверт в ящик на двери.

Как только Томми и Анника вернулись из школы, они начали готовиться к празднику. Анника попросила маму причесать ее получше. Мама завила ей локоны и завязала огромный розовый шелковый бант. Томми тщательно расчесал волосы на пробор и даже смочил водой, чтобы они не вились — в отличие от сестры он терпеть не мог всяких локонов. Анника хотела надеть свое самое нарядное платье, но мама ей не позволила, сказав, что от Пеппи они всегда возвращаются ужас какие грязные. Так что Аннике пришлось удовольствоваться своим почти самым нарядным платьем. Что до Томми, то его нисколько не интересовало, что надеть, только бы рубашка была чистой.

Конечно, они купили Пеппи подарок, выпотрошив для этого свою копилку. Возвращаясь из школы, они зашли в игрушечный магазин и купили… Впрочем, пока это еще тайна. Пока подарок лежал, завернутый в зеленую бумагу и перевязанный шнурком. Когда дети были готовы, Томми взял подарок, и они отправились в гости. А мама с порога кричала им вслед, чтобы они берегли свои костюмы. Анника тоже хотела понести немножко подарок. Так они шли, передавая зеленый сверток из рук в руки, пока не решили нести его оба.

Стоял ноябрь, и темнело рано. Прежде чем открыть калитку Пеппиного сада, Томми и Анника взялись за руки, потому что в саду было уже темно, и старые черные деревья грозно шуршали последними, еще неопавшими листьями.

— Осторожно, — говорил Томми на каждом шагу.

Но тем приятнее было увидеть впереди яркий свет в окнах и знать, что идешь на пир по случаю дня рождения.

Обычно Томми и Анника входили в дом через черный ход, но сегодня они решили войти с парадной двери. Лошади на террасе не было. Томми постучал. Ответил глухой голос:

— Это привидение пожаловало ко мне на пир?

— Нет, Пеппи, это мы, — крикнул Томми, — открой!

И Пеппи отворила дверь.

— О Пеппи, зачем ты говоришь о привидениях? Я так испугалась, — сказала Анника и со страху даже забыла поздравить Пеппи.

Пеппи расхохоталась и распахнула двери. О, как хорошо было попасть в светлую и теплую кухню! Пир должен был состояться именно здесь. Ведь в Пеппином доме было всего две комнаты: гостиная, но там стоял только один комод, и спальня. А кухня была большой, просторной, и Пеппи так хорошо убрала ее и так забавно там все устроила. На полу лежал ковер, а на столе — новая скатерть, которую Пеппи сама вышила. Правда, цветы, которые она изобразила, выглядели весьма странно, но Пеппи уверяла, что именно такие растут в Индонезии. Занавески на окнах были задернуты, а печь раскалена докрасна. На шкафчике сидел господин Нильсон и бил кастрюльными крышками. А в самом дальнем углу стояла лошадь.

Тут, наконец, Томми и Анника вспомнили, что им надо поздравить Пеппи. Томми шаркнул ножкой, а Анника сделала реверанс. Они протянули Пеппи зеленый сверток и сказали:

— Поздравляем тебя с днем рождения!

Пеппи схватила пакет и лихорадочно развернула его. Там оказался большой музыкальный ящик. От радости и счастья Пеппи обняла Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую оберточную бумагу. Затем она принялась крутить ручку — с позвякиванием и присвистыванием полилась мелодия: «Ах, мой милый Августин, Августин, Августин…»

А Пеппи в упоении все крутила и крутила ручку музыкального ящика и, казалось, забыла обо всем на свете…

Вдруг она спохватилась:

— Да, дорогие друзья, теперь вы тоже должны получить свои подарки.

— У нас же сегодня не день рождения, — сказали дети.

Пеппи с удивлением взглянула на них и сказала:

— Но у меня сегодня день рождения. Неужели я не могу доставить себе удовольствие сделать вам подарки? Может быть, в ваших учебниках написано, что это запрещено? Может быть, по этой самой таблице уважения выходит, что так делать нельзя?..

— Нет, конечно, можно, хотя это и не принято… Но что касается меня, то я буду очень рад получить подарок.

— И я тоже! — воскликнула Анника. Тогда Пеппи принесла из гостиной два свертка, которые она заранее приготовила и положила до времени на комод. Томми развернул свой сверточек — там оказалась дудочка из слоновой кости. А Анника получила красивую брошку в форме бабочки, крылья которой были усыпаны красными, синими и зелеными блестящими камешками.

Теперь, когда все получили подарки по случаю дня рождения, настало время пировать. Стол был уставлен блюдами с булочками и печеньем самой причудливой формы. Пеппи уверяла, что именно такое печенье пекут в Китае. Она принесла шоколад со взбитыми сливками, и все хотели уже садиться за стол, но Томми сказал:

— Когда у нас дома бывает званый обед, мужчины ведут дам к столу. Пусть и у нас будет так.

— Сказано — сделано! — воскликнула Пеппи.

— Но у нас это не получится, потому что я здесь единственный мужчина, — огорченно произнес Томми.

— Вздор! — перебила его Пеппи. — А что, господин Нильсон барышня, что ли?

— Ой, правда! А я и забыл про господина Нильсона, — обрадовался Томми и, присев на табуретку, написал на листке бумаги:

«Господин Сеттергрен имеет удовольствие пригласить к столу фрекен Длинныйчулок».

— Господин Сеттергрен — это я! — важно пояснил Томми. И он передал Пеппи свое приглашение.

Затем он взял еще четвертушку бумаги и написал:

«Господин Нильсон имеет удовольствие пригласить к столу фрекен Сеттергрен».

— Прекрасно, — сказала Пеппи, — но лошади тоже надо написать приглашение, хотя она и не будет сидеть за столом.

И Томми написал под Пеппину диктовку приглашение для лошади.

«Лошадь имеет удовольствие спокойно стоять в углу и жевать печенье и сахар».

Пеппи сунула бумажку под морду лошади и сказала:

— На, читай и скажи, что ты насчет этого думаешь.

Так как возражений у лошади не было, Томми предложил Пеппи руку и повел ее к столу. Зато господин Нильсон явно не имел ни малейшего желания предложить свою руку Аннике. Поэтому Анника сама взяла его на руку и понесла к столу. Обезьянка уселась прямо на стол. Шоколада со взбитыми сливками она не захотела, но, когда Пеппи налила в кружку воду, господин Нильсон схватил ее обеими руками и принялся пить.

Анника, Томми и Пеппи пили и ели, сколько хотели, и Анника сказала, что, когда вырастет, она обязательно поедет в Китай, раз там пекут такое вкусное печенье. Когда господин Нильсон выпил всю воду, он надел себе кружку на голову. Пеппи немедленно последовала его примеру, но так как она не успела выпить со дна свой шоколад, то по ее лбу и носу потекла коричневая струйка. Но Пеппи вовремя высунула язык и поймала капельки.

— Как видите, все можно исправить, — сказала она.

Наученные ее примером, Томми и Анника тщательно вылизали свои чашки, прежде чем надеть их на голову.

Когда все гости, в том числе и лошадь, напились и наелись, Пеппи быстрым ловким движением схватила скатерть за четыре конца и подняла ее. Блюда и блюдца, чашки и ложки оказались словно в мешке. Все это она засунула прямо так в шкаф.

— Сегодня я ничего не хочу убирать, — пояснила она.

И вот настало время веселиться. Пеппи предложила игру, которая называется «Не ступать на пол». Играть в нее очень просто: надо обежать вокруг кухни, ни разу не коснувшись ногой пола. Кто первый обежит, тот и выиграл. Пеппи вмиг справилась с этим заданием, но для Томми и Анники выполнить его оказалось куда труднее. Надо было очень широко расставлять ноги, передвигать табуретки и строить настоящие мосты, чтобы добраться от плиты до шкафчика, от шкафчика до водопроводной раковины и оттуда до стола, а затем, шагнув по двум стульям, перескочить на угловую полку. Между этой полкой и скамейкой было расстояние в несколько метров, но там, к счастью, стояла лошадь, и если суметь взобраться на нее и проползти от хвоста до головы, то можно было, наловчившись, прыгнуть на скамейку.

Так они играли, пока почти самое нарядное платье Анники не превратилось в далеко-далеко-далеко не самое нарядное, а Томми не стал черным как трубочист. Дети решили, что пора переменить игру.

— Давайте поднимемся на чердак и вызовем привидение, — предложила Пеппи.

У Анники даже дыхание перехватило от страха:

— Ра-ра-раз-ве там есть оно?

— Еще бы, — ответила Пеппи. — И не одно. Там просто кишмя кишит разными духами и привидениями. На них натыкаешься на каждом шагу. Пошли туда?

— О! — воскликнула Анника и с упреком взглянула на Пеппи.

— Мама сказала, что духов и привидений вообще не существует, — с деланной бодростью сказал Томми.

— Возможно, — ответила Пеппи. — Возможно, их нет нигде, потому что все они живут у меня на чердаке… и просить их убраться отсюда бесполезно… Но они не опасны, они только так жутко щиплются, что остаются синяки. И еще они воюют и играют в кегли своими головами.

— И-и-г-ра-а-ают в к-е-е-е-гли свои-ми голо-о-ва-а-ми? — прошептала Анника.

— Ну да, — подтвердила Пеппи. — Ну, пошли скорей, поднимемся, поговорим с ними… Я хорошо играю в кегли.

Томми не хотел показать, что он трусит, да и как было бы здорово увидеть хоть одно привидение своими глазами, а потом рассказать об этом ребятам в школе. Он успокаивал себя тем, что в присутствии Пеппи привидения не посмеют напасть, и согласился идти на чердак. Бедняжка Анника сначала и слышать не хотела о том, чтобы подняться наверх. Но потом ей пришло в голову, что если она останется на кухне, то какое-нибудь захудаленькое привидение может прошмыгнуть к ней. И она решилась. Лучше быть вместе с Пеппи и Томми в окружении тысячи привидений, чем с глазу на глаз с одним, пусть даже самым завалящим.

Пеппи шла впереди, она открыла дверь, ведущую на чердачную лестницу. Там было темно, хоть глаз выколи. Томми судорожно ухватился за Пеппи, а Анника еще судорожней за Томми. Каждая ступенька скрипела и стонала у них под ногами, и Томми уже раздумывал, не повернуть ли назад. Что до Анники, то она была в этом уверена.

Но вот кончилась лестница, и они очутились на чердаке.

Здесь было уже не так темно, лунный свет, проникая сквозь слуховое окно, полоской лежал на полу. При каждом дуновении ветра во всех углах что-то вздыхало и ухало.

— Эй, привидения, где вы! — крикнула Пеппи. Были ли они там или нет, неизвестно, но, во всяком случае, ни одно из них не отозвалось.

— Видно, их сейчас нет дома, — объяснила Пеппи. — Наверно, отправились на собрание в Союз духов и привидений.

Вздох облегчения вырвался у Анники. «Ах, хоть бы это собрание продлилось подольше!» — подумала она.

Но как раз в эту минуту раздался какой-то подозрительный шум в одном из углов чердака:

— Клю-ю-и-ид!

И Томми увидел, как что-то полетело на него, как это что-то прикоснулось к его лбу и исчезло в слуховом оконце.

— Привидение, привидение! — крикнул он в ужасе.

— Бедняжка, оно опаздывает на собрание. Правда, если это привидение, а не сова, — сказала Пеппи. — И вообще, ребята, знайте: никаких привидений не существует, — добавила она помолчав, — и я щелкну в нос того, кто станет говорить, что они есть.

— Да ведь ты сама это говорила! — воскликнула Анника.

— Говорила, — согласилась Пеппи. — Значит, придется себя самой щелкнуть в нос.

И она дала себе здоровенный щелчок в нос. После этого Томми и Аннике стало как-то легче на душе. Они настолько осмелели, что решились выглянуть в сад. Большие черные тучи быстро бежали по небу, словно чтобы помешать месяцу светить. И деревья скрипели на ветру. Томми и Анника отошли от окна и… о ужас! Они увидели, что на них движется какая-то белая фигура.

Анника так испугалась, что просто лишилась голоса. А белая фигура подходила все ближе и ближе. Дети обнялись и зажмурились, но тут привидение заговорило:

— Глядите, что я здесь нашла в старом матросском сундучке: папину ночную рубашку. Если ее со всех сторон подшить, я смогу ее носить, — и Пеппи подошла к ним в рубашке, волочащейся по земле.

— Ой, Пеппи, я могла умереть от испуга, — с дрожью в голосе сказала Анника.

— Пустяки, ночные рубашки не опасны! — успокоила ее Пеппи. — Они кусаются только, когда на них нападают.

И Пеппи решила как следует порыться в сундучке. Она придвинула его к окну и распахнула решетчатый ставень. Бледный лунный свет залил сундучок, в котором оказалась целая куча старой одежды. Пеппи выложила ее на пол. Кроме того, она обнаружила там подзорную трубу, две страницы книги, три пистолета, шпагу и мешок с золотыми монетами.

— Ти-де-ли-пом! Пи-де-ли-дей! — радостно воскликнула Пеппи.

— Как интересно! — прошептал Томми.

Пеппи завернула все свои сокровища в отцовскую ночную рубашку, и дети снова спустились в кухню. Аннике не терпелось уйти с чердака.

— Никогда не разрешайте детям играть с огнестрельным оружием, — сказала Пеппи и взяла в каждую руку по пистолету. — А то может произойти несчастье, — добавила она и нажала на курки.

Грянули два выстрела.

— Здорово бьют! — воскликнула она и подняла глаза.

На потолке зияли две дырочки.

— Как знать, — раздумчиво произнесла она. — Быть может, эти пули пробили потолок и угодили в пятки какому-нибудь духу. Быть может, это его проучит и заставит в другой раз сидеть на месте и не пугать невинных маленьких детей. Раз уж духи не существуют, то чего они пугают народ?.. Хотите, я вам подарю по пистолету?

Томми пришел в восторг от этого предложения, да и Анника была не против иметь пистолет, если только он не будет заряжен.

— Теперь мы можем, если захотим, организовать разбойничью шайку, — сказала Пеппи и поднесла к глазам подзорную трубу. — О-го-го! — закричала она. — Вот это труба! Я смогу разглядеть блоху в Южной Америке! Если у нас будет шайка, труба нам пригодится.

Тут раздался стук в дверь. Это пришел папа Томми и Анники.

— Уже давно пора ложиться спать, — сказал он.

Томми и Анника поблагодарили Пеппи, попрощались с ней и ушли, унося свои сокровища — дудочку, брошку и пистолеты.

Пеппи проводила своих гостей до террасы и глядела им вслед, пока они не исчезли в темноте сада. Томми и Анника то и дело оглядывались, махали ей. Пеппи стояла, освещенная лунным светом, — рыжая девочка с тугими косичками, торчащими в разные стороны, в огромной, волочащейся по полу отцовской ночной рубашке. В одной руке она держала пистолет, а в другой подзорную трубу.

Когда Томми, Анника и их папа дошли до калитки, они услышали, что Пеппи что-то кричит им вслед. Они остановились и стали прислушиваться. Ветер гудел в ветвях деревьев, но они разобрали слова:

— Когда я вырасту большая, я буду морской разбойницей… А вы?

Линдгрен Астрид